Введение.Актуальность темы «Оценка физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения» обусловлена тем, что число детей с дисфункцией зрения достаточно велико, т.к. в жизнедеятельности человека наибольшая роль принадлежит зрительному анализатору. Нарушение деятельности зрительного анализатора вследствие врожденных аномалий развития и приобретенных заболеваний органа зрения сопровождается снижением двигательной активности, что вызывает у ребенка затруднение в выполнении движений. Так же отстающее положение у детей с нарушением зрения отмечается в формировании физических качеств. Достаточно ярко выражены отставания в скоростно-координационных, скоростно-силовых качествах, гибкости, выносливости. Сложности возникают в оценке пространственных признаков: нарушение образов, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний. Физическая культура является одним из важнейших средств всестороннего развития детей и приобщения их к трудовой деятельности. [4]
Целью данной работы является оценка развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Для установления цели были определены следующие задачи:
Оценить физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением зрения;
Оценить функциональное состояние детей младшего школьного возраста с нарушением зрения;
Оценить двигательные качества детей с депривацией зрения.
Организация и объем исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней школы № 5» г. Архангельска с февраля по март 2019 года.
В исследовании приняли участие дети, обучающиеся в 3 классе, младшего школьного возраста (6 мальчиков и 6 девочек) в количестве 12 человек. Паспортный возраст на момент исследования составил 8-9 лет. Исследуемые относятся к 3-4 группе здоровья по причине наличия заболеваний органа зрения. Для исследования физических качеств детей 8-9 лет с депривацией зрения были взяты показатели: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки.
Методы исследования.Исследование включало в себя использование следующих методик:
Обзор научной методической работы литературы
Оценка физического развития (длина тела, масса тела и окружность грудной клетки). С помощью центильных таблиц оценка гармоничности физического развития. Измерения проводятся в условных единицах (у.е.);
Оценка функционального тестирования в покое (АД, ЧСС)
Оценка двигательных качеств (поднимание туловища за 30 с., приседания за 1 мин., бег 30м., челночный без 3х10м, наклон вперед сидя) – упражнения представляют собой специализированные и стандартизированные двигательные задания, при которых необходимо показать максимальный результат.
Метод статистической обработки данных
Результаты были обработаны с помощью программы Excel 10.0
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Показатели физического развития
Таблица 1 – Показатели физического развития, M±m
Показатели |
Результат |
Должностные значения |
Длина, см |
131,33±1,66 |
121,6-132,9 |
Масса тела, кг |
29,41±1,37 |
26-36 |
ОГК, см |
66,83±0,86 |
60,05-67,00 |
Сравнив полученные результаты с должными значениями можно сделать вывод о том, что у 50% детей с нарушением зрения длина тела находится в норме, а у 50% высокая длина тела для своего возраста.
Сравнив массу тела у здоровых детей и детей с нарушением зрения, мы видим, что 75% детей имеют нормальный вес тела, 17% (2 ребенка) ниже среднего, 8% (1 ребенок) выше среднего.
Проанализировав ОГК здоровых детей и детей с нарушением зрения, мы видим, что объем грудной клетки у 75% детей с нарушением зрения находится в норме, 25% (3 детей) выше среднего. Связано это, в первую очередь, с укрепленным мышечным корсетом, из-за регулярного занятия ЛФК (рисунок 1).
3.2 Показатели функционального состояния
Таблица 2 - Показатели функционального состояния, M±m
Показатели |
Результат |
Должные значения |
ЧСС, мм рт.ст |
78,58±0,65 |
65-100 |
САД, мм рт.ст. |
95,25±1,66 |
100-115 |
ДАД, мм рт.ст |
68,08±1,29 |
70/82 |
Cравнив результат ЧСС с должностными значениями, мы видим, что ЧСС 100% детей с нарушением зрения находится в пределах нормы, не выходя за коридоры максимума и минимума.
