Социально-экономические и культурные перемены в обществе изменили структуру и содержание социального заказа, которое общество и государство предъявляют к школе и системе образования в целом. Приоритетным в развитии образования является признание ученика субъектом обучения, повышается ценность его индивидуальности. Специфическим в учебной деятельности является не только самоизменение индивида, но и способность фиксировать эти изменения.
Введение нового федерального образовательного стандарта начального общего образования подразумевает особое внимание самостоятельной деятельности учащихся. На первый план выходит овладение учащимся универсальными учебными действиями, среди которых выделяют познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные. Последние особенно важны, так как именно они обеспечивают овладение учеником навыком самостоятельного планирования предстоящей деятельности, организации её выполнения своими силами, контроля собственных действий и эмоций. Всё это способствует успешному самообразованию, поэтому в условиях современного общества особенно актуальным становится формирование у учащихся навыков самоконтроля. Безусловно, эти навыки необходимо формировать как во время учебной деятельности, так и во внеурочное время. Однако на уроках математики эти навыки оказываются наиболее важными, так как именно во время решения математических задач возникает потребность в проверке полученного ответа.
Цель исследования – теоретическое обоснование формирования у учащихся начальных классов навыков самоконтроля на уроках математики и описание применяемых для этого методов.
Самоконтроль представляет собой умение человека самостоятельно регулировать свою деятельность, критически оценивать её и сопоставлять с эталоном. В самоконтроле выделяются три компонента: мотивационный, процессуальный и волевой. В качестве мотивационного компонента выступают внутренние побуждения, возникающие как осознание противоречия между имеющимися знаниями и умениями и необходимостью овладеть новыми, более глубокими умениями, и качественно их совершенствовать. Процессуальный компонент включает в себя овладение системой базовых знаний и способов учебно-познавательной деятельности. Волевой компонент представляет собой готовность приложить волевые усилия для преодоления познавательного затруднения. Каждый компонент имеет важное значение, и самоконтроль не может осуществляться в полной мере, если отсутствует хотя бы один из них.
Процесс формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у учащихся начальных классов состоит из трех этапов:
а) возбуждение у школьников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;
б) обучение учащихся системой знаний, раскрывающие суть самоконтроля, методы и способы его формирования;
в) реализация длительной тренировочной работы, которая направлена на выработку умений самоконтроля.
Первый этап может быть одним из самых трудных, так как большинство учащихся считают проверку знаний только обязанностью учителя и не даже не стремятся научиться проверять себя. Многие из них уже привыкли находить ответы в конце учебника, в интернете или спрашивать у одноклассников, поэтому считают навык самостоятельной проверки собственных работ бесполезным.
Для того, чтобы повысить у учащихся значимость самоконтроля и развить у них критичность мышления, учитель может использовать следующие приемы:
1) Создание потребности в самоконтроле. Учителю следует подбирать такие ситуации, в которых сами условия задачи требуют от учащихся самостоятельной проверки полученного ответа.
2) Необходимо предлагать учащимся задания, где неправильность выполнения будет видна только после проверки.
3) При проведении анализа самостоятельных и контрольных работ следует предложить детям не только рассмотреть самые часто встречающиеся ошибки, но и доказать, почему это неправильно путем проверки.
4) Иногда учитель может допускать ошибки на доске, чтобы учащиеся сами находили их.
Когда учащиеся уже осознали важность навыка самоконтроля и готовы ему научиться, необходимо обучить их непосредственно методам и приемам самоконтроля. Наиболее удобно их применять при решении математических задач, так как здесь постоянно требуется проверка полученного ответа. При этом могут использоваться разные формы работ, в зависимости от того, какие цели преследует учитель. При фронтальной проверке контроль и оценка своей деятельности осуществляются коллективно, и происходит разбор правильности выполнения упражнения дома или на уроке. Учащиеся сравнивают итог своей работы с эталоном, предложенным учителем, и оценивают правильность её выполнения. Эта форма достаточно простая и может использоваться на начальном этапе формирования у учащихся навыков самоконтроля. Групповой контроль проводится для проверки письменных и графических работ, а также для оценивания устных ответов. Здесь учащиеся проверяют и оценивают работы друг друга, работа проходит в парах. Эта форма позволяет углубить знания учащихся, помогает в развитии внимания и ответственности. Индивидуальный самоконтроль является самой трудной формой. В него включены все виды самоконтроля, проводимые по этапам осуществления деятельности, и учащимся необходимо выполнять все эти элементы самостоятельно. Когда учитель определился с формой работы, ему требуется выбрать методы формирования навыков самоконтроля, которые он будет применять при решении задач. Рассмотрим их более подробно:
1. Постановка цели перед решением задачи. Прежде чем прочитать задачу и приступить к её решению, учащиеся самостоятельно определяют цель своей деятельности. В это им могут помочь заранее составленные учителем вопросы, направленные на понимание смысла задачи. Например: «Прочитай задачу и перескажи её», «Прочитай задачу и определи, что необходимо найти», «Прочитай задачу и выдели данные, которые уже известны», «Прочитай задачу и определи, что обозначает каждое число» и т.д.
