МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В КАЗАХСТАНЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В КАЗАХСТАНЕ

Алимбетова У.А. 1, Сунакбаева Д.К. 1
1Международный казахско-турецкий университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодняшний день отличается ростом антропогенного воздействия на природу, окружающие и включающие человека экосистемы, атмосферу, поверхностные воды и т.д. Целый ряд экологических и социально-экономических проблем, а в связи с этим - необходимость всестороннего VI точного учета изменений качества воды, использования этих данных в целях рационального природопользования, информирования населения о водных проблемах, создания основ сотрудничества всех конструктивных сил и движений в данной области. Надежные данные экологического мониторинга - необходимая база дня управления качеством воды в регионе. Все большее распространение в водном хозяйстве развитых стран приобретают информационные системы поддержки управленческих решений в области водопользования [1].

Водные ресурсы относятся к числу важнейших факторов экономического и социального развития региона и страны в целом. От состояния и обеспеченности водными ресурсами зависят направления и масштабы развития и размещения производительных сил, прежде всего водоемких производств. Их текущая производственно-хозяйственная деятельность в значительной мере связана с использованием водных ресурсов - водопользованием.

Для Казахстана водные ресурсы являются одним из главных факторов, определяющих устойчивое социально-экономическое развитие. Поверхностные водные ресурсы по территории республики распределены крайне неравномерно и характеризуются значительной многолетней и внутригодовой динамикой. В силу климатических особенностей страны почти весь сток поверхностных источников приходится на весенний период. Это, а также зависимость от трансграничных источников водоснабжения, обуславливают неравномерную обеспеченность водными ресурсами регионов. Практически на всей территории страны имеет место напряженная водохозяйственная обстановка, вызванная не только недостатком водных ресурсов и загрязнением водных источников, которая достигла наибольшего уровня в период экономического роста, но и нерациональным использованием водохозяйственной системы, неэффективным управлением ею [2].

Дефицит воды – одна из главных причин возникновения экологически кризисных ситуаций и социально-экологической напряженности. Подавляющая часть территории Республики Казахстан расположена в аридной зоне, главная отличительная особенность которой – дефицит пресной воды. По оценкам экспертов, для экологически безопасного индивидуального пользования необходимо не менее 5 тыс. м3 воды в год, тогда как во многих районах Казахстана в целом доступным является не более 1000-700 м3.

Определены два пути устранения дефицита воды в республике: снижение нагрузки на водные ресурсы и увеличение ресурсов пресной воды. Первый путь предусматривает реализацию комплекса мероприятий по уменьшению темпов развития водоемких производств и внедрению современных водосберегающих технологий в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве. Второй предполагает увеличение ресурсов пресной воды за счет совершенствования межгосударственных водных отношений, регулирования речного стока, использования запасов подземных пресных вод, опреснения соленых и солоноватых вод, искусственного увеличения осадков, территориального перераспределения водных ресурсов.

Установлено, что в сочетании с широким применением современных водосберегающих технологий в отраслях экономики межбассейновые и трансграничные переброски речного стока могут стать реальной основой обеспечения водной безопасности Республики Казахстан [3]. Положение усугубляется тем, что имеющиеся ресурсы поверхностных вод Казахстана распределены крайне неравномерно по территории и во времени – от 70тыс.м3/км2 в год на юго-востоке Республики до 6,5-8 тыс. м3/км2 в год в Центральном и Северном Казахстане, при этом, в маловодные годы повторяемостью раз в 20 лет удельная водообеспеченость может уменьшиться более, чем на порядок. В Казахстане уделяется большое внимание вопросу о роли экосистем в управлении водными ресурсами, таких как горные территории, водно-болотные угодья и леса, которые обеспечивают естественный сбор, фильтрацию, хранение и сохранение воды. Следует подчеркнуть, что жизненно важное значение в возобновлении водных ресурсов играют горные территории, прежде всего, тем, что именно в горах формируется подавляющая часть возобновляемых водных ресурсов, а также различные типы водно-болотных угодий (ВБУ) имеющих огромное значение в водном режиме.

Мониторинг – это процесс повторяющихся временных и пространственных наблюдений за одним или более чем одним элементом окружающей среды, проводящихся с определенной целью согласно заранее подготовленному плану с использованием сопоставимых методологий измерения экологических параметров и сбора данных. Он позволяет получать информацию, касающуюся нынешнего состояния и отмечавшихся в прошлом тенденций изменения характеристик окружающеюй среды [4]. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных Государственный наблюдений за гидрологическими, мониторинг водных гидрогеологическими, гидрогеохимическими, объектов является составной санитарно-химическими, микробиологическими, частью системы паразитологическими, радиологическими и государственного токсикологическими показателями их состояния, сбор, обработку и передачу полученной мониторинга окружающей информации в целях своевременного выявления среды и природных негативных процессов, оценки и ресурсов. прогнозирования их развития, выработку рекомендаций по предотвращению вредных последствий и определению степени Водный Кодекс РК (статья 60) эффективности осуществляемых водохозяйственных мероприятий.

