Детский туризм: основные понятия, проблемы, перспективы развития - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Детский туризм: основные понятия, проблемы, перспективы развития

Семенчукова М.А. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования напрямую связана c наличием круга проблем широкого характера, связанных с организацией данного вида туризма и недостаточной развитостью законодательной базы. Поскольку рынок детского туризма является составной частью российского рынка в целом, то и здесь существуют аналогичные проблемы со своими особенностями.

Цель научной работы рассмотреть понятие и сущность определения, проанализировать виды и функции детского туризма на современном этапе его развития.

Задачи научной работы выявить проблемы и перспективы, а также пути их решения.

Методы, организация исследования: описание, сравнение, дедукция, индукция, анализ.

За последние несколько лет детский туризм становится все более востребованным. Это тот идеальный вариант для родителей, которые хотят, чтобы их дети не только комфортно отдохнули, но и научились чему-то новому. Тем более, когда у самих родителей нет на это особо времени, а их ребятишки жаждут познавать мир, увидеть новые места с целью изучить их традиции и обычаи. Что же собой представляет детский туризм? Это эффективный способ расширить не только кругозор ребенка, обучить его новым интересным навыкам, развить самостоятельность, это также помогает нашим детям расти здоровыми и уверенными в себе. Думаю, никто не будет спорить, что большую пользу детям принесут каникулы в горах или у моря среди своих сверстников, чем в одиночку дома, сидя за компьютером.

Детский туризм зародился в конце 19 века в Швейцарии, где для организации детского досуга пастором Бионом было куплено поместье для проведения отдыха. В России детский туризм появился приблизительно в 1910 году и был представлен в виде экскурсий.

Рынок детского туризма сегодня предлагает экскурсионные туры для школьных групп, как по России, например, Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо», также и большой популярностью пользуется детский отдых и за рубежом. Это может быть, как экономичный отдых, например, Турция, Болгария, так и более дорогой - Мальта, Кипр, Испания. Сюда мы можем отнести и образование за рубежом, например, Турция, Великобритания и др. Необходимо отметить, что спрос на детский туризм носит ярко выраженный сезонный характер и зависит, как правило, от дат школьных каникул.

Важно отметить вклад детского туризма в социальное развитие страны, поскольку он дает возможность детям глубже познать историческую и культурную стороны не только своей страны, но и иностранных государств, воспитывает чувство национального самосознания, а также уважение к обычаям других национальностей и народов. Роль путешествий велика, ведь это, прежде всего развитие личности. Любые путешествия способствуют повышению своего интеллектуального развития.

Таким образом, мы можем сформулировать определение, которое поможет лучше и глубже понять данный вид туризма. Детский туризм – это вид туризма, направленный на формирование ценностных ориентаций, развитие личности, нравственного оздоровления. И принимая во внимание то, что в современном мире, где обстановка является крайне нестабильной, очень важно не упустить нравственные ориентиры. Следовательно, перед государственной системой стоят задачи прививать и укреплять позиции детского туризма, а также стремление развивать его во всех формах и видах.

Индустрия детского туризма выполняет ряд функций, которые условно можно разделить:

Оздоровительная функция – одна из самых главных, на мой взгляд, которая благотворно влияет на поддержание и восстановление физического, психологического, умственного, эмоционального состояния организма.

Спортивная функция – представляет собой процедуры, направленные на укрепление здоровья детей.

Познавательная или просветительская функция – носит образовательный характер. Это получение и пополнение знаний, знакомство с природой, историей, культурой, как своей страны, так и других стран и народов. Она может быть представлена в виде показа экскурсий по музеям или участие в каких-либо активных формах досуга.

Воспитательная функция – формирует в ребенке моральные, нравственные и эстетические качества, направлена на социализацию личности.

Развлекательная функция – дает возможность деткам развлечься, удовлетворить потребности в смене обстановки и впечатлений, путем ознакомления новых мест или посещением культурно-массовых мероприятий.

Социально-экономическая функция – помогает рационально использовать свободное время, также обеспечивает занятость населения, способствует стабилизации и развитию экономики.

Таким образом, мы видим, что все функции играют огромную роль и дают огромный потенциал для формирования и развития личности ребенка. Все перечисленные функции позволяют более грамотно сконструировать отдых для каждого ребенка.

Рассмотрим сущность понятия и виды детского туризма. Настоящий Федеральный закон определяет детский туризм как – туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя. [4, ст., 1]

Таким образом, это вид отдыха, деятельность которого направлена на отдых детей, их развитие и укрепление их здоровья, который подразумевает кратковременное и долгосрочное путешествие за город или за пределы страны, либо увлекательные путешествия в виде экскурсий.

