ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ

Иванова М.И. 1, Абрамова М.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время такие термины, как «нарушение осанки», «сколиоз», «сколиотическая болезнь», все больше представляют интерес не только для ортопедов и специалистов в области физической реабилитации, но также вызывают серьезную озабоченность у дошкольных воспитателей, учителей школ, а также родителей детей, к которым это относится. Правильная осанка, которая начинает формироваться в раннем возрасте, и ее основной компонент - здоровый позвоночник - отражают степень общего развития детей и подростков, их функциональный статус и лежат в основе здоровья школьников. Увеличение числа детей и подростков, страдающих расстройствами и заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, в частности нарушениями осанки, является одной из актуальных проблем практической медицины и педагогики. По мнению разных авторов, расстройства осанки встречаются в 20-30% случаев, а для некоторых возрастных групп (12-13 лет) и до 50% [2].

Цель работы – оценить физическое развитие и функциональное состояние детей младшего школьного возраста с нарушением осанки.

Задачи работы:

Оценить физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением осанки;

Оценка функционального состояния детей младшего школьного возраста с нарушением осанки;

Оценить силовые способности детей младшего школьного возраста с нарушением осанки.

Аннотация. Чаще всего нарушения осанки возникают у людей, ведущих малоподвижный образ жизни и почти не занимающихся спортом или гимнастикой. По данным научных исследований гигиенические нормы двигательной активности зависят от возраста и пола ребенка и в среднем составляют 3,5-5 часов сутки. При этом у половины школьников физическая активность - 30-60 минут в день. Отсутствие мышечных нагрузок приводит к тому, что неразвитые мышцы спины «плохо держат позвоночник». В условиях сидячего образа жизни это часто провоцирует сутулость или искривление позвоночника [1,3].

Основная часть. Исследование проводилось на базе Архангельской санаторной школы-интернате № 1 (АСШИ № 1) г. Архангельска с февраля по март 2019 года.

В исследовании приняли участие школьники 4 класса в количестве 10 девочек. Исследуемые относятся ко 2–3 группе здоровья по причине наличия хронических заболеваний. Основной диагноз – нарушение осанки.

Паспортный возраст детей на момент исследования составляет 11-12 лет.

Методы исследования

Исследование включало в себя использование следующих методик:

Обзор литературных источников;

Антропометрическое исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки (ОГК).

Метод оценки физического развития: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), ЧСС, артериальное давление (АД).

Метод оценки силовых способностей: кистевая динамометрия, измерение силы мышц спины, измерение силы мышц живота.

Для исследуемого возраста детей средняя сила мышц для правой руки равна 16,5-18,9кг, для левой руки 15,5-17,7кг.

Метод функциональной пробы (Индекс Руффье, проба Штанге, проба Генче) [4].

Антропометрические показатели

Таблица 1 – Показатели антропометрии детей, M m

Показатели

Результат

Должные значения

Длина, см

142,4 2,00

143,8-151,2

Масса тела, кг

37,5 2,00

37-41,7

ОГК, см

71,80 1,80

74,5-82,3

Сравнив полученные результаты с должными значениями можно сделать вывод о том, что у 50% детей с нарушением осанки длина находится в норме, у 30% ниже среднего, у 10% низкий и у 10% высокая длина тела для своего возраста.

Возможной причиной высокого роста является скачок в физическом развитии детей в 11-12 лет, каковым является наш исследуемый контингент.

60% детей с нарушением в развитии имеют нормальный вес тела, 10% ниже среднего, 20% выше среднего и 10% высокую массу тела, что связанно с малой активностью и подвижностью ребенка.

Объем грудной клетки у 70% детей с нарушением осанки значительно меньше, чем у здоровых сверстников.

Показатели физического развития

Таблица 2 – Показатели физического развития детей, M m

Показатели

Результат

Должные значения

ЧСС, мм рт.ст

88,00 4,00

60-100

САД, мм рт.ст

101,00 2,5

102-124

ЖЕЛ, мл

1640 64,00

1380-1600

ДАД, мм рт.ст

52,00 5,00

68-82

Сравнив ЧСС здоровых детей и детей с нарушением осанки мы видим, что ЧСС 100% детей с нарушением осанки находится в пределах нормы, не выходя за коридоры максимума и минимума.

Артериальное давление у детей с нарушением осанки уступает своим сверстникам. Так, у 30% детей САД находится ниже нормы, а ДАД у 90% ниже нормы. Связанно это с основным заболеванием, а также сопутствующих, возможных проблем с сердечно-сосудистой системой.

