Доктрина энергетической безопасности 2019 г. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Доктрина энергетической безопасности 2019 г.

Фомичев Д.Н. 1
1СПБГАУ, Факультет технических систем, сервиса, энергетики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Национальная безопасность и ее обеспечение – главная задача государства, а энергетическая безопасность является одним из приоритетов ее достижения. От энергетической безопасности зависит эффективность ведения и управление государством. Правильно распределяя энергоресурсы страны государство будет повышать благосостояние своих граждан.

Определение энергетической безопасности, согласно Указу Ппрезидента РФ «Об утверждении доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» от 13 мая 2019 г: «Энергетическая безопасность – это состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливно-и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и обязательств Российской Федерацией» [1].

Политика России в сфере энергетики направлена на то, чтобы природные энергоресурсы рационально и максимально эффективно использовались. Именно это является залогом стабильно разивающейся экономики государства, в следствии чего, повышается уровень благосостояния населения. Согласно Указу, одним из приоритетных направлений на долгосрочную перспективу является повышение энергетической безопасности, включающий в себя:

- обеспечение населения энергоносителями;

- повышение энергосбережения и энергоэффективности;

- повышение конкурентоспособности Российских энергетических компания, а также компаний-производителей энергоресурсов;

- наращивание стратегических энергетических запасов;

-обеспечить стабильные поставки энергоресурсов потребителям.

Доктрина является документом, определяющим систему принципов, мер и целей в отношении энергетической безопасности, а также функционирование государственной власти в вопросах энергоресурсов России. Данный документ дает определения таким понятиям как:

1.  Глобальная энергетическая безопасность – это условие, необходимое для базового обеспечения и устойчивого развития мирового сообщества.

2.  Национальная энергетическая безопасность – это часть национальной безопасности страны, которая зависит от энергетического фактора, обеспечения количества, качества и конструктивности энергоснабжения потребителей.

3.  Региональная энергетическая безопасность – это характеристика состояния энергообеспечения потребителей на территории России или федерального округа, определяемая топливно-энергетическим балансом (ТЭБ) региона (с учетом собственных, включая потенциал энергосбережения, и гарантированных внешних энергопоставок) и самодостаточностью энергетического обеспечения в аварийных ситуациях [2].

На данном этапе развития нашего государства существуют следующие угрозы энергетической безопасности:

1.  Внутренние экономические, данный вид обусловлен финансово-экономическим состоянием топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны и экономической политикой государства (низкий уровень инвестиций, ухудшение состояния сырьевой базы ТЭК и атомной энергетики, зависимость от импорта оборудования, отсутствие программ по энергосбережению).

2.  Социально-политические, это угрозы, связанные с различного рода конфликтами, вытекающими из противоречий социальных слоев, различных групп населения и политических сил (этнополитические конфликты, трудовые конфликты на предприятиях ТЭК, диверсии и террористические акты на объектах энергетики).

3.  Техногенные – это угрозы, вызванные авариями на объектах энергоснабжения, повлекшие негативные последствия для населения, окружающей среды и для самого процесса энергоснабжения.

4.  Природные – угрозы, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, ураганы, сели и т.д.). Аномальные температуры и внешние электромагнитные аномалии.

5.  Внешнеполитические и внешнеэкономические – угрозы, обусловленные враждебной политикой иностранных государств, в отношении России.

С учетом перечисленных угроз, были сформулированы задачи, решение которых поможет обеспечить достойный уровень энергетической безопасности страны и ее регионов:

1.  Модернизация технологической базы ТЭК путем современного технического оснащения его отраслей;

2.  Вывод эффективности экономики государства на более высокий уровень;

3.  Проведение работ по освоению новых месторождений с целью обеспечить производство и рациональное потребление исчерпаемых ресурсов;

4.  Улучшение качества самообеспечения регионов топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) посредством освоения местных энергетических ресурсов и развития малой энергетики страны в целом, в том числе и на базе возобновляемых источников энергии;

5.  Усиление позиций России на международных рынках в сфере экспорта ТЭР, оборудования и энергетических технологий.

