ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ ШКОЛ РОССИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ ШКОЛ РОССИИ

Грициенко И.А. 1
1ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

"Врач - не анатом, не только бесполезен, но и вреден"

Е.О. Мухин

Развитие медицины и анатомии в мировой истории берет начало с начала второго тысячелетия. Толчком к этому послужило развитие городов, торговли, культуры. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет позволялось совершать вскрытие трупов человека. Открываются первые институты. В 14-15в. в них для демонстрирования студентам стали вскрывать 1–2 трупа в год.

Поражающий скачок в анатомии совершили Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. Выдающийся ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные схемы и рисунки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам. Он смог изучить тело человека с разных ракурсов, определил пропорции тела, предложил классификацию мышц и объяснил их функцию с точки зрения законов физики.

Благодаря вскрытию трупов и глубоким изучениям их, Андрей Везалий написал «О строении человеческого тела», где он планомерно и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические недоделки Галена.

Андрей Весалиус является основателем научной анатомии, который не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, но и обобщил и систематизировал их (то есть сделал науку из анатомии). После А. Весалиуса профессора начали публично разбирать трупы погибших в своих руках, стремясь как к изучению анатомического строения человека, так и к преподаванию анатомии ученикам.

Знаменитым анатомом того времени был голландец Фредерик Руйш (1638-1731), убеждённый последователь Везалия. Выпускник продвинутого Лейденского университета, Руйш, в 1665 году защитив диссертацию, приглашается городской гильдией хирургов в Амстердам для чтения лекций по анатомии. Он отлично освоил техники приготовления анатомических сывороток и путем инъекций сосудов с цветными и закалочными жидкостями, изобрел метод бальзамирования трупов, лично выполнил уникальную коллекцию музейных экспонатов (врожденные аномалии и мальформации) и создал первый анатомический театр. За свои заслуги Ф. Руйш был избран участником Германской Леопольдинской академии (1705), Лондонского королевского общества (1720), Парижской академии наук (1727).

В России начало анатомических вскрытий связывают с царствованием Петра I (1682-1725), проявившего большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Находясь в Амстердаме (в 1698 и 1717 годах), Пётр I посещал лекции и анатомический музей Руйша, посещал операции и анатомические диспозиции. Он получил заранее уведомление о каждом случае открытия и проник в секционный зал через специальную секретную дверь.

В 1717 году Пётр I приобрел анатомическую коллекцию Руйша (около - 2 тысяч экспонатов) за 30 тысяч голландских гульденов. Он заложил основу для фондов первого русского музея, Кунсткамера, Петровский музей раритетов (ныне Музей антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге). Указом царя (1718) эта коллекция стала расширяться и дополнять труды русских учёных. (В настоящее время оставшаяся часть препаратов Ф. Руйша находится в Музее антропологии и этнографии РАН, в Кировской военно-медицинской академии и Казанском медицинском институте.)

Вернувшись в Россию после своей первой поездки в страны Западной Европы (1697-1698), Петр I учредил лекционный курс по анатомии бояр с демонстрациями на трупах в Москве в 1699. Для вскрытия также использовалась лекарственная школа, основанная по указу Петра при Главном госпитале в Москве (1707), на которой он часто бывал. Авторитетный - "Рассказы о деяниях Петра Великого" И.И. Голиков пишет об этом: "Он велел уведомлять себя, нужно ли анатомировать тело в больнице или где-то еще или делать какую-то хирургическую операцию, и когда только время позволило я редко пропускал такой случай, чтобы не присутствовать на нем, и часто даже помогал операциям. Со временем он приобрел столько мастерства в том, что мог очень умело анатомировать тело, кровоточить, вырвал зубы и сделал это с большим желанием "...

Преподавание анатомии в России с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Первоначально, при обучении студентов, учебники иностранных авторов (Бидлоо, Готтфрид; Бланкардт, Штефан и другие) использовались на латинском и немецком языках. Тогда лучших из них стали переводить на русский язык.

Первый перевод анатомического трактата на славянский язык был сделан в 1658 году: монах Епифаний Славинецкий перевел книгу А. Везалия "Эпитоме", изданную в Амстердаме в 1642 году, и назвал ее Врачевской анатомией. К сожалению, рукописи этого перевода не сохранились и по сей день.

В начале XVIII в. В частности, для Петра I был переведён на русский язык анатомический атлас Готтфрида Бидлоо "Анатомия человеческого тела в 105 таблицах" ("Anatomia humani corporation"...), который был опубликован в 1685 году в Амстердаме. В 1729 году этот перевод был сделан заново, но, как и первый, он не был издан на русском языке и существовал только в виде рукописей.

Племянник Г. Бидлоо - Николай Ламбертович Бидлоо, приглашенный в Россию в 1702 году и основавший первую школу медицины в Москве (см. выше), составил очень ценное рукописное руководство "Инструкция для учеников хирургии в анатомическом театре", которое первые русские целители изучили (впервые опубликовано в 1979 году).

