«Единственной формой влияния на власть, которая востребована значительным числом россиян, остаются выборы - самый простой и необременительный вид участия. Но они, особенно в последние годы, начинают восприниматься, особенно молодыми людьми, как формальность, а при желании - нужная процедура в основном для того, чтобы предотвратить анархию и хаос. Кого и как выбирать, особого значения не имеет. Существует также значительная часть граждан, которая в принципе отвергает легитимацию власти через избирательные процедуры» [1].
Институт муниципальных выборов предполагает значительное количество участников, обладающих разными полномочиями, правами и обязанностями и относительно делятся на две группы: те, кто организуют выборы, и те, кто в них принимает участие.
Правовым статусом на участие в избирательном процессе, то есть совокупностью прав и обязанностей, закон наделяет следующих субъектов права:
граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными и граждан, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы (ч.2 ст. 32 Конституции Российской Федерации);
политические партии;
общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне (это относится к выборам и в органы местного самоуправления);
кандидаты - граждане, выдвинутые в качестве претендентов для избрания депутатами и на должность глав муниципальных образований;
доверенные лица;
уполномоченные представители кандидатов, политических партий, общественных объединений;
члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
наблюдатели;
представители средств массовой информации, основной задачей которых является предоставление объективной информации организационного этапа выборов и собственно этапа проведения;
иностранные (международные) наблюдатели.
Рассмотрим самый многочисленный субъект - электорат. Статьей 2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» этот термин не предусмотрен. Определено понятие «избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом». Электорат – это круг избирателей, голосующих за какую-либо партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. Из этого следует, что эти два определения можно считать синонимами. Отличительная черта электората – разделение на группы по политическим взглядам и предпочтениям, но при этом представители этой группы являются избирателями.
Правовой статус избирателя закреплен рамочным Федеральным законом РФ и определяет круг его прав и обязанностей при совершении избирательных действий. «Участие избирателя в выборах в органы местного самоуправления имеет двоякую конституционно-правовую природу, так как позволяет одновременно осуществить конституционное право избирать и быть избранным и конституционное право на осуществление местного самоуправления (ст. 32 и ст. 130 Конституции РФ)» [2].
Законодательством закреплены требования к избирателям: достижение 18-летнего возраста, отсутствие признания судом недееспособности и не пребывание в местах лишения свободы по решению суда. Основное правило, по которому определяется наличие активного избирательного права – территория проживания и место постоянной регистрации в границах муниципального образования, в котором проводятся выборы.
Согласно главе 3 Федерального закона № 67-ФЗ все избиратели подлежат регистрации и учету, которые осуществляются в соответствии с положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, с использованием электронной системы ГАС «Выборы». Основная особенность избирателей – это свобода волеизъявления, никто не вправе принудить гражданина к участию в выборах. К исключительным правам избирателя относятся возможности одновременно выступать в качестве члена избирательной комиссии или наблюдателя.
Законодательная база муниципальных выборов дает следующее определение «избирательного объединения»: «политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации, либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования» [3].
Политические партии в большинстве своем практически не заинтересованы в местных делах. Довольно ярко об этом свидетельствуют результаты прошедших выборов, на которых ЛДПР взяло 4 мандата (при 953 выдвинутых кандидатах), КПРФ - 44 мандата (1303 выдвинутых кандидата), Коммунистическая партия «Коммунисты России» - 0 мандатов (551 выдвинутый кандидат) и так далее. Эти результаты явились следствием отсутствия какой-либо адекватной предвыборной кампании данных политических партий. Избиратели, скорее, голосовали по инерции («вижу знакомое название - ставлю галочку»), нежели ориентируясь на программы этих партий относительно перспектив развития их муниципальных образований, либо же просто по личному знакомству, что не является редким случаем на муниципальном уровне.
