В настоящее время известно более полутора тысяч видов боевых искусств. У них немало общего в происхождении и целях, которых они стремятся достичь. Айкидо имеет глубокие философские корни, обладает стройной системой подготовки, предполагающей как физические, так психологические и духовные аспекты. Всестороннее развитие спортсменов, их высокий моральный и культурный уровень, гармоническое развитие физических качеств, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, и физическое совершенство в целом - основа спортивной специализации и успеха в личной жизни [1,2,3].
Во время занятий Айкидо прежде всего у занимающихся нарабатывается координация движений. В отличие от других видов единоборств, например, как борьба или армреслинг, в айкидо решающее значение имеет координационные движения. Правильность выполнения движений во многом зависит от общей координации спортсмена [4,5].
Силовая подготовка в Айкидо нацелена не на развитие максимальной силы мышц, а на силовую выносливость. Для этого, помимо обычных распространенных физических упражнений с собственным весом, применяют специфические упражнения из техник Айкидо.
Цель исследования: выявить влияние занятий айкидо на физическую подготовленность школьников 12-14 лет.
Исследование было организовано на базе МБОУ «Средняя школа № 35 им. Героя Советского Союза П.И. Галушина» в городе Архангельск и спорткомбината «Двина» ОАО «БЫТ» в городе Новодвинск.
В исследовании принимали участие 18 человек, мальчики 7-8 классов от 12 до 14 лет первого года занятий айкидо.
Для решения постановленных задач применялись следующие методы исследования: Анализ научной и научно-методической литературы. Контрольно-педагогическое тестирование: прыжки через скакалку, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, поднимание туловища из положения лежа на спине. Двигательное тестирование: технический элемент «Укеми» (кувырок вперед).Физиологические методы: измерение ЧСС в покое и после нагрузки. Метод статистической обработки данных.
Сравнивая уровень показателей физической подготовленности айкидоистов и их динамику за время исследования с помощью контрольных тестов, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1- Сравнение показателей результатов контрольно-педагогического тестирования
Показатели |
В начале учебного года n=18 |
В конце учебного года n=18 |
t (tкрит=2,04) |
P |
Тест №1- «Поднимание туловища из положения лежа на спине» |
32,50 ± 1,95 |
35,89 ± 1,89 |
4,90*** |
Р< 0,001 |
Тест №2- «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» |
19,44 ± 1,49 |
22,39 ± 1,38 |
4,11*** |
Р< 0,001 |
Тест №3- «Прыжки через скакалку» |
84,06 ± 3,22 |
93,56 ± 2,60 |
6,51*** |
Р< 0,001 |
Примечания: *** - Р<0,001
Средний арифметический результат теста №1 у школьников в начале учебного года составляет 32,50 ± 1,95 раза за минуту, а в конце 35,89 ± 1,89 раза за минуту. Различие между результатами теста №1 у школьников в ходе исследования достоверное, статистически значимое на уровне значимости 0,001, Р<0,001. Результаты сравнения представлены на рисунке 1.
Рисунок 1- Среднее арифметическое значение теста «Поднимание
туловища из положения лежа на спине»
Средний арифметический результат теста №2 у школьников в начале учебного года составляет 19,44 ± 1,49 раз, а в конце 22,39 ± 1,38 раз. Различие между результатами теста №2 у школьников в ходе исследования достоверное, статистически значимое на уровне значимости 0,001, Р<0,001. Результаты сравнения представлены на рисунке 2.
Рисунок 2- Среднее арифметическое значение теста
«Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу»
Средний арифметический результат теста №3 у школьников в начале учебного года составляет 84,06 ± 3,22 раз за минуту, а в конце 93,56 ± 2,60 раз за минуту. Различие между результатами теста №3 у школьников в ходе исследования достоверное, статистически значимое на уровне значимости 0,001, Р<0,001. Результаты сравнения представлены на рисунке 3.
Рисунок 3- Среднее арифметическое значение теста
«Прыжки через скакалку»
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что у ребят в начале учебного года уровень физической подготовленности по школьным нормативам по физической культуре в большинстве случаев была удовлетворительная оценка. В конце года больше половины ребят перешли на уровень отличных и хороших отметок. Прирост показателей контрольно-педагогических тестов по окончанию исследования составил 9,44%, 13,15% и 10,15% соответственно, что может свидетельствовать о благоприятном воздействии айкидо на физическую подготовленность школьников.
