Анализ конкурентной среды ПАО "ВымпелКом" - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Анализ конкурентной среды ПАО "ВымпелКом"

Козырева Д.Н. 1, Жуланова О.Н. 1, Нестерова А.А. 1, Аверина А.А. 1
1СИУ- филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях рыночной экономики оценка своих конкурентных позиций является неотъемлемым элементом деятельности любой компании. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.

ПАО «ВымпелКом» является одним из ведущих поставщиков услуг связи в России и осуществляет деятельность под брендом «Билайн». «Билайн» – один из наиболее известных брендов в России. Основными конкурентами ПАО «ВымпелКом» являются ПАО «Мобильные ТелеСистемы» («МТС») и ПАО «Мегафон» («Мегафон»), ООО «Т2 Мобайл» («Теле2 Россия»). Среди клиентов и партнеров ОАО «ВымпелКом» - частные лица, малые, средние и крупные предприятия, транснациональные корпорации, операторы связи.

Главной причиной замедления роста рынка стало снижение темпов роста самого крупного сегмента - мобильной связи до 5%. Другими причинами снижения темпов в 2016-2018 гг. стали продолжающееся падение рынка фиксированной телефонной связи, а также насыщение в традиционно динамичных сегментах интернет-доступа.

Рисунок 1 – Структура рынка телекоммуникаций России по полученным доходам основными операторами в 2018 году

По данным «Директ INFO» 80% рынка телекоммуникационных услуг формирует пять крупнейших операторов связи: МТС, Мегафон, Ростелеком, ВымпелКом, Теле2. На каждую из других компаний (ТТК, Акадо, Оранж, РТРС, Эр-Телком и др.) приходится менее 5% рынка. МТС является крупнейшим среди операторов связи в России по таким показателям как выручка и количество абонентов.

Таблица 1 – Основные показатели работы крупнейших операторов связи

Место по выручке

Оператор

Общая выручка в 2018 г., млрд.

руб.

Изменение (+/-) к 2017 г., %

Выручка от оказания услуг связи, млрд. руб.

Число абонентов, ед.

1

ПАО «Мегафон»

335,5

4,3%

300,8

75,2

2

ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС)

331,2

2,3%

297,3

78

3

ПАО «ВымпелКом» (Билайн)

289,7

5,2%

261,6

55,3

4

ООО «Т2 Мобайл» (Теле2 Россия)

104,6

10,2%

Нет данных

44,1

Из данных таблицы 1 видно, что все операторы в 2018 году продемонстрировали положительную динамику общей выручки. Рассмотрим общую выручку компаний от оказания услуг связи и число их абонентов на 2018 год. По итогам 2018 года наблюдается быстрый рост прибыли у Теле2 (10,2%) за счет быстрого развития тарифного плана и у ВымпелКома (на 5,2%), по данным «ТМТ Консалтинг» это может быть следствием положительной тенденции прошлых 2-х лет, когда компания имела достаточно средств для развития своей сети.

Выручка МТС по отношению к 2017 году в 2018 увеличилась до 331,2 млрд. руб. за счет роста доходов от продаж устройств, передачи данных и увеличения абонентской базы в России. При этом Выручка от оказания услуг осталась на том же уровне, что и в 2017 году. В свою очередь рост выручки ПАО «Мегафон» в 2018 году свидетельствует.

Стоит отметить, что для анализа конкурентоспособности необходимо проанализировать долю операторов связи на рынке услуг. Эти данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 –Доля на рынке услуг операторов связи на 01.10.2019 г.

По подсчетам, за полгода Tele2 подключила 1,88 миллиона новых абонентов, пополнив общую абонентскую базу до 45,9 миллиона человек. Представитель компании эту цифру подтвердил, однако число абонентов поквартально не раскрыл.

Также на 700 тысяч человек выросло число абонентов у "Мегафона". Общая цифра достигла 75,9 миллиона. В МТС рост составил 90 тысяч. Таким образом, общая база достигла 78,1 миллиона.

