Современное общество неумолимо движется вперед, оно постоянно меняется, появляются новые и новые способы образования, педагогами и учителями новаторами изобретаются технологии обучения, направленные на индивидуальное становление личности, на формирование творческого мышления и навыка самостоятельного поиска необходимой информации, ставится задача развить у младших школьников универсальные учебные действия такие как: умения ставить перед собой задачи и решать их, преодолевая жизненные проблемы.
В настоящее время основной целью современной школы является формирование общекультурных интересов, широкого кругозора и общечеловеческих ценностей. Именно поэтому одной из основных задач школы является создание необходимых, полноценных условий для развития каждого школьника как личности и формирование его активной позиции. Таким образом перед педагогами возникает такая задача, как необходимость подготовки ученика начальной школы к деятельности, которая научит того размышлять, предсказывать и планировать свои действия, разовьет познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволит адекватно оценивать свою работу. Именно проектная деятельность в образовании будет способствовать достижению вышеуказанных задач.
Цель исследования – теоретически обосновать способы использования проектной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.
Согласно новым требованиям образования, перед школой во главу встала задача развития творческой активности учащихся. В этой связи в настоящее время внимание педагогов направлено на поиск и реализацию эффективных путей развития творческих способностей учащихся [1]. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО) показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены требования непосредственно связанные с формированием творческой культуры личности учеников. Как раз через проектную деятельность учитель сможет развить творческий потенциал в своих учениках.
Метод проектов не новое изобретение ученых умов, его использовали в своей работе многие известные педагоги. Так, американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи считал метод проектов – выполнением учеником определенного задания с использованием самостоятельно подобранной литературы, материалов музеев, архивов и т. п. Таким образом, ученики приобретают навыки сбора и обработки информации [2]. По мнению Дьюи, благодаря методу проектов ученики, выполняя проект, узнают нужные сведения из различных предметов и областей, а учителю отводится роль помощника. В таком методе преобладает самостоятельная работа детей.
Педагоги вновь обратились к этому методу. Ведь в его основу положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами:
Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
Принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.
Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
Принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;
Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит объединение знаний и практических действий.
Принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором [3].
На уроках грамотно введенные учителем учебные проекты позволяют поддерживать учебную мотивацию и формирует у учащихся универсальные учебные действия. Проекты могут быть разнонаправленными: приуроченными ко времени года, к изучаемой теме или связанными с другим предметом. Так, в первом классе предлагаю провести проект «Искусство в математике» ученики нарисуют свою картину в необычном стиле: с помощью линий, точек и различных фигур. Это будет их первый самостоятельный проект, в котором каждый ученик сможет проявить себя. А остальным можно предложить угадать, что изобразил одноклассник и сосчитать использованные фигуры. Во втором классе юным математикам будет интересно придумать свою сказку «В мире цифр», в этом проекте конечным продуктом будет большое литературное собрание из сказок всего класса. Третий класс, можно озадачить сбором пословиц и поговорок, в которых используются цифры. Назовем этот проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках». Здесь, сложность состоит в том, что ученики знакомятся с разными информационными источниками: библиотека, интернет, различные литературные сборники. А выпускной четвертый класс, завершится масштабным «Математическим квизом» в рамках школы. Четвероклассники придумают, и соберут задачи и хитрые примеры, и проведут математическую игру среди первых, вторых и третьих классов.
Конечно, необходимо подготовить школьников к такой работе. На выполнение проектов следует выделять урок, где ученики смогут работать в группах, советоваться с учителем, оценивать друг друга и хвалить за достойно выполненный проект.
В программу учебного предмета «Математика» включены проекты, где учителю предоставлена большая возможность для организации работы в паре, группе. От проекта к проекту педагог формирует в детях умение распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать свои действия и действия членов своей группы.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
После защиты проекта оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях, чтобы поняли, что их проект несет определенный смысл, что учитель гордится проведенной работой школьника. Сущность данного направления педагогической деятельности заключается в создании определенной системы работы по развитию способностей учащихся путем организации исследовательской деятельности, созданий условий для полноценного формирования исследовательских умений и навыков.
Не стоит забывать, что у учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство и интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Поэтому для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников. Именно проектная деятельность дополнит серьезную и увлекательную науку Математику и позволит закрепить, расширить, углубить полученные знания, создаст условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Список использованной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс].
Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / М.: Гардарики. – 2009. – 587 с.
Проектная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / сост. С. Л. Михеева, И. В. Кузнецова. - Электрон. дан. - (17,2 Мб). - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, – 2018.