2. Иллюстрирование задачи.
а) Рисунки. Для более полного понимания задачи и способов её решения, учащиеся на рисунке изображают её условия. Например: Девочки собирали грибы. Маша собрала 7 грибов, Таня 6 грибов, а Вике удалось найти 9 грибов. Сколько всего грибов собрали девочки? Для решения этой задачи учащиеся рисуют в три строчки количество грибов, собранных каждой девочкой. При этом можно рисовать не сами грибы, а заменить их кружочками. Данный метод больше подходит для применения в 1 классе, дальше уже используются схемы и краткие записи.
б) Схема. Данный прием похож на рисунок, но вместо изображения непосредственно грибов, учащиеся используют числа.
Пример схемы для этой же задачи:
М . – 7 г.
Т. – 6 г. ?
В. – 9 г.
в) Краткая запись. Здесь учащимся необходимо выделить в задаче основные моменты и записать их в краткой форме. Например: «У Миши было 20 рублей. 5 рублей он потратил на карандаш, а за 7 рублей купил ручку. Сколько денег осталось у Миши?» Краткая запись для данной задачи будет выглядеть следующим образом:
Было – 20 р.
Потратил – 5 р. и 7 р.
Осталось – ?
г) Чертёж. Этот метод применяется в основном для решения задач, связанных с движением. Например: «Саша и Паша живут в одном доме. Саша шёл домой из школы, а Паша из дома в школу. Когда они встретились, то Саша прошел 200 метров, а Паша – 140 метров. На каком расстоянии от школы находится дом мальчиков?» Чертёж для данной задачи может выглядеть так:
200 м. 140 м.
Школа ? Дом
д) Таблица. Здесь учащиеся оформляют условия задачу в таблицу для большей наглядности. Такой метод помогает установить связь между величинами. Например: «В магазин завезли несколько ящиков с картофелем, по 7 кг в каждом, и столько же ящиков с морковью, по 8 кг в каждом. Масса всех ящиков с картофелем 42 кг. Какова масса всех ящиков с морковью?» Таблица для данной задачи будет выглядеть следующим образом:
Овощ |
Масса одного ящика |
Количество ящиков |
Масса овощей |
Картофель |
7 кг |
одинаковое |
42 кг |
Морковь |
8 кг |
? |
3. Решение задачи. Разберем различные методы решения задачи на примере следующей: «В первый день в книжном магазине продали 25 книг, во второй – на 7 штук больше, а в третий – в 2 раза меньше, чем во второй. Сколько книг было продано в третий день?»
а) Решение задачи по действиям без пояснения:
1) 25+7=32 (к.)
2) 32:2=16 (к.)
б) Решение задачи по действиям с пояснением:
1) 25+7=32 (к.) – продали в первый день
2) 32:2=16 (к.) – продали в третий день.
в) Решение по плану:
1) Сколько книг продали во второй день?
25+7=32 (к.)
2) Сколько книг продали в третий день?
32:2=16 (к.)
г) Запись решения выражением:
(25+7):2=16 (к.)
4. Проверка решения задачи. Данный метод используется уже после того, когда учащиеся уже решили задачу, но им необходимо удостовериться в правильности её выполнения. Здесь так же возможны различные приемы:
а) Составление и решение обратной задачи. Для этого учащимся следует подставить в текст задачи найденное число, выбрать новое искомое, сформулировать новую задачу, решить её и сравнить полученный ответ с числом, которое было известно в первой задаче. Все эти операции достаточно сложны для самостоятельного выполнения учащимися начальных классов, поэтому этот метод может применяться только при совместной работе с учителем.
б) Решение задачи другим способом. Такой метод подходит для решения задач, имеющих несколько способов решения, и учащимся необходимо использовать каждый из них. Рассмотрим на примере следующей задачи: «В ящике было 18 кг конфет. Из него в одну коробку переложили 5 кг, а в другую – 6 кг конфет. Сколько килограммов конфет осталось в ящике?
1 способ:
1) 5+6=11 (кг)
2) 18–11=7 (кг)
2 способ:
1) 18–5=13 (кг)
2) 13–6=7 (кг)
3 способ:
1) 18–6=12 (кг)
2) 12 –5=7 (кг)
Это были лишь некоторые из приемов формирования навыков самоконтроля, несомненно, их существует гораздо больше. Выбор методов формирования навыков самоконтроля зависит от опыта и знаний учителя, его готовности научить детей самостоятельно проверять и оценивать свою деятельность. Учитель может не только применять существующие методы, но и дополнять их, подстраивать под свой класс или даже разрабатывать собственные.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности : кн. для учителя / Л. В. Жарова. – Москва : Просвещение, 1993. – 205 с.
2. Кувшинов, Н. И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения / Н. И. Кувшинов // Известия АПН РСФСР. – 1958. – № 91. – С. 33–35.
3. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. – Санкт-Петербург : Изд-во ЛГУ, 1989. – 191 с.
4. Виноградова, Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2006. – №15. – С. 17–20