РИСКИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РИСКИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Пономарева И.В. 1, Заярная И.А. 1
1Новороссийский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшнем этапе экономическая теория еще не разработала общепринятую классификацию рисков. Причиной этого можно назвать то, что в практическом применении существует огромное множество различных видов рисков. Сущность экономического риска связана с тем, что не смотря на предположение высокого дохода, присутствует чувствительный материальный ущерб, который может быть вызван реализацией технического или хозяйственного решения. Такое понятие риска в банковской сфере является вполне оправданным, так как коммерческие организации покрывают основную часть своих потребностей в денежном массиве за счет привлечения средств.

Банки обязаны полностью нести ответственность за капитал клиентов, а также обеспечивать стабильную прибыль. Риск присущ любой банковской операции, но он может различаться по характеру и широте взаимодействия. Стратегия рисков является важным компонентом стратегического управления банковской деятельности. Именно поэтому цель банков –предвидение риска и снижение его до минимального уровня.

Все банковские риски можно разделить на внутренние и внешние. К внешним рискам относятся те риски, которые не имеют отношение к деятельности банка. Внутренние риски обусловлены деятельностью банка. В процессе изучения и определения риска, следует учитывать то, что банки чаще всего сталкиваются со всей совокупностью рисков, которые различны друг от друга [5].

В последние годы управление рисками в банках значительно изменилось. Можно считать, что большое влияние на риск-менеджмент в сфере банков оказал мировой финансовый кризис, который был в 2008 году. Ведь из-за него возникли более строгие требования к структуре капитала и его достаточности, к кредитному плечу, ликвидности на одном уровне с более высокими стандартами отчетов о рисках. Теперь банки стали инвестировать в укрепление систем риск-менеджмента, стали более широко привлекать членов правления к принятию ключевых решений в сфере рисков[3].

Анализ рисков информационной безопасности имеет основополагающее значение для безопасности организации. Это необходимо для обеспечения контроля над тем, чтобы средства безопасности и расходы полностью соответствовали рискам, которым может быть подвержена организация. Безопасность в любой системе должна быть соизмерима с ее рисками. Относительно рисков информационной безопасность особое место занимает банковская сфера.

Для решения задачи оценки рисков информационной безопасности наиболее часто используют такие программные комплексы, как:

-CRAMM

-FRAP

-RiskWatch

-MSAT

-ГРИФитд.

Существует два типа анализа рисков: количественные и качественные. Количественная оценка применяется тогда, когда исследуемые угрозы и связанные с ними риски можно сопоставить с конечными значениями, которые выражены в деньгах, процентах, времени, человеко-ресурсах. Данный метод позволяет получить конкретные значения объектов оценки риска, когда реализуется угроза информационной безопасности. Конечно, не всегда удается получить конкретное выражение оценки из-за большой неопределенности, и тогда применяется качественный метод. При таком подходе не используется количественные или денежные выражения для объекта оценки. Объекту просто присваивается показатель, который проранжирован по трехбалльной или десятибалльной шкале. Для сбора данных применяются опросы целевых групп, интервьюирование, анкетирование или личные встречи.

Однако, среди описанных методик идеального варианта для организаций банковской сферы нет, так как ни одна компания-разработчик не ставила своей целью создания алгоритма анализа и оценки рисков информационной безопасности для предприятий какой-либо конкретной сферы. Поэтому для устранения недостатков методик предлагается использовать нечеткую логику, которая позволила бы определять величину риска на основе субъективных оценок всех уровней информационной безопасности [2].

Последние несколько лет большими темпами развивается дистанционное банковское обслуживание. Это происходит из-за того, что действие IT-технологий все больше оказывает влияние на нашу жизнь. При использовании таких технологий существует множество преимуществ перед традиционными формами обслуживания. Поэтому сейчас в мире количество клиентов, которые используют дистанционное банковское обслуживание, достигает больше 20%. Конечно, при использовании данного сервиса для клиента все намного проще, ведь можно получить нужную информацию в режиме реального времени. Как правило, преимущества приносят и дополнительные риски и потери.

Особенность финансовых операций, проводимых дистанционно, заключается в том, что первичные документы на бумажном носителе физически не существуют. Именно потому, что при дистанционном обслуживании финансовая услуга не имеет физического контакта, получается, что образуется проблема уследить за информацией и устранить угрозу перехвата. Сейчас, с помощью хакерских атак, возможно взломать любую систему. Для того чтобы этого не произошло, необходимо постоянно совершенствовать уровень защиты операционных систем, программ и браузеров [4].

В заявлении главы Центробанка было сказано, что проблемы в банковской системе имеют точечный характер и не несут в себе системный риск. Проблемы, конечно, существуют, тому свидетельство действия ЦБ России. В пример можно привести санацию крупных кредитных организаций, таких как : «ФК Открытие», «Бинбанк», «Югра».

Складывается такая тенденция, что менее рискованными являются банки с государственным участием. В руках государства контрольный пакет акций Сбербанка, 25% акций принадлежит иностранным инвесторам, а также он лидирует по величине капитала. Поэтому Сбербанк вызывает наибольшее доверие со стороны клиентов и таким образом пользуется своим положением, занижая ставки по депозитам и завышая ставки по кредитам [1].

Таким образом, мы видим, что банковская система РФ имеет определенные проблемы, а также подвержена рискам. С внедрением новых технологий появляются новые риски в банковской сфере. Для того, чтобы минимизировать их влияние необходимо на раннем этапе создания продумывать способы защиты разработки. По моему мнению, данная процедура позволит уклониться от огромных потерь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Егорова Ю.Д. Риски в банковской сфере России на современном этапе // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. – Казань. : изд. Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. – 207-210с.

Картак В.М., Гатиятуллин Т.Р. Методика анализа рисков информационной безопасности в банковской сфере с использованием нечеткой логики // Проблемы науки. – Иваново. : изд. Олимп, 2018. – 8-9с.

Киселева И.А. Перспективы риск-менеджмента в банковской сфере // Проблемы современной науки и образования. – Иваново. : изд. Олимп, 2017. – 59-62с.

Кудрявцева Ю.В. Инновационные финансовые технологии и операционные риски в сфере дистанционного банковского обслуживания // Актуальные вопросы современных научных исследований. – Нефтекамск. : изд. Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2017. – 317-330с.

Самурганов М.Г. Понятие рисков в банковской сфере // Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты. – Энгельс. : изд. Общество с ограниченной ответственностью «Академия управления», 2018. – 76-78с.

Просмотров работы: 7