А показатели ЖЕЛ находятся выше нормы у 60% детей с нарушением осанки, нежели у здоровых, связанно это с посещением плавательного бассейна несколько раз в неделю. У 30% жизненная ёмкость легких в норме, что говорит если не о росте показателей, то о их сохранности в коридоре нормы. Лишь у 10% замечена наименьшая ЖЕЛ из всех исследуемых. Возможно это связанно с тем, что испытуемая недостаточно хорошо выполнила требования теста.

Показатели силовых способностей

Таблица 3 – Показатели силовых способностей детей, M m

Показатели

Результат

Должные значения

Сила мышц живота, мин

1,35 0,35

1-1,5

Сила мышц спины, мин

2,50 0,65

1-1,5

Динамометрия кисть правая, кг

16,50 0,60

16,5-18,9

Динамометрия кисть левая, кг

15,80 0,60

15,5-17,7

Сравнив динамометрию детей с нарушением осанки и здоровых сверстников, мы видим, что у 70% испытуемых значения находятся в пределах нормы. У 20% совсем небольшое отклонение от нормы, и лишь у 10% динамометрия выше, чем у здоровых сверстников.

Проанализировав силу мышц живота у здоровых детей и у детей с нарушением осанки, мы видим, что показатели находятся в 50% случаев выше нормы, так как исследуемые дети, не смотря на свой диагноз, на момент исследования занимаются ЛФК, плаванием, что в свою очередь способствует укреплению мышц живота. У 30% детей показатель находится в коридоре нормы. Только у 20% ниже нормы, связано это с тем, что девочки перешли в данное учебное заведение лишь в 2018 году, ЛФК было уделено мало времени и только дома, поэтому да данный момент исследования девочки только начинают осваивать ЛФК и укреплять все группы мышц, в том числе и мышцы живота.

Сравнив данные силы мышц спины детей с нарушением осанки и здоровых сверстников, мы можем наблюдать, что сила мышц спины у 50% первых практически в 2 раза превышает средние нормы. У 30% наблюдается сохранение показателей в норме в сравнении со своими здоровыми сверстниками. Только у 20% ниже нормы

Показатели функциональной пробы

Таблица 4 – Показатели силовых способностей детей, M m

Показатели

Результат

Должные значения

Индекс Руфье

5,460 1,76

0-5 с.

Проба Штанге, с

27,700 4,67

40-60 с.

Проба Генчи, с

23,70 3,97

30-40 с.

Сравнив полученные результаты функциональных проб детей с нарушением осанки и здоровых, мы видим 50% девочек сильное отклонение от нормы в пробах на задержки дыхания, а именно Штанге, Генчи.

Небольшое отклонение от нормы в результатах проведения Индекса Руфье. Так как данная проба применяется для определения адаптации к динамической физической нагрузке, в итоге мы видим, что 50% детей не приспособлены для динамической нагрузки, вследствие недостаточного развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

В ходе проведенного исследования оценки физического развития и функционального состояния детей младшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что в целом дети развиваются согласно своим физиологическим характеристикам и своему заболеванию. Во многих показателях такие дети не уступают своим здоровым сверстникам.

Выводы

Для достижения поставленной цели в данной работе были решены следующие задачи:

1. Оценена антропометрия детей младшего школьного возраста с нарушением осанки. Дети развиваются согласно своим физиологическим характеристикам;

2. Оценено физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением осанки. Находится на более низком уровне по сравнению со здоровыми детьми, но подпадает под пределы половозрастных норм.

3. Оценено функциональное состояние детей младшего школьного возраста с нарушением осанки. Значительное отклонение от нормы, что говорит о плохой адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной системы к длительным нагрузкам и приводит к долгому восстановлению организма.

4. Проведена оценка силовых способностей младших школьников с нарушением осанки. Находится в пределах нормы и даже выше. Связанно это, непосредственно, с регулярными занятиями физической культурой, ЛФК, а так же прикладным плаванием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Биохимические основы жизнедеятельности человека: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Б. Филиппович, А.С. Коничев, Г.А. Севостьянова, Н.М. Кутузова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 407 с.

Гитт, В. Д. Здоровый позвоночник. Лечение нарушений осанки и телосложения, сколиозов, остеохондрозов / В.Д. Гитт. - М.: Единение, 2010. - 128 c.

Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – изд. 4-е. – Ростов н/д : Феникс, 2008. 318, [1] с. : ил. – (Высшее образование)

Коробицын А.А. Методы функциональных исследований в физической культуре и спорте. Учебно-методические рекомендации / А.А. Коробицын. – А.: ПГУ, 2001. – 27 с.

Просмотров работы: 35