СОДЕРЖАНИЕ И ДИНАМИКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОДЕРЖАНИЕ И ДИНАМИКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Силизнева А.Р. 1, Коновалова М.Е. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт национальной и мировой экономики
2Самарский государственный экономический университет, Институт национальной и мировой экономики, кафедра экономической теории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История появления и развития электронной коммерции началась в 1960 г. Американская компания American Airlines совместно с IBM сделали первые шаги по созданию уникальной системы, которая позволяла пассажирам автоматизированно бронировать билеты на различные авиарейсы и ориентироваться в ценах и тарифах на них. Данная система названа SABRE (Semi-Automatic  Business  Research  Environment).  Ее использование способствовало снижению цен и повышению спроса на авиаперевозки. Сегодня этой системой пользуются около 350 000 турагентств мира. Именно эта система служит одним из первых примеров электронной коммерции (eCommerce).

В дальнейшем, в 1971-72 гг., произошло создание одной из знаменитых компьютерных сетей – ARPANET, которая позволяла студентам Стенфордской лаборатории искусственного интеллекта и Массачусетского технологического института осуществлять между собой операции покупки-продажи. Позднее, денежные отношения в этой сети, сделки, которые там осуществлялись, стали считать началом eCommerce, первыми онлайн – транзакциями. С этого момента электронная коммерция начала быстро набирать обороты. В 1979 г. Майкл Олдрич (английский изобретатель) создает первую систему, позволяющую совершать онлайн – покупки. В 1982 г. создали France Télécom, который использовали для онлайн – заказов по всей стране. В 1995 г. Джозеффом Безосом запускается известнейший на весь мир Amazon.com. В современном мире электронная коммерция развивается особенно быстро за счет новейших технологий, вседоступности интернета и других факторов.

Так что же такое электронная коммерция, или eCommerce? Изначально это была особая форма, организующая продажи как в традиционной коммерции, только с использованием среды Интернета. Отдельным, самостоятельным явлением электронная коммерция не являлась. Однако сейчас ее рассматривают как сферу цифровой экономики. Важно сказать, что специалисты, в определении сущности eCommerce, к единому мнению не пришли, так как у каждого разное понимание о том, какие области туда следует включить. Например, у О. Кобелева это «технологии совершенствования коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными». И.Т. Балабановым под этим термином понимается «торговля через сеть Интернет при помощи компьютеров покупателя и продавца товара».

Но все-таки, большинство ученых использует более широкое определение. Согласно их пониманию электронная коммерция – это сфера экономики, включающая в себя финансовые и торговые транзакции, бизнес – процессы, осуществляемые при помощи компьютерных сетей.

Интернет практически полностью изменил деятельность и методы работы огромного количества компаний по всему миру, в особенности тех, чье функционирование происходит в области высоких технологий. Электронная коммерция дает возможность компаниям взаимодействовать с поставщиками вне зависимости от их географического положения, осуществлять с ними различные трансграничные операции, обеспечивая высокоскоростной передачей данных. Это дало ряд преимуществ: создание новых рынков и внедрение труднодоступных по географическому положению, регулирование спроса и предложения, образование новых потоков доходов, повышение уровня обслуживания заказчиков и др. Основными факторами стали:

Индивидуализация потребности, то есть продукция нацелена удовлетворять конкретного покупателя с его конкретными потребностями.

Индивидуализация времени позволяет доставить продукцию тогда, когда покупатель захочет.

Индивидуализация сервиса, которая представляет собой поставку тем способом, который удобнее всего для покупателя.

Глобальная сеть сделала доступ для фирм любого масштаба к электронной коммерции. Раньше в электронном обмене преобладали крупные фирмы, способные осуществлять большие вложения в эту инфраструктуру. Сегодня небольшие фирмы так же могут пополнить ряды «электронных торговцев». Электронная коммерция дает возможность любой компании привлекать потребителя со всего мира. Формируется новый канал сбыта – виртуальный, где процессы продажи происходят в интерактивном режиме. В целом, электронная коммерция имеет большое число положительных сторон и перспектив для развития бизнеса в будущем.

Однако стоит отметить, что у нее есть ряд недостатков. К основным из них относятся: сложность «узаконивания» такого типа торговли, соблюдая требования государства; недоверие потребителя, который не может ощутить товар, ведь чаще всего используются визуальные иллюстрации продукции; различные издержки потребителя при возврате товара или оплате его доставки. Но самым важным недостатком является электронное мошенничество. Люди до сих пор не считают, что Интернет является безопасной средой. Они боятся угрозы утечки их персональных данных. Поэтому Интернет, не смотря на его огромное развитие в наше время, большинством людей все равно воспринимается только как источник информации. Любителей мошенничества в Интернете называют электронными кибервзломщиками. Их интересуют юридические лица, чьи остатки на счетах значительно больше физических лиц. Большинство хищений в реальной практике варьируются в районе 250.000 рублей, хотя были случаи с кражей и 1 млн. долл. Популярным приемом является перехват команд на запрос электронной подписи, которая однозначно идентифицирует пользователя. Кибервзломщики заражают компьютеры вирусами, получая ключ к доступу. Также опасность представляют риски с электронными деньгами: дублирование электронного кошелька, сведений, изменение сообщений, кража денег, отказ операций. Меры по борьбе с мошенничеством активно вводятся в практику банками, юридическими лицами. Однако это значительно мешает улучшению развития электронной коммерции и ее дальнейшим перспективам.

