Современной России требуются новые инструменты для решения экономических проблем. Одним из таких инструментов является франчайзинг. Есть утверждение, что франчайзинг самый эффективный механизм, который позволяет повысить эффективность малого бизнеса. Он предоставляет возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.
Франчайзинг – особая форма ведения бизнеса, которая заключается в сотрудничестве нескольких компаний или предпринимателей, обычно объединенных одним брендом, правилами и договором коммерческой концессии. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века. Когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако надежды на дальнейшее развитие франчайзинга не оправдались. Имеет смысл провести проанализировать причины проблем и попробовать подобрать походящее решение.
Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Определению франчайзинга - это в первую очередь система отношений, закрепленная системой договоров. Подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится пассивной.
Последнее десятилетие, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзинг. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.
Франчайзинг строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату, то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.
Попытка получить стартовый капитал в виде банковского кредита также сталкивается с проблемой, что уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей, может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным;
Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее время концентрируются в области права. Потому что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.
В современной правовой системе франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на "обходных" правовых схемах. Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике.
Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.
Для достижения следующих целей:
Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.
Все три цели тесно связаны между собой.
Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:
Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России;
Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации";
законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения;
3.Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.
В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
В Гражданский кодекс РФ необходимо:
ввести понятие и определение франчайзинга;
сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:
основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.
В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров. В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.
Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения.
Это обусловлено тремя причинами:
практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).
Существуют и социально-психологические проблемы франчайзинга и первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Еще одной очень существенной социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи, "потерять свое лицо". Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.
Образование как механизм разрешения социально-психологических проблем
Большая часть проблем франчайзинга связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Решение этих проблем достаточно простое: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга.
Эта система должна иметь два направления:
широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента;
узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга.
Эти два направления должны дополнять друг друга.
Широкое образовательное направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, которые должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников.
Узкое направление связано с развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Особенно важны: правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала.
Организационно обучение и консультирование могут проводиться в учебно-консультационных центрах при объединениях консультантов либо при объединениях предпринимателей.
Таким образом, для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности, но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.
Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.
Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.
Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.
Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.
Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.