Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние годы компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке студентов, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения.
Электронные средства учебного назначения имеют многослойный характер. С одной стороны, по выполняемым функциям, их можно отнести к учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей стороны, по технологии создания, они являются программным продуктом и к ним может быть применен
Исходя из рассмотрения различных классификаций, описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные средства учебного назначения следует различать (схема 1):
По функциональному признаку определяют четыре группы изданий, определяющие их значение и место в учебном процессе:
Программно-методические.
Учебно-методические.
Обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций).
Вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
По структуре электронные средства подразделяются на:
однотомное электронное издание – электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
многотомное электронное издание – электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
электронная серия – серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.
По организации текста учебные электронные издания подразделяются на:
моноиздания, включают одно произведение;
сборники, включают несколько произведений учебной литературы.
По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум.
(схема 1)
По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:
конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;
программированные учебные издания, которые, по существу, и представляют собой в этой классификации электронные издания;
проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;
комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.
По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на следующие группы (схема 2):
(схема 2)
По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:
электронный аналог печатного учебного издания – электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
самостоятельное электронное средство учебного назначения – электронное издание, не имеющее печатных аналогов.
По технологии распространения можно выделить:
локальное электронное средство учебного назначения – электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
сетевое электронное издание – электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
электронное издание комбинированного распространения – электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.
По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы:
детерминированное электронное издание – электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;
недетерминированное электронное издание – электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.
С помощью всех представленных классификаций можно учесть отдельные характеристики электронных средств учебного назначения. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области.
Таким образом, выделенная классификация дает понять, что электронные средства обучения можно различать по: по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе; по структуре; по организации текста; по характеру представляемой информации; по форме изложения; по целевому назначению; по наличию печатного эквивалента; по природе основной информации; по технологии распространения; по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания. При этом каждый из классов можно разделить на подклассы.
Список использованных источников и литературы
1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М. : Педагогика, 1987. – 320 с.
2. Кривошеев А.О. Компьютерные обучающие программы. Состояние и перспективы развития / А.О. Кривошеев // Мат-лы научно-техн. конф. «Перспективные информационные технологии в высшей школе». – Самара, 1993. – С. 18–20.
3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. – М. : Педагогика, 1988. – 192 с.
4. Современная учебная книга: подготовка и издание / Под ред. С.Г. Антоновой, А.А. Вахрушева. – М. : МГУП, 2004. – 224 с.
5. Стрикелева Л.В. Организация учебного процесса с помощью АОС. Педагогические основы / Л.В. Стрикелева, М.У. Пискунов, И.И. Тихонов. – Мн.: Университетское, 1986. – 94 c.
6. Субботин А. Л. Классификация / А. Л. Субботин. – М. : ИФ РАН, 2001. – 94 с.