Из перечисленных задач и угроз, нами были сформулированы меры по обеспечению энергетической безопасности, а также механизмы их реализации.

Основные меры, направленные на предотвращения внутренних экономических угроз:

1.  Создание условий для роста инвестиций, направленных на модернизацию ТЭК;

2.  Изменение налогового законодательства с целью рационализации налоговой нагрузки на энергетику и внедрение дифференцированного подхода к налогообложению;

3.  Стимулирование со стороны государства проведения геологоразведочных работ с целью доведения их объемов до уровня соответствия объему ежегодных приростов балансовых запасов энергоресурсов и объему их извлечения;

4.  Полная модернизация системы программных документов в энергетической сфере;

5.  Поддержание отечественных производителей оборудования и поставщиков услуг посредством предоставления преференций компаниям, которые обеспечивают использование отечественного оборудования.

Предотвращение социально-политических угроз:

1.  Усиление контроля за деятельностью компаний, работающих в стратегически важных сферах энергетики;

2.  Разработка и проведение профилактических мероприятий по предотвращению преступлений, диверсий на наиболее важных объектах энергетики (АЭС, плотины ГЭС и др.)

3.  Совершенствование предупредительной деятельности о готовящихся преступлениях в отношении объектов энергетики;

4.  Повышение уровня контроля за финансово-экономическим состоянием ТЭК во избежание забастовок и конфликтов;

5.  Установление надзора за сферой промышленной безопасности на предприятиях ТЭК (для снижения аварийности).

Предотвращения техногенных и природных угроз:

1.  Создание новых технических регламентов, которые будут стимулировать переход предприятий ТЭК на современные энергетические технологии;

2.  Произведение декларирования, лицензирования, сертификации и паспортизации в сфере технологий;

3.  Развитие управления энергетическими системами государственного значения в целях обеспечения безопасности и надежности их работы, а также усиление контроля за соблюдением требований, установленных в сфере безопасности и энергоэффективности;

4.  Создание общеобязательных требований к соблюдению безопасности, а также эффективности энергетических объектов;

5.  Создание классификации опасности объектов ТЭК, с учетом риска аварий на данных объектах и их последствий;

6.  Введение ответственности для руководителей объектов ТЭК за техническую оснащенность, полное техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию данных объектов;

7.  Развитие существующей структуры единой энергетической системы, включая создания элементов активно-адаптированных сетей и систем хранения энергии;

8.  Совершенствование системы функционирования энергосбережения страны и ее регионов во время ЧС для обеспечения жизненно важных потребителей [1].

Предотвращение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз:

1.  Качественное расширение рынка сбыта российских энергоресурсов, энергетического оборудования и услуг;

2.  Создание и дальнейшее развитие экономических механизмов, стимулирующих увеличение доли экспорта энергоносителей;

3.  Дипломатическая поддержка и стимулирование участия российского капитала в зарубежном энергетическом секторе, обеспечение транзитных потоков через территорию Российской Федерации;

4.  Контроль за обеспечением бесперебойной работы транспортных коридоров, которые соединяют Россию с внешними энергетическими рынками;

5.  Создание условий для трансфера в Россию передовых энергетических технологий и международной научно-технологической кооперации.

Залогом повышения энергетической безопасности России является сбалансированная государственная энергетическая политика на перспективу, направленная на разработку и реализацию опережающих мер по ликвидации внутренних и внешних угроз, эффективное использование индикаторов энергобезопасности, энергетический анализ хозяйственной деятельности, создание механизмов по стабилизации ситуации.

Список литературы:

1.Бушуев В.В. Национальная безопасность. Журнал экономика региона. 2012.

2.Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 4988п-П9.

3.Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

4.Энергетическая безопасность России / Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. и др. – Новосибирск: Наука, 2008. – 302 с.

Просмотров работы: 62