Путешествия могут делиться по тематикам, по способу организации, по сложности (спортивные), по возрастным нормативам.

Рассмотрим, какие же виды детского туризма выделяют.

По территориальному признаку выделяют следующие виды туризма.

К внутреннему детскому туризму относятся туры в пределах своего региона или страны. Это могут быть экскурсии для школьников, спортивный туризм, самодеятельные школьные обмены, познавательные туры на коммерческой основе, оздоровление и отдых в детских лагерях.

К международному детскому туризму относятся туры за границу или выездной детский туризм: это могут быть образовательные и поощрительные выезды для талантливых детей и подростков, победителей конкурсов, олимпиад и т.д.; познавательные и массовые туры для отдыха на коммерческой основе, выезды в международные детские центры. В большинстве случаев дети, которые выезжают за рубеж в такого рода поездки не только отдыхают, но и занимаются по определенной языковой программе. Необходимо отметить, что данная классификация может быть дополнена еще более глубоким разделением видов детского туризма. Современных классификаций на сегодняшний день существует великое множество.

В нашей стране курорты черного моря обладают высоким рекреационным потенциалом. На протяжении многих лет города Сочи и Анапа занимают в России соответственно второе и третье места по количеству санаторно-оздоровительных учреждений. Достаточно сильные позиции у Геленджика - благодаря мощной рекламной кампании, а также у Туапсинского района - за счет бюджетных цен. Приоритет, несомненно, остается у Анапы, как единственного детского оздоровительного курорта в России. К тому же курорт является климатическим, бальнеологическим, грязевым. Его песчаные и галечные пляжи и пологое дно создают исключительные условия для купания деток.

По целям путешествия выделяют следующие виды туризма.

Культурно-познавательный туризм — вид туристского путешествия, связанный со знакомством туристов с национальными культурами, обычаями, традициями, историей и достопримечательностями в стране пребывания – посещение выставок, музеев, исторических объектов и др.

Спортивный туризм — вид активного отдыха; активные и целенаправленные спортивно-туристские соревнования, виды физической подготовки и упражнений, тренировки, например, на открытом воздухе. Сюда можно отнести массу направлений активного туризма.

Сегодня туроператоры в области детского туризма предлагают разнообразный выбор программ для детей – это и экскурсионные групповые туры и индивидуальные с расчетом стоимости отдельно взятой услуги. Для родителей крайне важно понимать потребности своего ребенка. Например, отдых в «Диснейленде», или в парке «Авентура» в Испании - несомненно такого рода путевка станет отличным подарком для родного чада, пусть даже и не очень экономичным, зато принесет массу впечатлений и море удовольствий!

Необходимо также отметить, что детский туризм и отдых имеет социальный статус, что означает полное или частичное его финансирование за счет госбюджета. В Федеральном законе «Об основании туристской деятельности в Российской Федерации» ФЗ-132 социальный туризм упоминается как отдельная категория, наряду с внутренним, въездным и выездным туризмом. [4, cт. 1]

Самой крупной структурой, финансирующей социальный детский туризм, является Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), в бюджет которого из года в год закладывается статья расходов на оздоровление и санаторно-курортное лечение детей.

Вывод: в России анализ состояния детского туризма показывает, что в его организации есть определенные проблемы. В сравнении с другими странами туристская активность наших детей остается без роста в связи с невысокой платежеспособностью родителей. Кроме того, существует много сдерживающих развитие факторов – это недостаточное развитие инфраструктуры детских учреждений, это и высокая стоимость турпродукта, невысокая квалификация менеджеров, работающих в сфере детского отдыха и плюс экономическая нестабильность в стране. В целом данная ситуация приводит к конкурентной борьбе между организациями на рынке детского туризма. Следовательно, в задачи перед российскими организациями стоит вопрос поиска новых, наиболее эффективных путей достижения конкурентоспособности. Параллельно важна и государственная поддержка на всех уровнях управления, но пока темп развития остается не высоким.

Кроме того, в отечественном законодательстве практически отсутствует упоминание о детском туризме. Тем не менее, сфера детского туризма становится все более значимым как с социальной, так и с коммерческой точки зрения, поэтому заслуживает самого пристального внимания со стороны органов государственного управления в сфере туризма.

Список литературы

Морозов М.А.Маркетинговые исследования российского рынка детского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008 №2

Чичкина С. Детский отдых в России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2009. №6

Квартальнов В.А. Туризм // теория и практика //Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007.

Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132 – ФЗ (ред. От 03.07.2019) «Об основах туристской деятельности» // Собрание законодательства РФ – 1996. – ст.1

Просмотров работы: 5253