У «Вымпелкома», работающего под брендом "Билайн", база сократилась более чем на 920 тысяч человек, составив 54,3 миллиона. Данные AC&M по числу абонентов совпадают с тем, что "Мегафон", МТС и "Вымпелком" раскрывали в отчетности за II квартал года.

На рисунке 3 представлены данные по количеству абонентов основных операторов связи по состоянию на 01.10.2019 г.

Рисунок 3 –Число абонентов операторов связи на 01.10.2019 г, млн. человек

Эксперты посчитали, что на конец июня доля Tele2 на рынке выросла на 1 процентный пункт, достигнув 18%, у "Вымпелкома" сократилась с 22 до 21%, МТС – с 31 до 30%. "Мегафон" же сохранил позиции – 29% рынка мобильных абонентов. Оставшиеся доли – у небольших операторов

Для оценки конкурентоспособности необходимо выделить основные факторы, которые влияют на конкурентоспособность предприятия. Согласно мнению французских ученных существует 6 ключевых факторов конкурентоспособности:

Качество, выражающееся в соответствии с продуктом высокому уровню товаров рыночных лидеров.

2. Цена товара.

3. Финансовое состояние организации.

4. Торговля (величина дилерской сети).

5. Послепродажное обслуживание

6. Предпродажное обслуживание

Эти факторы специалисты оценивают по балльной шкале для каждого оператора. По количеству монобрендовых салонов Теле2, ВымпелКому, Мегафону МТС были выставлены оценки 1, 2, 3, 4 соответственно. Результаты такой оценки конкурентоспособности приведены в таблице 2.

Таблица 2 –Оценка всех факторов конкурентоспособности, балл

Факторы

ВымпелКом

Мегафон

МТС

Теле2

Качество

2,3

2,6

4, 6

3, 4

Цена

2

1

3

4

Финансовое состояние организации

3,1

2,9

1, 7

2, 5

Величина дилерской сети

2

3

4

1

Послепродажное обслуживания

2

2, 5

2

4

Предпродажная подготовка

3

4

1

2

Для обычного абонента наибольшее значение имею «Качество» и «Цена». По данным факторам видно, что лидером является МТС, однако по фактору «Цена» МТС занимает 2 место, уступая первое Теле2. Для ВымпелКома характерна удовлетворительная цена, но качество услуг необходимо значительно улучшить, т.к. по данному фактору этот оператор является аутсайдером.

После составления бальной системы оценки факторов конкурентоспособности отразим данные в более визуальном представлении – с помощью многоугольника конкурентоспособности (лепестковой диаграммы) А. Оливье, А. Дайана, Р. Урсе.

Оценка проводилась при помощи ранжирования – то есть сравнивались результаты компаний между собой, а затем выставляются оценки от лучшего к худшему (от 4 до 1).

Рисунок 3 – Лепестковая диаграмма конкурентоспособности компаний

Далее были рассчитаны площади каждого многоугольника и произведён расчет показателей конкурентоспособности качества услуг и экономического состояния по каждой компании сотовой связи. По итогам лучшую работу показали салоны Мегафона и Теле2, они набрали 73,8% (14,7 баллов) и 71,7% (13,8 баллов) соответственно, т.е. чем больше площадь многоугольника, тем выше конкурентоспособность компании. На третьем месте оказался МТС с результатом 67,4% (13 баллов). Последнюю позицию занял ВымпелКом, набрав 65%. (9,3 балла) Причинами такого положения компании являются: высокие цены на тарифы, небольшая (по сравнению с конкурентами) величина дилерской сети и низкое качество предоставляемых услуг.

В целом разница между операторами невелика. Стоит отметить, что в каждой сети были обнаружены как магазины идеальным, так и с неприемлемым обслуживанием.

