Произведение Н. Носова «Заплатка» в начальной школе изучается в 1 классе на уроках выразительного чтения по программе «Начальная школа ⅩⅩⅠ века» [1].
Проанализируем данное произведение с учетом необходимых для подготовки к выразительному чтению элементов содержания и формы.
Жанр: рассказ о детях.
Идея произведения:
Все свои ошибки настоящий мужчина должен исправлять сам, не перекидывая ответственность на других;
Надо относиться бережно к своим вещам;
Любое дело вне зависимости от того, какое оно, надо делать качественно, не торопясь.
Краткая характеристика образов:
Бобка – главный герой, весёлый мальчик, с сильным характером, старается быть самостоятельным. Бобка аккуратный мальчик, но из-за своей торопливости попадает в неловкие ситуации.
Мама – второстепенный герой, ласковая и мудрая женщина. Готовая пойти на встречу в любой ситуации. Хочет научить своего сына ответственности и вырастить из него настоящего мужчину.
Ребята – второстепенные герои, весёлые, игривые, беззаботные и насмешливые. Готовы, как и похвалить друга, так и поддеть.
Сюжет: Бобка хвастался своими штанами, но однажды он их порвал по своей неаккуратности. Он попросил зашить их маму, но она отказалась. Тогда Бобка пошел гулять так. На прогулке друзья обсмеяли его вид, из-за чего мальчик решил зашить себе штаны сам. В итоге Бобка зашил себе штаны так хорошо, что его все похвалили.
Построение сюжета:
Завязка – Бобка порвал штаны;
Кульминация – мама не зашила мальчику штаны;
Развязка – Бобка сам себе зашил штаны;
Концовка – мальчика похвалили друзья.
Задача чтения: рассказ учит быть самостоятельным, не скидывая ответственность за свои поступки на других. Учит тому, что, когда выполняешь свою работу самостоятельно, не только учишься чему-то новому, но чувствуешь радость от выполненной работы.
План:
1-я часть. У Бобки были замечательные штаны, которыми он гордился.
2-я часть. Как Бобка порвал свои штаны, и мама не согласилась их зашить.
3-я часть. Бобка пошёл гулять с дыркой из-за чего, ему стало стыдно.
4-я часть. Как Бобка два раза пришивал заплатку.
5-я часть. Бобка пошёл гулять с дыркой из-за чего, ему стало стыдно.
Ниже представлена таблица, отражающая особенности выразительного чтения рассказа Николая Носова «Заплатка» (Таблица 1)
Нами будут использованы следующие обозначения:
Жирный шрифт |
логические ударения |
Курсив |
интонация голоса |
/ |
пауза, новый вдох |
// |
вдох |
↑ |
повышение голоса |
↓ |
понижение голоса |
Таблица 1
Название части |
Задачи чтения |
Текст произведения |
1-я часть. (У Бобки были замечательные штаны, которыми он гордился.) |
Читать обыденным повествовательным тоном. Введение в ситуацию (1). (голос спокойный) Читать радостно, привлекая внимание (2). (громкий, звонкий голос) Читать с хитринкой, с гордостью (3). |
//У Бобки были замечательные штаны/: зеленые/, вернее сказать /, защитного цвета↓//. Бобка их очень любил и всегда хвастался (1) ↓//: - Смотрите /, ребята/, какие у меня штаны ↓//. Солдатские (2) ↑//! Все ребята /, конечно /, завидовали//↓. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было (3) ↓//. |
2-я часть. (Как Бобка порвал свои штаны, и мама не согласилась их зашить.) |
Читать с напряжение (1). (голос идёт по нарастающей) Читать с сожалением (2). Читать настороженно (3). Читать сурово и уверенно, вопрошающе (4). (голос чуть громче чем средний, но не крик) Читать жалостливо, просяще (5). (голос протяжный) Читать утверждающе и уверенно (6). (голос мягкий с повелительными нотками) Читать с возмущением, проявляя нежелание героя (7). (голос звонкий) Читать с нотками наставления, уверенно (8). (голос мягкий с сильными нотами) Читать обиженно, категорично (9). (голос бубнящий, тихий) |