     

Основные положения формирования системы мониторинга :

комплексный подход;

непрерывность мониторинга в пространстве и во времени;

использование единых методических подходов;

организация системы мониторинга на основе ГИС;

система должна быть открытой для практической увязки с другими системами;

ориентированность на компьютерные технологии по сбору.

В настоящее время в Казахстане существует несколько автономно работающих ведомственных систем и служб, осуществляющих наблюдение за состоянием окружающей среды, а также последующую обработку и анализ полученных данных [5].

Субъектами системы государственного мониторинга являются:

1. Областные государственные и иные органы и организации, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга по отдельным подсистемам на территории области;

2. Производственные, сельскохозяйственные и другие организации, индивидуальные предприниматели-природопользователи.

Анализ и оценка многофакторного влияния водных ресурсов на различные аспекты человеческого развития и воздействия человечества на доступность воды показал, что водные ресурсы - основа устойчивого развития любой страны. При сохранении сегодняшних тенденций потребления, низкой эффективности управления и действующих экономических механизмов регулирования водных ресурсов большинство стран мира может столкнуться с серьезным кризисом в этой сфере. Угрожающими при этом являются последствия влияния данного кризиса на повседневную жизнь (прежде всего на бедные слои населения) и на существование будущих поколений. В целом мировые тенденции использования водных ресурсов свидетельствуют о том, что пресная вода в ближайшие десятилетия станет важнейшим и дефицитнейшим стратегическим природным ресурсом. Поэтому перед странами стоит задача разработки стратегии устойчивого водопользования для человеческого развития. Обеспечение устойчивого водопользования будет определять перспективы социально-экономического развития стран и их возможности в создании достойных условий жизни нынешнего и будущих поколений.

Важно поддерживать активное вовлечение всех заинтересованных сторон, особенно общественных организаций, в процесс создания, пересмотра и совершенствования планов управления речными бассейнами. Для этого целесообразно обеспечить публикации сроков и рабочей программы по подготовке планов управления бассейнами и предоставление достаточного времени для подготовки комментариев по этим документам. При реализации решений правительства о приватизации некоторых водных сооружений обязательно проведение консультаций со всеми потребителями воды и выработка соответствующих механизмов участия общественности в принятии решений.

Совершенствование и развитие водохозяйственного комплекса республики должно базироваться на принципах экосистемного водопользования, предусматривающих строгий учет и контроль количественных и качественных показателей водных ресурсов на основе внедрения системы мониторинга с использованием современных ГИС-технологий, нормирования, применение водосберегающих и экологически безопасных технологий и операций [6].

Целесообразно определить механизм взаимодействия государственных органов и общественных институтов в процессе принятия решений. Для обеспечения достижения устойчивого развития необходима разработка и принятие программ воспитания и образования по вопросам водоохранных мероприятий, охватывающих широкие слои населения. Значительная часть гражданского общества не имеет возможности получать достоверную и своевременную информацию о качестве водных ресурсов, планируемых или уже осуществляемых проектах, нарушениях, краткосрочных и долговременных последствиях проектов и программ. Большую просветительско-пропагандисткую значимость в решении проблем экологической безопасности страны имеет распространение информации о состоянии воды. В целях усиления системы защиты прав водо потребителей, 32 обеспечения прозрачности деятельности водохозяйственных предприятий нужно шире использовать процедуры публичных слушаний, конкретизировать обязанности субъекта по проведению и опубликованию аудиторской отчетности, усилить контроль государственных органов за проведением реорганизации субъекта естественной монополии [7-8]. Учитывая эффективность участия всех заинтересованных сторон (населения, инициативных групп, НПО и др.) в решении водоохранных проблем, государственные органы должны обеспечить соответствующий доступ к информации, принятию решений и правосудию в области охраны водных ресурсов. Особую роль в экологической пропаганде и просвещении населения необходимо уделить пропаганде здорового образа жизни в гармонии с окружающей средой. Имеющийся потенциал НПО, занимающихся водными проблемами, следует направить на решение проблем водопотребления посредством активизации общественного контроля, проведения общественных экологических экспертиз.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. http://www.unesco.kz

2.«Водные ресурсы Казахстана в новом тысячелетии», Серия публикаций ПРООН в Казахстане, Алматы 2004 г.

3. Достай Ж. Д. Природные воды Казахстана: ресурсы, режим, качество и прогноз – 330 с.

4. «Реализация принципов интегрированного управления водными ресурсами в странах Центральной Азии и Кавказа», Global Water Partnership, Ташкент 2004 г.

5. «Отчет о человеческом развитии. Казахстан 2008», UNDP 2008 г.

6. «Состояние процессов национального интегрированного управления воднимы ресурсами в Центральной Азии и на Кавказе», ГВП декабрь 2003г. 6. «Концепция развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики РК», 2002г.

7. Водный Кодекс Республики Казахстан, 2003г.

8. Водное хозяйство Казахстана №1, 2004г.

Просмотров работы: 574