Проведем оценку качества услуг, предоставляемых основными игроками рынка, результаты которой представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Оценка качества услуг, предоставляемых основными операторами

Показатель

ВымпелКом

Мегафон

МТС

Теле2

Значение

Балл

Значение

Балл

Значение

Балл

Значение

Балл

Среднее время доставки sms-сообщений, сек

1,3

4

2

1

1,8

2

1,7

3

Средняя скорость передачи данных к абоненту, Кбит/с

6495

2

3519

1

7106

3

7390

4

Продолжительность успешной сессии, мин

6,46

1

27

4

10,6

3

10,2

2

Доля неуспешных соединений с веб-сервером, %

2,4

1

2

3

2,3

2

0,5

4

Средняя разборчивость речи на соединение, %

4

4

3,9

3

4

4

4

4

Итого

X

2,3

X

2,6

X

4,6

X

3,4

Из данных таблицы видно, что наивысший бал в сумме получил оператор «МТС», т.к. по большинству представленных показателей он занимает хорошее положение (3 балла). В отношении ВымпелКома можно отметить, что ему необходимо также равноценно как МТС распределить свои силы на развитие по различным показателям, а не концентрируясь только на времени доставки sms-сообщений и разборчивости речи. Т.к. в данных условиях развития телекоммуникационных связях в приоритете находится веб-соединение. Наиболее устойчивое положение в перспективе можно сказать занимает Теле2 , т.к. для него характерно, во-первых, уделять большое внимание интернет соединению, что наиболее актуально, и, во-вторых, ориентация на низкую цену и возможность абоненту самому решать, что будет входить в его тариф.

Кроме того, среди студентов СИУ-филиал РАНХиГС был проведен опрос, на результатах которого был проведен SWOT-анализ компании ПАО «ВымпелКом». Исходя из проведенного SWOT-анализа, можно сделать вывод, что, несмотря на масштаб работы Компании и время присутствия ее на рынке, она имеет некоторые проблемы, которые могут помешать ее дальнейшему росту и развитию.

В рамках проведенного SWOT-анализа были выявлены 2 проблемы:

1. Низкая приверженность клиентов к компании;

2. Малоэффективная реклама.

Для того чтобы повысить свои конкурентные преимущества, «ВымпелКом» разработал новую услугу, которая называется «Все в одном». Услуга предоставляет возможность абонентам пользоваться услугами мобильной связи, домашним интернетом и цифровым телевидением на одном счете, получать обслуживание от одного оператора, не обращаясь в разные центры поддержки клиентов, ну и, соответственно, существенно экономить. Главной целью данного продукта является увеличение абонентской базы ШПД (широкополосного доступа) на 50%.

Затем был создан новый проект, который содержал мероприятия на базе Пермского ЦПК (центр поддержки клиентов) для повышения эффективности продвижения. Одним из основных мероприятий проекта являлось создание отдельной группы, которая будет заниматься продвижением и обслуживанием нового продукта. Данный проект поспособствовал изменению ситуации и увеличению эффективности продвижения уже за два месяца своего действия. Это говорит о том, что применение проектного подхода к оценке эффективности продвижения, а также увеличению данного показателя является уместным и именно он позволит компании своевременно получить необходимые результаты и вовремя отреагировать на отклонения.

В итоге можно сказать, что компания ПАО «Вымпелком» развивается и сохраняет свою долю на рынке услуг связи, и не только российском. В настоящее время эта организация не занимает лидирующую позицию среди своих конкурентов, но ПАО «Вымпелком» превосходит своих конкурентов по ряду позиций и в скором будущем эта компания может разрастись до значительно больших размеров.

Список литературы:

1. Консолидированная финансовая отчетность Публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orel.beeline.ru/about/about-beeline/disclosure/annual-reports/ (дата обращения: 29.10.2019)

2. Официальный сайт «DirectINFO» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.directinfo.net/ (дата обращения: 25.10.2019)

Просмотров работы: 744