Позиции современной рекламы создавались в совокупности массовой культуры с формированием «общества потребления». Средства массовой информации создаёт благоприятную почву для рекламы в продвижении конечного продукта, в том числе и туристического. Она является неотъемлемой частью повседневной жизни современного социума. Каждодневное внедрение рекламы в жизнь каждого человека, привело к её влиянию на сознание, интересы, вкусы и предпочтения личности. В этом понимании туристическая реклама занимает ведущее место в расширении кругозора и повышения уровня образования, самообразования каждого индивида. Ни одна отрасль экономики не может существовать без рекламы, включая и туристическую, которая является ёмким и многоаспектным видом рыночной экономики. Максимального эффекта реклама достигает в совокупности с маркетингом. Она является неотъемлемой частью маркетинговых коммуникаций. Доказательством этому служит мировая практика. Слово реклама (от латинского reclamare – «кричать») предполагает:
1) мероприятия, имеющие целью создать широкую известность чему–либо, привлечь покупателей;
2) распространение сведений о ком–либо, о чём–либо с целью создания популярности.
Большинство специалистов считают, что реклама – это форма
коммуникации, которая отвечает нуждам и запросам потребителей. Помимо
всего прочего, она является и самым результативным и эффективным
способом создания благоприятного имиджа той или иной туристической компании. Так же рекламная деятельность несёт информационный характер, передавая всю необходимую информацию о предоставляемых туристических
предложениях до клиента, повышая тем самым, свою конкурентоспособность
на рынке рекламных услуг в сфере туризма.
В России с 90–х гг. начал развиваться туристический бизнес. Это
связано с политической перестройкой в стране. У людей появилось
возможность свободно посещать дальнее зарубежье, знакомиться с культурой различных стран. С этого же периода времени в Белгороде появились зачатки формирования туристической деятельности. Использовалась примитивная форма рекламы, преимущественно распространённая в газетах, стендах и словесной устной агитации. Не смотря на появление новых технологий в области рекламы (телевиденье, радио, интернет, наружная реклама и т.д.), на сегодняшний день в Белгороде, не всякая реклама, является эффективной и результативной. Это объясняется тем, что руководители и специалисты туристских предприятий не располагают абсолютными знаниями и сведениями в области современной рекламы, её особенностей в сфере туризма, планирования и процесса осуществления рекламных кампаний, разработки рекламных призывов, выбора средств распространения рекламы, создания бюджета, а также оценку действенности рекламы.
Степень научной изученности проблемы.
Теоретические аспекты изучения рекламы представлены в научных трудах: Б.Л. Борисова, Дж.Бернета, Г.А. Васильева, Е.Л. Головлёва, Б.Денисона, А.П. Дуровича, А.Дейяна, А.Т. Кириллова, Е.В. Маслова, Р.И. Мокшанцева, Н.С. Морозова, С. Мориарти, А.Н. Назайкина, Е.В.Ромата, К. Ротцала, Ч.Сэндиджа, М.М. Титова, С. Толтуриса, В.Б. Устина, Э.А. Уткина, У. Уэллса, Е.В. Шаенко и другие.
Теоретические аспекты изучения сферы туризма посвящены работы:
Г.И. Афонина, Е. Борисовой, М.Б. Биржакова, Е.И.Богданова, Х. Бера, З.М.
Горбылёва, В.Г. Гуляева, Е.И. Григорьева Н.Н. Даниленко, А.П. Дуровича,
М.В. Ефремовой, Т.Н.Жулина, А.Л. Жизнякова, А.Б. Здорова, В.Ф.Касаткина,
В.А.Каурова, Н.Б. Каверина, Г.А.Карпова, В.А. Квартальнова, Н.В. Кротова,
О.Н. Кострюкова, Е.Г. Моисеева, В.А. Музалевской и другие.
Психологические аспекты рекламы в сфере туризма рассматривали: Л.С. Геращенко, Р.И. Мокшанцев и другие.
В настоящее время в России функционирует более 5 тыс. рекламных агентств, в которых занято до 40 тыс. сотрудников. Они полновесно могут конкурировать и на мировом рынке рекламных услуг. Рекламный продукт, изготовленный отечественными дизайнерами, отличается высоким профессионализмом, лаконичностью в прочтении формы, композиции и цвета. Многие сотрудники рекламной деятельности являются членами организации «Союза Дизайнеров России», а некоторые из них осуществляют руководство крупных компаний.
