Введение. В настоящее время такие термины, как «нарушение осанки», «сколиоз», «сколиотическая болезнь», все больше представляют интерес не только для ортопедов и специалистов в области физической реабилитации, но также вызывают серьезную озабоченность у дошкольных воспитателей, учителей школ, а также родителей детей, к которым это относится. Правильная осанка, которая начинает формироваться в раннем возрасте, и ее основной компонент - здоровый позвоночник - отражают степень общего развития детей и подростков, их функциональный статус и лежат в основе здоровья школьников. Увеличение числа детей и подростков, страдающих расстройствами и заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, в частности нарушениями осанки, является одной из актуальных проблем практической медицины и педагогики. По мнению разных авторов, расстройства осанки встречаются в 20-30% случаев, а для некоторых возрастных групп (12-13 лет) и до 50% [2].
Цель работы – оценить физическое развитие и функциональное состояние детей младшего школьного возраста с нарушением осанки.
Задачи работы:
Оценить физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением осанки;
Оценка функционального состояния детей младшего школьного возраста с нарушением осанки;
Оценить силовые способности детей младшего школьного возраста с нарушением осанки.
Аннотация. Чаще всего нарушения осанки возникают у людей, ведущих малоподвижный образ жизни и почти не занимающихся спортом или гимнастикой. По данным научных исследований гигиенические нормы двигательной активности зависят от возраста и пола ребенка и в среднем составляют 3,5-5 часов сутки. При этом у половины школьников физическая активность - 30-60 минут в день. Отсутствие мышечных нагрузок приводит к тому, что неразвитые мышцы спины «плохо держат позвоночник». В условиях сидячего образа жизни это часто провоцирует сутулость или искривление позвоночника [1,3].
Основная часть. Исследование проводилось на базе Архангельской санаторной школы-интернате № 1 (АСШИ № 1) г. Архангельска с февраля по март 2019 года.
В исследовании приняли участие школьники 4 класса в количестве 10 девочек. Исследуемые относятся ко 2–3 группе здоровья по причине наличия хронических заболеваний. Основной диагноз – нарушение осанки.
Паспортный возраст детей на момент исследования составляет 11-12 лет.
Методы исследования
Исследование включало в себя использование следующих методик:
Обзор литературных источников;
Антропометрическое исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки (ОГК).
Метод оценки физического развития: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), ЧСС, артериальное давление (АД).
Метод оценки силовых способностей: кистевая динамометрия, измерение силы мышц спины, измерение силы мышц живота.
Для исследуемого возраста детей средняя сила мышц для правой руки равна 16,5-18,9кг, для левой руки 15,5-17,7кг.
Метод функциональной пробы (Индекс Руффье, проба Штанге, проба Генче) [4].
Таблица 1 – Показатели антропометрии детей, M m
Показатели |
Результат |
Должные значения |
Длина, см |
142,4 2,00 |
143,8-151,2 |
Масса тела, кг |
37,5 2,00 |
37-41,7 |
ОГК, см |
71,80 1,80 |
74,5-82,3 |
Сравнив полученные результаты с должными значениями можно сделать вывод о том, что у 50% детей с нарушением осанки длина находится в норме, у 30% ниже среднего, у 10% низкий и у 10% высокая длина тела для своего возраста.
Возможной причиной высокого роста является скачок в физическом развитии детей в 11-12 лет, каковым является наш исследуемый контингент.
60% детей с нарушением в развитии имеют нормальный вес тела, 10% ниже среднего, 20% выше среднего и 10% высокую массу тела, что связанно с малой активностью и подвижностью ребенка.
Объем грудной клетки у 70% детей с нарушением осанки значительно меньше, чем у здоровых сверстников.
Таблица 2 – Показатели физического развития детей, M m
Показатели |
Результат |
Должные значения |
|
ЧСС, мм рт.ст |
88,00 4,00 |
60-100 |
|
САД, мм рт.ст |
101,00 2,5 |
102-124 |
|
ЖЕЛ, мл |
1640 64,00 |
1380-1600 |
|
ДАД, мм рт.ст |
52,00 5,00 |
68-82 |
Сравнив ЧСС здоровых детей и детей с нарушением осанки мы видим, что ЧСС 100% детей с нарушением осанки находится в пределах нормы, не выходя за коридоры максимума и минимума.
Артериальное давление у детей с нарушением осанки уступает своим сверстникам. Так, у 30% детей САД находится ниже нормы, а ДАД у 90% ниже нормы. Связанно это с основным заболеванием, а также сопутствующих, возможных проблем с сердечно-сосудистой системой.
