Наиболее благоприятным периодом приобщения детей к систематическим занятиям спортивной гимнастики с анотомо-физиологической и психолого-педагогической позиций является возраст 6-7 лет. В качестве основных задач этапа начальной подготовки можно выделить следующие: укрепления здоровья и закаливание организма; формирование правильной осанки; развитие физических качеств (силы, гибкости, быстроты, координации); овладение прикладными двигательными навыками; обучение основам техники акробатических движений; обучения элементам хореографии, гимнастики, спортивной акробатики; развитие волевых качеств, воспитание организованности и целеустремленности юных спортсменов [1,4,6].
Объект исследования: юные спортсмены-гимнастки.
Предмет исследования: процесс физической подготовки юных гимнасток.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут использоваться в практической работе тренеров и специалистов физической культуры для обеспечения контроля тренировочного процесса.
Цель исследования – оценить динамику развития физических качеств и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у девочек 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой в группах начальной подготовки.
Исследование проводилось в период с октября 2018 г. декабрь 2018 г. и май 2019 года на базе МБОУ ДО ДЮСШ № 1 г. Северодвинска. В исследовании принимали участие 20 девочек в возрасте 7,1±0,3 лет. Группа девочек занималась спортивной гимнастикой 3 раза в неделю по 1,5 часа.
Для определения динамики физических качеств у юных гимнасток в годичном тренировочном цикле, мы регистрировались следующие показатели тестов: Тест 1 Бег 20 м с высокого старта, Тест 2 Прыжок в длину с места; Тест 3. Сгибание рук из виса (подтягивание); Тест 4 Удержание угла в висе; Тест 5 «Мост»; Тест 6. Наклон вперед; Тест 7 «Шпагат»; Тест 8 «Подвижность в плечевых суставах»; Тест 9 «Балансирование на гимнастической скамейке» [2,3,5].
Результаты исследования:
Таблица 1 – Оценка развития уровня физической подготовленности
Оценка развития |
Оценка в баллах |
Границы |
Очень высокая |
7 |
выше х + 2 |
Высокая |
6 |
от х + 1 до + 2 |
Выше средней |
5 |
от х + 0,5 до +1 |
Средняя |
4 |
от х - 0,5 до + 0,5 |
Ниже средней |
3 |
от х - 1 до - 0,5 |
Низкая |
2 |
от х - 2 до - 1 |
Очень низкая |
1 |
ниже х - 2 |
Х – величина средней арифметической; – среднее квадратическое отклонение.
Результаты проведенного исследования представлены на рисунках 2,3,4,5,6,7,8.
На рисунке 2 представлена динамика результатов скоростных показателей за период исследования.
Рисунок 2 – Показатели теста «Бег на 20 м»
Из графиков видно (рисунок 2), что юные гимнастки уложились в норматив на всех срезах исследования. За весь период исследования динамика показателя скоростного качества улучшилась на 13,7%. (р<0,05).
На рисунке 3 представлена динамика результатов скоростно-силовых показателей за период исследования.
Рисунок 3 – Показатели теста «Прыжок в длину с места»
Как показывают графики на рисунке 3, гимнастки уложились в норматив на всех срезах исследования. За весь период исследования динамика показателя скоростно-силового качества улучшилась на 12,3%. (р<0,05).
На рисунке 4 представлена динамика результатов показателей силовых способностей у юных гимнасток запериод исследования.
Рисунок 4 – Показатели теста - «Сгибание и разгибание рук на перекладине из положения виса» (подтягивание)
За весь период исследования динамика силового показателя достоверно значимо улучшилась на 14,7%. (р<0,05).
На основании выше представленных результатов тестирования, мы можем сказать о положительной динамике силовой подготовленности.
На рисунке 5 представлена динамика результатов показателей силы мышц брюшного пресса у юных гимнасток запериод исследования.
Рисунок 5 – Показатели теста «Вис углом»
За весь период исследования, динамика показателя силы мышц брюшного пресса и спины улучшилась на 15,8%. (р<0,05).
На рисунке 6 представлена динамика результатов показателей гибкости у юных гимнасток запериод исследования.
А Б В
Рисунок 6 – Показатели теста «Мост» (А), «Наклон вперед из положения сидя» (Б) и «Шпагат» (В)
Различия между показателями всех трех тестов имеют достоверно значимые отличия на уровне значимости 0,05 (p<0,05), так как вычисленное значение критерия Стьюдента не превышает первое критическое значение. Поэтому можно говорить о положительной динамике развития гибкости у девочек гимнасток за годичный тренировочный период.
На рисунке 7 представлены результаты теста подвижности в плечевых суставах в группе девочек за период исследования.
Рисунок 7 – Показатели теста «Подвижность в плечевых суставах»
Как видно на рисунке 7, показатели подвижности в плечевых суставах во всех трех тестах имеют достоверно значимые отличия за все периоды исследования.
На рисунке 8 представлены результаты теста стато-динамического равновесия, проведенного в группе за период исследования.
Рисунок 8 – Показатели теста «Балансирование на гимнастической скамейке»
За годичный период тренировочных занятий результат тестирования имеют достоверные различия (р<0,05) улучшился на 21,1%.
Таким образом, можно сказать, что подбор упражнений осуществлялся правильно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и уровнем физической подготовленности занимающихся. Предложенная программа проведения тренировочных занятий эффективна – отвечает задачам этапа подготовки конкретного тренировочного задания. Значимыми физическими качествами и способностями для успешности в спортивной гимнастике являются координация, гибкость, сила, быстрота, прыгучесть, равновесие, выносливость. Результаты исследования показали, что динамика всех значимых для этого вида спорта физических качеств в течение года достоверно значимо повысились.
Список литературы:
Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.- Киев, 2005 г.
Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.:ФиС, 2008, - 222 с.
Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис…. докт. пед. наук. - М., 2009. - 46 с.
Зациорский В.М., Сергяенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. - 1975. - №6. - С. 22-29.
Никитушкин В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов. // Теория и практика физической культуры, 2003, №8. - С. 19-22.
Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 2000. - 255 с.