Характеризуя в целом уровень бюджетов у ведущих рекламодателей в СМИ, отметим, что 20 млн долл. США в год достаточно для попадания в 10 крупнейших агентств , 8 млн – в 20, а 3,5 млн долл. в 50 рекламных лидеров не увеличилось, остановившись на рубеже 10 (20%). Агентство TNS Gallup выделила основные характеристики рекламных рынков России, которые включают в себя: виды рекламы, объём рынка (долл.), рыночную долю (%), годовой прирост (%). Это агентство прогнозирует рост российского рекламного рынка на 20 % в год. Таким образом, оборот отечественного рынка в сфере рекламной деятельности увеличится до 2,3 млрд долл.
Таблица 1
Характеристики рекламных рынков России
№ |
Вид рекламы |
Объём рынка, млн долл. |
Рыночная доля, % |
Годовой прирост, % |
1. 2. 3. 4. |
Телереклама Радиореклама Газетная Журнальная Наружная Почтовая Internet Реклама в кино Остальные виды |
480 55 310 160 275 110 4 4 332 |
27,74 4,01 17,91 9,24 15,89 6,35 0,23 0,23 19,19 |
78 13 29 60 67 57 67 75 48 |
Бурное развитие сферы туризма в России в последнее десятилетие способствовало формированию системы продвижения туристских услуг и, в частности, созданию рекламного рынка. В рыночных условиях предприятия сервиса должны качественно удовлетворять потребности населения в услугах и при этом получать прибыль. Это возможно только при правильной маркетинговой и рекламной политике, которую реализует предприятие сервиса и туризма. Рекламный рынок России в последние годы развивается достаточно активно. Причём прогнозируется дальнейший рост рекламного рынка, хотя темпы роста несколько замедлятся. Отечественные рекламодатели составляют 61% от общего объёма рекламного рынка (1,6 млрд. долларов).
При проведении рекламных кампаний используется широкий набор различных рекламных средств, в том числе: реклама в прессе, печатная реклама, аудиовизуальная реклама, радио и телереклама, рекламные сувениры, прямая почтовая рассылка (direct mail), наружная реклама, компьютерная реклама.
Рис. 1. Структура рекламного рынка России
С точки зрения маркетинга реклама является одним из основных способов продвижения услуг потребителю. Это также один из методов воздействия на клиентуру, направленный на завоевание рынка. Привлечение клиентов с помощью различных видов коммерческой рекламы является важным инструментом конкурентной борьбы на туристском рынке.
Выбор средств распространения рекламы и их эффективность зависят от многих факторов, в том числе от целей рекламы, характера целевой аудитории, финансовых возможностей фирмы и других. Однако среди всех рекламных каналов одним из самых распространённых является реклама в прессе. Это связанно с тем, что печатный вид рекламной деятельности, в отличие от других видов, является не дорогостоящей и доступной всей категории клиентов.
По результатам опроса специалистов туриндустрии, проведённого журналом «Турбизнес» (№11), наиболее эффективными видами рекламы в туризме являются: реклама в прессе – 33%, на радио и телевидении – 33%, в Internet – 19 %, прямая почтовая реклама – 9%, наружная реклама – 4%.
Подводя итог, можно заметить, что рекламная деятельность в сфере туризма – это непосредственно работа на рынок. Она должна подчиняться законам рынка, то есть использовать только те сюжеты и форму подачи материала, которые привлекают внимание и интересы потенциальных клиентов. На сегодняшний день одной из самых сложных и главных проблем в рекламной деятельности в сфере туризма, как и в любой другой сфере, является проблема выявления эффективности рекламы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рекламная деятельность играет огромную роль и значение в сфере туризма и представляет собой ёмкий и многоаспектный вид рыночной деятельности. Её часто выделяют в самостоятельное направление бизнеса, в том числе и туристического. Однако рекламная деятельность приобретает максимальную эффективность только в комплексе всей совокупности мероприятий.
Список литературы
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 24 ноября 1996 г. – М.: Ось – 97г. 2007. – 60с.
О рекламе: федер. закон: принят Гос. Думой 13 марта 2006 г. – М.: Ось – 08, 2008. – 78 с.
О защите прав потребителей: федер. закон: принят Гос. Думой 25 января 1996 г. – М.: Ось – 92, 1999. – 46 с.
О рекламе: федер. закон: принят Гос. Думой 14 июня 1995г. – М.: Ось – 93, 2000. – 35 с.