Е.С. Шугрина полагает, что «участие политических партий в выборах на муниципальном уровне посягает на саму суть местного самоуправления, приводит к ее выхолащиванию, поскольку все же политические партии могут быть только федеральными и, соответственно, имеют общефедеральные задачи» [4]. О.Н. Ванеев, проанализировав программы региональных отделений политических партий, указывает на то, что «в них отсутствуют проекты развития муниципальных образований, а также проекты реформирования муниципальной власти, после чего приходит к выводу о том, что политические партии хотят лишь участвовать в муниципальных выборах, но не хотят формулировать задачи для решения на столь низком для них уровне» [5].
Исходя из результатов проведенной партиями предвыборной кампании и указанных выше мнений ученых, следует прийти к выводу о необходимости поощрения участия в муниципальных выборах общественных объединений, не являющихся политическими партиями, усиления их позиций хотя бы на местном уровне. Эти общественные объединения, в отличие от политических партий, проявляют особую активность, причем не только в период выборов, но и вне его. Так, местные жители часто собираются на различные акции именно под предводительством общественных движений и организаций, а не политических партий.
Федеральный законодатель предусматривает возможность участия иностранных граждан и лиц без гражданства в муниципальных выборах. Однако на практике мы видим, что иностранцы не могут реализовывать пассивное избирательное право на выборах даже такого уровня.
И.И. Тюнина на основе анализа международных договоров России, затрагивающих избирательные права иностранных граждан, приходит к выводу о том, что на данный момент РФ не заключила ни одного договора, который четко закреплял бы наличие активного, либо пассивного избирательного права у иностранных граждан. При этом она отмечает, что путем толкования данных договоров можно прийти к тому, что и активным, и пассивным избирательным правом обладают граждане Беларуси, Киргизии и Туркменистана, постоянно проживающие на территории РФ. Таким образом, положения федеральных законов, предоставляющие избирательные права иностранным гражданам на основе международных договоров, являются практически мертвыми, в связи с чем И.И. Тюнина предлагает исключить из этой нормы указание на заключение международного договора [6].
Интересно, что на интернет-сайте Российской общественной инициативы имелось предложение полностью запретить иностранным гражданам принимать участие в выборах любого уровня, как в качестве избирателей, так и в качестве кандидатов, в том числе посредством невозможности заключения международных договоров, предоставляющих иностранным гражданам избирательные права. Однако успеха авторы данной инициативы не добились, что нельзя не признать положительным моментом. Неслучайно в подавляющем большинстве работ, посвященных избирательному праву, авторы указывают на то, что именно на муниципальном уровне польза от иностранных граждан может быть ощутимой, поскольку на этом уровне в целом не решаются политические вопросы (отставим в сторону вопросы прохождения муниципальных фильтров и тому подобные). Поэтому можно согласиться с тем, что знания, умения, квалификация иностранных граждан могут быть полезны при решении вопросов местного значения.
Среди субъектов, принимающих участие в избирательном механизме, можно выделить основных и второстепенных, то есть те, без которых в принципе невозможна практическая реализация выборов, и те – причастность которых возможна, но не оказывает особенного влияния на процесс выборов. Отличительная особенность основных действующих акторов заключается в том, что они одновременно могут проявлять различные статусы активного и пассивного избирательного права, например, являясь членом избирательной комиссии и быть избирателем.
Список литературы:
Макарова О.А. Общественно-политическое участие населения на муниципальном уровне // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2 (62) Т.2. – С. 69.
Фадеев В.И., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Норма, 2006. С. 62.
Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/c3bc08fafa63fc5fa26145ab3f99cc32d1645846/
Шугрина Е.С. Региональное законодательство об участии общественных объединений в муниципальных выборах // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4. С. - 43.
Ванеев О.Н. К проблеме участия политических партий в муниципальных выборах // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 4. С. - 52.
Тюнина И.И. Совершенствование правового регулирования в сфере избирательных прав иностранных граждан // Миграционное право. 2016. № 3. С. - 36.