Национальная безопасность и ее обеспечение – главная задача государства, а энергетическая безопасность является одним из приоритетов ее достижения. От энергетической безопасности зависит эффективность ведения и управление государством. Правильно распределяя энергоресурсы страны государство будет повышать благосостояние своих граждан.
Определение энергетической безопасности, согласно Указу Ппрезидента РФ «Об утверждении доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» от 13 мая 2019 г: «Энергетическая безопасность – это состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливно-и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и обязательств Российской Федерацией» [1].
Политика России в сфере энергетики направлена на то, чтобы природные энергоресурсы рационально и максимально эффективно использовались. Именно это является залогом стабильно разивающейся экономики государства, в следствии чего, повышается уровень благосостояния населения. Согласно Указу, одним из приоритетных направлений на долгосрочную перспективу является повышение энергетической безопасности, включающий в себя:
- обеспечение населения энергоносителями;
- повышение энергосбережения и энергоэффективности;
- повышение конкурентоспособности Российских энергетических компания, а также компаний-производителей энергоресурсов;
- наращивание стратегических энергетических запасов;
-обеспечить стабильные поставки энергоресурсов потребителям.
Доктрина является документом, определяющим систему принципов, мер и целей в отношении энергетической безопасности, а также функционирование государственной власти в вопросах энергоресурсов России. Данный документ дает определения таким понятиям как:
1. Глобальная энергетическая безопасность – это условие, необходимое для базового обеспечения и устойчивого развития мирового сообщества.
2. Национальная энергетическая безопасность – это часть национальной безопасности страны, которая зависит от энергетического фактора, обеспечения количества, качества и конструктивности энергоснабжения потребителей.
3. Региональная энергетическая безопасность – это характеристика состояния энергообеспечения потребителей на территории России или федерального округа, определяемая топливно-энергетическим балансом (ТЭБ) региона (с учетом собственных, включая потенциал энергосбережения, и гарантированных внешних энергопоставок) и самодостаточностью энергетического обеспечения в аварийных ситуациях [2].
На данном этапе развития нашего государства существуют следующие угрозы энергетической безопасности:
1. Внутренние экономические, данный вид обусловлен финансово-экономическим состоянием топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны и экономической политикой государства (низкий уровень инвестиций, ухудшение состояния сырьевой базы ТЭК и атомной энергетики, зависимость от импорта оборудования, отсутствие программ по энергосбережению).
2. Социально-политические, это угрозы, связанные с различного рода конфликтами, вытекающими из противоречий социальных слоев, различных групп населения и политических сил (этнополитические конфликты, трудовые конфликты на предприятиях ТЭК, диверсии и террористические акты на объектах энергетики).
3. Техногенные – это угрозы, вызванные авариями на объектах энергоснабжения, повлекшие негативные последствия для населения, окружающей среды и для самого процесса энергоснабжения.
4. Природные – угрозы, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, ураганы, сели и т.д.). Аномальные температуры и внешние электромагнитные аномалии.
5. Внешнеполитические и внешнеэкономические – угрозы, обусловленные враждебной политикой иностранных государств, в отношении России.
С учетом перечисленных угроз, были сформулированы задачи, решение которых поможет обеспечить достойный уровень энергетической безопасности страны и ее регионов:
1. Модернизация технологической базы ТЭК путем современного технического оснащения его отраслей;
2. Вывод эффективности экономики государства на более высокий уровень;
3. Проведение работ по освоению новых месторождений с целью обеспечить производство и рациональное потребление исчерпаемых ресурсов;
4. Улучшение качества самообеспечения регионов топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) посредством освоения местных энергетических ресурсов и развития малой энергетики страны в целом, в том числе и на базе возобновляемых источников энергии;
5. Усиление позиций России на международных рынках в сфере экспорта ТЭР, оборудования и энергетических технологий.
Из перечисленных задач и угроз, нами были сформулированы меры по обеспечению энергетической безопасности, а также механизмы их реализации.
Основные меры, направленные на предотвращения внутренних экономических угроз:
1. Создание условий для роста инвестиций, направленных на модернизацию ТЭК;
2. Изменение налогового законодательства с целью рационализации налоговой нагрузки на энергетику и внедрение дифференцированного подхода к налогообложению;
3. Стимулирование со стороны государства проведения геологоразведочных работ с целью доведения их объемов до уровня соответствия объему ежегодных приростов балансовых запасов энергоресурсов и объему их извлечения;
4. Полная модернизация системы программных документов в энергетической сфере;
5. Поддержание отечественных производителей оборудования и поставщиков услуг посредством предоставления преференций компаниям, которые обеспечивают использование отечественного оборудования.
Предотвращение социально-политических угроз:
1. Усиление контроля за деятельностью компаний, работающих в стратегически важных сферах энергетики;
2. Разработка и проведение профилактических мероприятий по предотвращению преступлений, диверсий на наиболее важных объектах энергетики (АЭС, плотины ГЭС и др.)
3. Совершенствование предупредительной деятельности о готовящихся преступлениях в отношении объектов энергетики;
4. Повышение уровня контроля за финансово-экономическим состоянием ТЭК во избежание забастовок и конфликтов;
5. Установление надзора за сферой промышленной безопасности на предприятиях ТЭК (для снижения аварийности).
Предотвращения техногенных и природных угроз:
1. Создание новых технических регламентов, которые будут стимулировать переход предприятий ТЭК на современные энергетические технологии;
2. Произведение декларирования, лицензирования, сертификации и паспортизации в сфере технологий;
3. Развитие управления энергетическими системами государственного значения в целях обеспечения безопасности и надежности их работы, а также усиление контроля за соблюдением требований, установленных в сфере безопасности и энергоэффективности;
4. Создание общеобязательных требований к соблюдению безопасности, а также эффективности энергетических объектов;
5. Создание классификации опасности объектов ТЭК, с учетом риска аварий на данных объектах и их последствий;
6. Введение ответственности для руководителей объектов ТЭК за техническую оснащенность, полное техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию данных объектов;
7. Развитие существующей структуры единой энергетической системы, включая создания элементов активно-адаптированных сетей и систем хранения энергии;
8. Совершенствование системы функционирования энергосбережения страны и ее регионов во время ЧС для обеспечения жизненно важных потребителей [1].
Предотвращение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз:
1. Качественное расширение рынка сбыта российских энергоресурсов, энергетического оборудования и услуг;
2. Создание и дальнейшее развитие экономических механизмов, стимулирующих увеличение доли экспорта энергоносителей;
3. Дипломатическая поддержка и стимулирование участия российского капитала в зарубежном энергетическом секторе, обеспечение транзитных потоков через территорию Российской Федерации;
4. Контроль за обеспечением бесперебойной работы транспортных коридоров, которые соединяют Россию с внешними энергетическими рынками;
5. Создание условий для трансфера в Россию передовых энергетических технологий и международной научно-технологической кооперации.
Залогом повышения энергетической безопасности России является сбалансированная государственная энергетическая политика на перспективу, направленная на разработку и реализацию опережающих мер по ликвидации внутренних и внешних угроз, эффективное использование индикаторов энергобезопасности, энергетический анализ хозяйственной деятельности, создание механизмов по стабилизации ситуации.
Список литературы:
1.Бушуев В.В. Национальная безопасность. Журнал экономика региона. 2012.
2.Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 4988п-П9.
3.Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
4.Энергетическая безопасность России / Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. и др. – Новосибирск: Наука, 2008. – 302 с.