Артериальное давление у детей с нарушением зрения уступает своим сверстникам. Так, у 75% (9 детей) детей САД находится ниже нормы, а 25% находится в норме. ДАД у 66% (8 детей) ниже нормы, а 33% находятся в норме. Связанно это с основным заболеванием, а также сопутствующих, возможных проблем с сердечно-сосудистой системой .
3.3 Показатели двигательных качеств
Таблица 2 - Показатели двигательных качеств, M±m
Показатели |
Результат |
Должные значения |
||
м |
д |
м |
д |
|
Поднимание туловища, 30 с |
18,33±0,95 |
14,16±0,94 |
19-13, |
17-11 |
Приседания, мин |
38±0,96 |
33,33±1,14 |
42-34 |
38-30 |
Бег, 30 м, с |
5,66±0,25 |
6,71±0,1 |
5,7-6,8 |
6,3-7,0 |
Челночный бег, 3х10 м, мин., с |
9,41±0,18 |
10,15±0,17 |
8,8-10,2 |
9,3-10,8. |
Наклон вперед из положения сидя, см |
5,16±0,6 |
9,33±0,8 |
8-3 |
9-4 |
Cравнив результаты с должностными значениями, мы видим, что у 66% поднимание туловища за 30 с. у мальчиков находится в пределах нормы, а у 33% (2 детей) находится чуть выше нормы, а также видим, что и у 100% девочек результаты в пределах нормы. Связано это с регулярными занятиями ЛФК и спортивными играми.
Сравнив приседания за 1 мин. у здоровых детей и детей с нарушением зрения, мы видим, что данные детей и мальчиков, и девочек находятся в норме.
Проанализировав бег 30м. здоровых детей и детей с нарушением зрения, мы видим, что у 50% мальчиков с нарушением зрения показатели находятся выше нормы, а 50% находится в норме. А бег 30 м у 100% девочек находятся в норме.
Челночный бег, 3х10 м у 100% мальчиков и девочек с нарушением зрения показатели находятся в норме.
Наклон вперед из положения сидя у 100% мальчиков показатели находится в норме, а у 50% девочек с нарушением зрения показатели находятся выше нормы, а 50% находятся в норме
Выводы.
1 В ходе проведенного исследования на физическое развитие можно сделать вывод о том, что в целом дети развиваются согласно своим физиологическим характеристикам и не уступают здоровым сверстникам.
2 В ходе исследования функционального состояния детей было выявлено значительное отклонение от нормы, что говорит о плохой адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной системы к длительным нагрузкам и приводит к долгому восстановлению организма. На основе этого мы предполагаем, что нагрузка таким детям должна быть соразмеренная с их состоянием и самочувствием. 3 Уровень двигательных качеств находится в пределах нормы и даже выше. Связанно это, непосредственно, с регулярными занятиями физической культурой, ЛФК, подвижными играми. Все эти формы занятий благотворно воздействует на детей, развивая их силовые способности, развивают гибкость и скоростные способности, увеличивают выносливость, повышается ловкость детей.
Список использованной литературы
Дегтярев И.П. Физическое развитие. [Текст] : учеб. пособ. / И.П. Дегтярев - Киев 2007. - С.23-48.
Е.И. Васильева. Физическое и психомоторное развитие детей.- [Текст] : учеб. пособ. ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. – Иркутск: ИГМУ, 2012. – 44 с.
Егоров Е. А., Епифанова Л. М. - М. Глазные болезни [Текст] : учеб. пособ. / Егоров Е. А., Епифанова Л. М. ГЭОТАР-Медиа, 2013. 160 с.
Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. [Текст] : учеб. пособ. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. - М., 2000.
Макарова О.С. Адаптивная физическая культура [Текст] : учеб. пособ. / О.С. Макарова - М.: Академия, 2006. - 350 с.
Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. [Текст] : учеб. пособ. / Л.Н. Ростомашвили - СПб., 2001.130с.
Шкарлова С.И, Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. [Текст] : учеб. пособ. / Шкарлова С.И, Романовский В. Е. - Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.