В педагогическом процессе подготовки специалистов важна всесторонность. Особенно актуальным, наполненным значительным числом дополнительных условий становится такой процесс в вузах. Это связано с тем, что в студенческом возрасте достигают своего максимального развития психологические свойства и высшие психические функции, активно формируется индивидуальный стиль деятельности, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой молодыми людьми реальности [1].
В современной организационно-педагогической деятельности вуза основные направления всестороннего развития реализуются через блок дисциплин, практик, институт кураторства, общественные организации (профком, спортклубы, политические молодёжные блоки и т.д.). Однако для специальных кафедр подобная работа ведётся и в рамках преподавания конкретных специальных дисциплин. В связи с этим возникает ряд проблем. Среди них:
- Полнота всестороннего развития специалиста по своей сути, в основе реализуется через дополнение гуманистическими (гуманитарными) каналами и, следовательно, проявляется ограниченность такой реализации в жёстких, «сухих» тематических рамках специальных технических дисциплин.
- Неспособность охватить весь комплекс всестороннего развития личности или охват незначительной части процесса [2]. Так трудовое и умственное воспитание, осуществляемое в рамках преподавания несравнимы с такими незатрагиваемыми составляющими воспитания как духовное, политическое, нравственное, правовое, физическое. При этом лишь частично можно говорить об охвате трудового, художественного, экологического, экономического и эстетического воспитания.
- Ограниченность возможности применения разнообразных стилей преподавания. В этом случае лидирует авторитарная, аудиторная разновидность стиля. Значительно затруднена реализация демократического, либерального, попустительского (в положительном понимании) стилей.
Безусловно, перечисленные проблемы ликвидируются общностью образовательного процесса и способностью «дополнить» процесс формирования личности изучением других непрофессиональных дисциплин (социология, философия, история, валеология, культурология и т.д., и т.п.).
Но следует отметить, что на старших курсах, перед выпуском готового специалиста, в рамках окончательной профессиональной ориентации студента, такой полноты не наблюдается. Необходимо обеспечивать описываемый процесс в рамках имеющихся специальных квалификационных технических дисциплин, на основе следующих методов:
1. Классическое влияние преподавателя на студента путём убеждений, требований, нравоучений, поощрений, просьб и личного примера.
2. Создание специальных условий, в которых студент выражает себя, своё мнение, накопленные и подлежащие профессиональной оценке знания и умения. При этом необходимо формировать высокую степень самостоятельности.
Необходимо стимулировать стремление студента к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой и саморазвивающей деятельности.
Следует применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к этим открытиям.
3. Оценка работы в рамках дисциплины со стороны других студентов, открытость оценивания, представление работ коллегам преподавателям.
Примером такого метода является недопущение формирования комфортного мышления, борьба с соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Преподаватель может позволить себе создать искусственную педагогическую ситуацию, в которой студент, демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое положение, бездумно поддержав заведомо абсурдную точку зрения только потому, что за неё высказалось большинство других участников дискуссии. Разумеется, здесь необходимо чувствовать меру и такт, чтобы не унизить «конформиста».
4. Совместная деятельность преподавателя и студента в условиях организационной (создание учебно-методических материалов – печатные издания, плакаты, опытные образцы и т.п.) и научно-исследовательской работ.
В этих условиях конкретная задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему. Особое значение приобретают мотивы самореализации и соревнования, социальные мотивы. Для их актуализации и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включённость преподавателя в совместную деятельность со студентом.
5. Выполнение частей дипломных выпускных работ в рамках тематики дисциплины.
Работа над выпускной работой обычно осуществляется на высоком профессиональном уровне с привлечением большого числа специалистов разных областей, затрагиванием значительного числа учебного материала. При этом включаются методические, организационные, информационные и творческие компоненты деятельности обучаемого. Участие педагога приобретает в таких условиях большую степень результативности.
6. Организация профессионального общения со специалистами предприятий, просмотр видео-учебных материалов и т.п.
Встречи с разными специалистами, имеющими широкую специализацию, взгляды, профессиональный и личный опыт всегда служит механизмом профессионального совершенствования студентов.
Конечным итогом образования в условиях преподавания технических дисциплин становится не только развитие и совершенствования студентов, но и самой организационно-педагогической деятельности преподавателя, его взаимодействия с нынешними и будущими студентами.
Литература
1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к творчеству. – М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.