А показатели ЖЕЛ находятся выше нормы у 60% детей с нарушением осанки, нежели у здоровых, связанно это с посещением плавательного бассейна несколько раз в неделю. У 30% жизненная ёмкость легких в норме, что говорит если не о росте показателей, то о их сохранности в коридоре нормы. Лишь у 10% замечена наименьшая ЖЕЛ из всех исследуемых. Возможно это связанно с тем, что испытуемая недостаточно хорошо выполнила требования теста.
Таблица 3 – Показатели силовых способностей детей, M m
Показатели |
Результат |
Должные значения |
|
Сила мышц живота, мин |
1,35 0,35 |
1-1,5 |
|
Сила мышц спины, мин |
2,50 0,65 |
1-1,5 |
|
Динамометрия кисть правая, кг |
16,50 0,60 |
16,5-18,9 |
|
Динамометрия кисть левая, кг |
15,80 0,60 |
15,5-17,7 |
Сравнив динамометрию детей с нарушением осанки и здоровых сверстников, мы видим, что у 70% испытуемых значения находятся в пределах нормы. У 20% совсем небольшое отклонение от нормы, и лишь у 10% динамометрия выше, чем у здоровых сверстников.
Проанализировав силу мышц живота у здоровых детей и у детей с нарушением осанки, мы видим, что показатели находятся в 50% случаев выше нормы, так как исследуемые дети, не смотря на свой диагноз, на момент исследования занимаются ЛФК, плаванием, что в свою очередь способствует укреплению мышц живота. У 30% детей показатель находится в коридоре нормы. Только у 20% ниже нормы, связано это с тем, что девочки перешли в данное учебное заведение лишь в 2018 году, ЛФК было уделено мало времени и только дома, поэтому да данный момент исследования девочки только начинают осваивать ЛФК и укреплять все группы мышц, в том числе и мышцы живота.
Сравнив данные силы мышц спины детей с нарушением осанки и здоровых сверстников, мы можем наблюдать, что сила мышц спины у 50% первых практически в 2 раза превышает средние нормы. У 30% наблюдается сохранение показателей в норме в сравнении со своими здоровыми сверстниками. Только у 20% ниже нормы
Таблица 4 – Показатели силовых способностей детей, M m
Показатели |
Результат |
Должные значения |
Индекс Руфье |
5,460 1,76 |
0-5 с. |
Проба Штанге, с |
27,700 4,67 |
40-60 с. |
Проба Генчи, с |
23,70 3,97 |
30-40 с. |
Сравнив полученные результаты функциональных проб детей с нарушением осанки и здоровых, мы видим 50% девочек сильное отклонение от нормы в пробах на задержки дыхания, а именно Штанге, Генчи.
Небольшое отклонение от нормы в результатах проведения Индекса Руфье. Так как данная проба применяется для определения адаптации к динамической физической нагрузке, в итоге мы видим, что 50% детей не приспособлены для динамической нагрузки, вследствие недостаточного развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
В ходе проведенного исследования оценки физического развития и функционального состояния детей младшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что в целом дети развиваются согласно своим физиологическим характеристикам и своему заболеванию. Во многих показателях такие дети не уступают своим здоровым сверстникам.
Выводы
Для достижения поставленной цели в данной работе были решены следующие задачи:
1. Оценена антропометрия детей младшего школьного возраста с нарушением осанки. Дети развиваются согласно своим физиологическим характеристикам;
2. Оценено физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением осанки. Находится на более низком уровне по сравнению со здоровыми детьми, но подпадает под пределы половозрастных норм.
3. Оценено функциональное состояние детей младшего школьного возраста с нарушением осанки. Значительное отклонение от нормы, что говорит о плохой адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной системы к длительным нагрузкам и приводит к долгому восстановлению организма.
4. Проведена оценка силовых способностей младших школьников с нарушением осанки. Находится в пределах нормы и даже выше. Связанно это, непосредственно, с регулярными занятиями физической культурой, ЛФК, а так же прикладным плаванием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Биохимические основы жизнедеятельности человека: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Б. Филиппович, А.С. Коничев, Г.А. Севостьянова, Н.М. Кутузова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 407 с.
Гитт, В. Д. Здоровый позвоночник. Лечение нарушений осанки и телосложения, сколиозов, остеохондрозов / В.Д. Гитт. - М.: Единение, 2010. - 128 c.
Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – изд. 4-е. – Ростов н/д : Феникс, 2008. 318, [1] с. : ил. – (Высшее образование)
Коробицын А.А. Методы функциональных исследований в физической культуре и спорте. Учебно-методические рекомендации / А.А. Коробицын. – А.: ПГУ, 2001. – 27 с.