Однажды Бобка полез через забор /, зацепился за гвоздь /и порвал эти замечательные штаны (1) ↓//. От досады он чуть не заплакал /, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить (2) ↓//. Мама рассердилась (3) ↓//: - Ты будешь по заборам лазить /, штаны рвать /, а я зашивать должна (4) ↑//? - Я больше не буду ↑//! Зашей /, мама ↑//! (5) - Сам зашей (6) ↓//. - Так я же ведь не умею (7) ↑//! - Сумел порвать /, сумей и зашить (8) ↓//. - Ну /, я так буду ходить (9) /, - проворчал Бобка и пошел во двор ↓//. |
3-я часть. (Бобка пошёл гулять с дыркой из-за чего, ему стало стыдно.) |
Читать повествовательно, рассудительно (1). (голос спокойный) Читать вопрошающе, с насмешкой (2). Читать с обидой, ябедничая (3). (голос протяжный) Читать с легким недоумение и насмешкой (4). Читать с нотой поучения и уверенно (5). |
Ребята увидели /, что у него на штанах дырка /, и стали смеяться (1) ↓//. - Какой же ты солдат /, - говорят /, - если у тебя штаны порваны (2) ↑//? А Бобка оправдывается (1) ↓//: - Я просил маму зашить /, а она не хочет (3) ↓//. - Разве солдатам мамы штаны зашивают (4) ↓//? - говорят ребята ↓//. - Солдат сам должен уметь все делать ↓//: и заплатку поставить и пуговицу пришить (5) ↓//. Бобке стало стыдно (1) ↓//. |
4-я часть. (Как Бобка два раза пришивал заплатку.) |
Читать повествовательно, рассудительно (1). (голос спокойный) Читать с возмущение и вызовом (2). (голос звонкий) Читать возмущенно, недоумённо и недовольно (3). (голос звонкий) |
Пошел он домой /, попросил у мамы иголку /, нитку и лоскуток зеленой материи ↓//. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам (1) ↓//. Дело это было нелегкое ↓//. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой (1) ↓//. - Чего ты колешься ↑//? Ах ты /, противная (2) ↑//! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик /, так чтоб не уколоться ↓//. Наконец заплатка была пришита ↓//. Она торчала на штанах /, словно сушеный гриб /, а материя вокруг сморщилась так /, что одна штанина даже стала короче (1) ↓//. - Ну, куда же это годится ↑//? - ворчал Бобка /, разглядывая штаны ↓//. - Еще хуже /, чем было ↓//! Придется все наново переделывать (3) ↓//. Он взял ножик и отпорол заплатку ↓//. Потом расправил ее /, опять приложил к штанам /, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова ↓//. Теперь он шил не спеша /, аккуратно и все время следил /, чтобы заплатка не вылезала за черту (1) ↓//. |
5-я часть. (Бобка пошёл гулять с дыркой из-за чего, ему стало стыдно.) |
Читать повествовательно, рассудительно (1). (голос спокойный) Читать радостно, с нотками похвалы (2). (голос звонкий, весёлый) Читать с нотами гордости, довольно и уверенно (3). |
Он долго возился /, сопел и кряхтел /, зато /, когда все сделал /, на заплатку было любо взглянуть ↓//. Она была пришита ровно /, гладко и так крепко /, что не отодрать и зубами (1) ↓//. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор ↓//. Ребята окружили его (1) ↓//. — Вот молодец ↑//! - говорили они ↓//. - А заплатка /, смотрите /, карандашом обведена ↓//. Сразу видно /, что сам пришивал (2) ↓//. А Бобка вертелся во все стороны /, чтобы всем было видно /, и говорил (1) ↓//: - Эх /, мне бы еще пуговицы научиться пришивать /, да жаль /, ни одна не оторвалась ↑//! Ну ничего ↓//. Когда-нибудь оторвется /- обязательно сам пришью (3) ↓//. |
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 2 класс :учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. – 9-еизд., стереотип. – М. : Вентана-Граф, 2019. – 176 с. : ил. – (Российский учебник).
"Заплатка" Н. Носов [Электронный ресурс] // Раннее развитие детей – Режим доступа : http://www.razumniki.ru/zaplatka_nosov.html (дата обращения 19.12.2019)