Актуальность: Среди многих проблем России одно из важнейших мест заняли проблемы аддиктивного поведения современной молодежи. Наркомания, алкоголизм, токсикомания и другие отрицательные явления стали угрожать здоровью населения всей страны. Данные явления начали распространяться на территории России угрожающими темпами. В России к 2015 году не осталось ни одного региона страны, где не были бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.
По статистическим данным (Всемирный доклад о наркотиках УНП ООН от 22 июня 2017):
число потребителей ПАВ (психоактивных веществ) в России перевалило 18 млн.;
5 млн. употребляют их систематически;
30% зависимых принимают ПАВ инъекционно;
Россия на 5 месте среди потребителей героина.
90 тысяч человек в России, каждый год начинают употреблять наркотики (250 человек/день).
Статистика наркозависимости демонстрирует негативную динамику, не взирая на огромные средства, выделяемые правительством на борьбу с болезнью.
Основные причины начала употребления ПАВ:
- из любопытства;
- за компанию;
- чтобы успокоиться после ссоры, конфликта;
- чтобы не быть «белой вороной»;
- для самоутверждения среди сверстников;
- ради удовольствия;
- потому что не умеют отказывать;
- думают, что смогут остановиться когда захотят.
Классификация ПАВ по типу влияния на центральные нервные функции:
А. Вещества, угнетающие мозговые функции (супрессоры ЦНС):алкоголь, опиоиды, лекарственные препараты снотворно-седативной группы, летучие органические вещества (средства бытовой химии).
Б. Вещества, стимулирующие мозговые функции (стимуляторы ЦНС):кокаин, психостимуляторы амфетаминового ряда, кофеин и другие производные ксантина.
В. Галлюциногены (психотомиметики, психодизлептики):диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД-25), мескалин, псилоцибин, фенциклидин.
Г. Каннабиоиды (алкалоиды конопли): тетрагидроканнабинол, каннабигерол, каннабидиол, Д. Никотин
Как видно из классификации, каннабиноиды и никотин не входят в три основные категории ПАВ (супрессоров ЦНС, стимуляторов ЦНС и галлюциногенов), а составляют собственные фармакологические группы, что объясняется сложностью и своеобразием производимых ими психотропных эффектов.
По происхождению психоактивные субстанции разделяются на природные, полусинтетические и синтетические вещества.
Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ)
Профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).
В профилактике злоупотребления ПАВ выделяются три ее вида: профилактики - первичная, вторичная и третичная.
Первичная профилактика направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи.
Вторичная профилактика - это работа с теми детьми и подростками, которые уже пробовали наркотические или другие психоактивные вещества или имеют положительное отношение к тому, чтобы их попробовать, и тем более к их регулярному употреблению.
Третичная профилактика - это уже даже не профилактика в аспекте понимания ее как предотвращения процесса, явления или действия, а комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий различного характера. Поэтому, ведя разговор об основных направлениях антинаркотической профилактики, мы имеем в виду первичную и вторичную профилактику, которая может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме на основе различных программ и с использованием разных методик .
В настоящее время сложились различные направления профилактики ПАВ.
Одно из направлений можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что приобщение к наркотикам - это нарушение всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер, связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков.
Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. В настоящее время довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных ПАВ. Вопрос заключается в том, какую информацию можно дать о наркотических веществах» в какой форме и какое влияние на их сознание она окажет.
Следующее направление антинаркотической профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.
Следующее направление можно условно назвать личностно ориентированным. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения.
Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.
Реализация задач профилактики употребления ПАВ в образовательном учреждении осуществляется на следующих уровнях:
Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности учреждения образования. Он обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия для предупреждения употребления ПАВ в конкретном муниципальном образовании.
Второй уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, и ориентирован на конкретные социальные группы учащихся, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики. Оба структурных уровня тесно взаимосвязаны.
Таким образом принято считать, что пристрастие к алкоголю и наркотикам обусловлено химическими процессами, связанными с адаптацией организма к тем или иным психоактивным веществам. Дело в том, что изменение свойств сознания помогает нам почувствовать себя в ином качестве: освободиться от стереотипных психических реакций, стать непосредственнее в общении и выражении своих чувств. Словно исчезает пропасть, разделяющая внутренний мир индивида и социум: невротические привычки отступают, мышление становится яснее и образнее, восприятие - глубже и чувственнее, подобно детскому мироощущению...