Сравнивая уровень показателя координационной подготовки айкидоистов и его динамику за время исследования с помощью технического координационного теста, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2- Сравнение показателей результата технического координационного тестирования
Показатели |
В начале учебного года n=18 |
В конце учебного года n=18 |
t (tкрит=2,04) |
P |
Тест №4- «Укеми» |
11,00 ± 0,78 |
20,06 ± 1,18 |
9,22*** |
Р< 0,001 |
Примечания: *** - Р<0,001
Средний арифметический результат теста №4 у школьников в начале учебного года составляет 11,00 ± 0,78 раз, а в конце 20,06 ± 1,18 раз. Различие между результатами теста №4 у школьников в ходе исследования достоверное, статистически значимое на уровне значимости 0,001, Р<0,001. Результаты сравнения представлены на рисунке 4.
Рисунок 4- Среднее арифметическое значение теста «Укеми»
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что у ребят выполнение укеми в начале года, по экзаменационным нормативам айкидо, было на уровне 10 кю. В конце года все ребята выполнили этот элемент на уровне 8 кю, что соответствует четырем годам обучения. Прирост показателя технического координационного тестировании по окончанию исследования составил 45,15%, это может свидетельствовать о том, что у ребят возросли координационные возможности из-за улучшения работы вестибулярного аппарата.
Сравнивая уровень реакции сердечно сосудистой системы айкидоистов и его динамику за время исследования с помощью измерения ЧСС, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3- Реакция сердечно сосудистой системы
Показатели |
В начале учебного года n=18 |
В конце учебного года n=18 |
t (tкрит=2,04) |
P |
ЧСС в покое |
77,50 ± 1,18 |
70,33 ± 0,99 |
12,76*** |
Р< 0,001 |
ЧСС поле нагрузки |
125,56 ± 1,42 |
123,06 ± 1,83 |
4,90*** |
Р< 0,001 |
Примечания: *** - Р<0,001
Средний арифметический результат показателя ЧСС в покое у школьников в начале учебного года составляет 77,50 ± 1,18 ударов в минуту, а в конце 70,33 ± 0,99 ударов в минуту. Различие между результатами показателя у школьников в ходе исследования достоверное, статистически значимое на уровне значимости 0,001, Р<0,001. Результаты сравнения представлены на рисунке 5.
Рисунок 5- Среднее арифметическое значение показателя ЧСС в покое
Средний арифметический результат показателя ЧСС после нагрузки у школьников в начале учебного года составляет 125,56 ± 1,42 ударов в минуту, а в конце 123,06 ± 1,83 ударов в минуту. Различие между результатами показателя у школьников в ходе исследования достоверное, статистически значимое на уровне значимости 0,001, Р<0,001. Результаты сравнения представлены на рисунке 6.
Рисунок 6- Среднее арифметическое значение показателя
ЧСС после нагрузки
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что у ребят в течение года изменился ЧСС и стал приблизительно равен ЧСС взрослого человека. в начале года Прирост показателя ЧСС по окончанию исследования составил 10,19% в покое и 2,03% после нагрузки. Можно сказать, что сердце адаптировалось к регулярным тренировочным занятиям, и ребята стали легче переносить физическую нагрузку.
По трем контрольно-педагогическим и техническому тестам у школьников получен положительный прирост показателей: поднимание туловища из положения лежа на спине- 9,44%; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу- 13,15%; прыжки через скакалку-10,15%, что может свидетельствовать о благоприятном воздействии айкидо на физическую подготовленность школьников. По техническому координационному тестированию получили прирост 45,15%, это может свидетельствовать о том, что у ребят возросли координационные возможности из-за улучшения работы вестибулярного аппарата. Получили прирост показателей ЧСС в покое на 10,19%, и показателей ЧСС после нагрузки на 2,03%. Можно сказать, что сердце адаптировалось к регулярным тренировочным занятиям, и ребята стали легче переносить физическую нагрузку.
Список литературы:
1. Батаршев, А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике - СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
2. Бодо, Р, Айкидо. Основы. Принципы. Техники– М. :Эскимо, Наше слово, 2012. – 344 с.
3. Гвоздев, С.А, Айкидо– М. : Попурри, 2014. – 256 с.
4. Миронов, А.Г. Характеристика айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. №3 (71). Ч. 1. С. 126-133.
5. Нормативы по физической культуре с 1 по 11 классы. – Режим доступа: http://fizkultura-fgos.ru/normativyi-po-fizicheskoy-kulture-s-1-po-11-klassyi.html-//, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения : 30.11.19). – Загл. с экрана.