Первый отечественный атлас анатомии "Syllabus, seu omnium particis humani figuris illust-ratus" на латинском языке составил в 1744 Мартын Иванович Шехин (1712-1762), чья деятельность имела важное значение для развития национальной анатомии и хирургии. Будучи отличным чертежником, М. И. Шеин сам выполнил большую часть иллюстраций для этого первого в России издания анатомического ЦКОфо атласа. В 1757 году он впервые занялся переводом Сокращенной анатомии, всю анатомическую записку, содержащую Лоуренса Гейстера, ставшего первым в России анатомическим справочником на русском языке. М.И. Шеин занимался не только переводом анатомических и медицинских терминов, но и заложил основы русского научного медика. Терминология, которой до этого не существовало. Он верил в будущее национальной науки: "География, навигация, архитектура, медицина и другие знания, которые были в основном неизвестны в России, сейчас открыты для нас, что у нас уже есть подходящие русские географы, навигаторы, архитекторы и врачи и, возможно, через короткое время наши потомки увидят все это в гораздо большем совершенстве"...

Несмотря на агрессивное отношение, которое молодая российская наука испытывала во время своего становления со стороны некоторых зарубежных ученых, Россия за короткое время стала родиной именитых анатомических ученых. Среди них Г.И Щепин (1728-1770) - первый русский по т-рациональности, анатомический профессор, начавший преподавать медицину на русском языке, а А. П. Протасов (1724-1796) '- первый русский анатомический академик (1771), ученик М. В. Ломоносова.

Первая анатомическая школа в России была создана при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии академиком П. А. Загорским (1764-1846). Продолжая начатую М. И. Шеином работу, А. П. Протасовым и Н. М. Чеховым. Максимович-Амбодик (см. стр. 300), П. А. Загорский утверждал русскую анатомическую терминологию вместо латинской. Он создал первый в России оригинальный отечественный анатомический справочник "Конденсированная анатомия"... в двух книгах, который переиздавался пять раз.

Необходимо отметить, что анатомия не выделялась как наука или предмет, a как самостоятельная дисциплина до начала XIX века. Она находилась в тесной связи с хирургией, также сочеталась с физиологией, патологией, а позже и патологической физиологией. Таким образом, выдающимися анатомами того времени были одновременно блестящие хирурги, терапевты и физиологи. Среди них С. Г. Зыбелин (1735-1802) - первый русский профессор Московского университета А. М. Шум-Ляньский (1748-1795), защитивший диссертацию "О строении почек", Е. О. Мухин (1766-1850) - преподаватель Московского университета, автор, Анатомического курса и многих других.

Академик И. В. Буяльский (1789-1866) - П.А. Ученик Загорского и его преемник по анатомии Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (1833) оставил глубокий след в русской и мировой анатомии.

В 1828 году И. В. Вуйальский опубликовал Анатомико-хирургические таблицы, которые сразу же стали всемирно известными. Они состояли из 14 таблиц и 36 фигур, изображающих органы размером с жизнь; Их ценность определялась также тем, что существовавший на тот момент учебник анатомии П. А. Загорского и учебник хирургии И. Ф. Буша не имели иллюстраций. Таблицы И. В. Буяльского объединяют данные топографической анатомии для оперативной хирургии и являлись первым российским национальным атласом оперативной хирургии.

"Это издание можно назвать великолепным и оно чтит не только писателя, но и всю русскую хирургию", - писал И. Буйлянский о "Столах". Он был искусным анатомом и блестящим хирургом. Он внес большой вклад в создание новых хирургических инструментов, внедрил новые методы бальзамирования трупов, предложил методы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов. Коррозионные препараты почек в 1863, сделанные им, сохранились и по сей день.

Среди первых российских хирургов И. В. Буяльский применил анестезию, крахмальную повязку, антисептики. Он разработал ряд новых операций (в верхней челюсти, кровеносных сосудах и др.). Он написал большие монографии "Краткая общая анатомия человеческого тела" (1844), "Анатомические записки для учеников живописи и скульптуры в Императорской Академии художеств" (1860). В 1866 году была отлита мемориальная золотая медаль в честь И. В. Буйлянского.

Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова - великого анатома и хирурга, создателя топографической анатомии, новатора методов "ледяной" анатомии и разрезов замороженных трупов. Его фундаментальные научные работы блестяще доказали важность практической важности анатомии для клинической медицины

В конце XIX в. В ведущих научных центрах России образовались большие анатомические школы: при Московском университете - школа Д. Н. Жера-ивея (1834-1917), внесшая большой вклад в изучение анатомии центральной нервной системы; В Киевском университете, школа В. А. Бетса (1834-1894) - инициатора изучения архитектурной инженерии коры головного мозга.

В Петербурге Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909) развивал функциональное направление в медицине - основоположник теоретической, анатомии и основоположник национальной науки физического воспитания. Он пришел к оценке физкультуры из анатомии: по словам Лесгафта, форма непрерывно меняется под влиянием функций и питательных условий, следовательно, совершенная форма здорового организма напрямую зависит от активного влияния на нее упражнений, разработанных на научной основе. Так, ФНС Лесгафт впервые заложила мост между анатомией и физкультурой и воспитанием людей.

Внедрение новых исследовательских методов расширило возможности научной анатомии и ещё больше приблизило её к клинической медицине. Таким образом, открытие рентгеновских лучей и создание рентгеновской анатомии позволили использовать метод рентгенологической диагностики в клинике.

Важность анатомии для врача любой специализации переоценить нельзя. Именно поэтому необходимо уделять изучению данной дисциплины максимум времени.

Список литературы:

1. История развития анатомии URL: https://studopedia.su/6_23051_istoriya-razvitiya-anatomii.html (дата обращения: 10.12.2019).

Просмотров работы: 554