У электронной коммерции существует шесть основных элементов, которые включают различные бизнес – операции:

Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange, EDI) – информационный обмен между продавцами и покупателями с использованием цифровых средств коммуникации. Основу составляют стандарты передачи информации ISO и форматирования.

Электронный банкинг – технология банковского обслуживания, где через Интернет клиент осуществляет доступ к своим операциям и счетам.

Электронные деньги – денежные обязательства в электронном виде эмитента перед доверителем.

Электронная торговля – торговые операции и сделки по поводу продажи/покупки товаров и их оплате, осуществляемые в сети Интернет.

Электронное движение капитала – денежный перевод или электронный обмен с одного счета на другой.

Электронный маркетинг – комплекс мероприятий, связанных с продвижением в Интернете товаров и анализом рынка в целом.

ЕCommerce делится на секторы в зависимости от взаимодействия и сделок участников. Таких секторов много (см. приложение 1), но основными из них являются три: В2В, В2С и С2С.

В2В (Business - to - Business) – сделки между предприятиями, юридическими лицами или предпринимателями. Для этого создаются специальные интернет – платформы с определенными правилами и стандартами сделок. Здесь интернет делает сотрудничество более открытым, а операции осуществляются быстрее.

В2С (BusinesstoConsumer) – сделки между физическими и юридическими лицами. Такой сектор электронной коммерции делает операции покупки-продажи более простыми, поскольку покупатель, не выходя из дома, может выбрать подходящий ему товар (или услугу), в то время как у производителя нет нужды арендовать торговые помещения и затрачиваться на персонал.

С2С (Consumerto - Consumer) – сделки между физическими лицами. Они осуществляют торговлю на электронных площадках или через доску объявлений. Это отношения, не предполагающие что кто-либо в них является бизнесменом. Самый распространенный вид этого сектора – интернет-аукционы.

Что касается мирового уровня электронной коммерции и ее секторов, то уже к 2020 г. объем торговли В2С в мире может составить 3,2 трлн.долл., а на В2В придется 6,7 трлн.долл. Такие прогнозы составили в Frost & Sullivan.

Таблица 1

Десять крупнейших рынков интернет-торговли

Место

Страна

Совокупный объем онлайн-продаж за год, млрд.долл.

Доля интернет-покупок в общем объеме розничной торговли, %

1

Китай

672

15,9

2

США

340

7,5

3

Великобритания

99

14,5

4

Япония

79

5,4

5

Германия

73

8,4

6

Франция

43

5,1

7

Южная Корея

37

9,8

8

Канада

30

5,7

9

Россия

20

2

10

Бразилия

19

2,8

В 2017 г. на заседании АТЭС (Азиатско – Тихоокеанского экономического сотрудничества) сделали акцент на потенциал экономического роста за счет электронной торговли. Значимость электронной коммерции была отмечена и в БРИКС, куда входит Россия. У Евросоюза также имеется собственная стратегия: образование Единого цифрового рынка. Они хотят уже к 2020 г. улучшить электронную инфраструктуру, безопасность потребителей и прочие барьеры. Разрабатывают рекомендации по развитию eCommerce и «большая двадцатка» с Организацией экономического сотрудничества и развития, которые оценивают онлайн – продажи как 18% от общего объема торговли.

В мировой интернет – торговле существуют три категории рынков, где выход на них принимается мировыми компаниями исходя из уровня инфраструктуры, политической обстановки и размера самой компании.

«Верхний эшелон» - крупные и зрелые рынки, которые привлекают инвестиции в электронную торговлю.

Рынки «второй волны» - не становятся передовыми площадками, хотя обращают на себя внимание мировых брендов.

«Выжидающие» рынки – уровень инфраструктуры, размер и политическая ситуация таких рынков приводит к решению отложить выход таких рынков на арену интернет – торговли.

Россию относят к тем видам рынков, которыми интересуются международные бренды.

Наша страна, в отличие от ведущих, пока все еще находится на стадии формирования электронной коммерции. На цифровую экономику приходится в несколько раз меньше, чем в США и ЕС – 3,9% ВВП. Однако у отрасли есть огромные перспективы. Каждый год увеличивается прирост электронного рынка: в 2013 г. прирост на 100 млрд. руб., а уже к 2018 г. вырос на 185 млрд.руб. С такой тенденцией к 2023 г. рынок может достигнуть 2,4 трлн. руб.

Диаграмма 1

Прогноз электронной торговли в России, 2019 – 2023 гг.

А к 2025 г. прирост ВВП возможно увеличить до 34% (по версии McKinsey). В этом году запланировано привлечь в экспорт более 5000 компаний, увеличив экспорт до  60 млн.долл. Развитие электронной коммерции в России вышло на государственный уровень.

Приложение 1

Разновидности сделок в электронной коммерции

 

Правительство (G)

Бизнес (B)

Потребитель (C)

Правительство (G)

(G2G) Координация

(G2B)Информация

(G2C)Информация

Бизнес (B)

(B2G)Государственные закупки

(B2B) Торговые сделки между компаниями

(B2C)Розничная торговля

Потребитель (C)

(C2G)Налогообложение

(C2B)Сопоставление цен

(C2C)Рынки аукционов

Просмотров работы: 38