Изучение данной темы поможет понять: в чем содержание такого социально-экономического явления как рынок труда; в чем особенности его моделей у представителей разных теоретических концепций; что такое занятость населения, ее основные формы и их особенности; каковы основные показатели занятости и их измерение; каковы основные формы государственного регулирования рынка труда; способы совершенствования занятости.
структурно-логические схемы
Сущность и структура рынка труда. Рынок труда воплощает в себе отношения по трудоустройству рабочей силы, формированию ее спроса и предложения. Его можно трактовать и как механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. Отношения на рынке труда регулирует государство.
сущность рынка труда |
|
- совокупность экономических связей между спросом и предложением рабочей силы; - место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; - поле взаимоотношений отдельного предприятия и его работников. |
|
Рынок труда в широком смысле [2] |
Рынок труда в узком смысле [2] |
В широком смысле рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений, которые обеспечивают эффективное использование товара “рабочая сила” и ее воспроизведение. Эти отношения связаны с наймом и предложением (куплей и продажей) рабочей силы |
В узком смысле рынок труда рассматривают как систему отношений между субъектами этого рынка - работодателями, которые определяют предлагаемые количество, качество рабочих мест, условия труда, и наемными работниками, которые претендуют на рабочие места, принимают условия труда и влияют на них. |
Структура рынка труда. За основу берутся разные признаки.
структура рынка труда |
- субъекты рынка труда; |
- правоотношения субъектов рынка труда; |
- конъюнктура рынка; |
- службы занятости населения; |
- инфраструктура рынка труда; |
- система социальной защиты. |
“Главными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники, государство и его органы. Работодатель - наниматель, который может быть представлен разными экономическими субъектами отношений различных форм собственности. в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, общественные организации, индивидуальные наниматели и т. п.” [3, 34]
Лица наемного труда представляют собой свободных трудоспособных индивидуумов, готовых применять свои способности к труду, для которых работа по найму выступает главным источником обеспечения своего существования, воспроизводства, а также служит для обеспечения членов его семьи. Ценность наемных работников является различной для работодателя и определяется такими характеристиками самого работника, как его пол, возраст, уровень образования, квалификация, социальный статус, личностные характеристики (уровень ответственности, исполнительности, возможности работы в стрессовых условиях и др.).
Объект и субъекты рынка труда |
|||
объект рынка труда |
Субъекты рынка труда |
||
Труд |
Рабочая сила |
||
Объектом рынка труда является конкретный наемный труд как невещественное благо, обусловленное человеческой деятельностью определенного вида. Такой труд не наделен, как многие “вещественные товары, меновой стоимостью, но обладает потребительной стоимостью. Если труд имеет стоимость, то он имеет и цену, на величину помимо качественных характеристик самого труда влияет, конечно, спрос и предложение на него. Можно сделать вывод, что труд наделен характеристиками товара и может выступать как объект рынка труда”.[4, 425] |
Труд это процесс сознательной, имеющей цель деятельности людей по производству материальных и духовных благ, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей. Поэтому объектом является рабочая сила как совокупность способностей к труду. [4, 425] |
- работодатели, выступающие на рынке потенциальными потребителями рабочей силы; - наемные работники; - государство в лице его уполномоченных органов власти различных уровней; - безработные. |
|
“Цели, интересы и потребности субъектов на рынке труда” [5, 46]
Показатель |
Наемный работник |
Работодатель |
Характеристика рабочей силы |
“- пол - возраст - состояние здоровья - уровень интеллекта - общеобразовательный уровень - профессиональная подготовка - уровень квалификации - социальный статус |
“- пол - возраст - состояние здоровья - уровень интеллекта - общеобразовательный уровень - профессиональная подготовка - уровень квалификации - социальный статус |
Цели |
- удовлетворение потребностей; - достойный уровень заработка; - нормальная продолжительность рабочего дня; - благоприятные условия труда; - гарантии социальной занятости; - социальные льготы и гарантии |
- соответствие уровня подготовки и выполняемой работы; - высокая квалификация; - эффективность работы; - относительная дешевизна; - интенсивное использование для получения прибыли |
Интересы и потребности |
- выгодно продать свою рабочую силу; - получать стабильные гарантии и льготы; - возможность сохранять здоровье, повысить социальный статус” |
- использовать рабочую силу с минимальными затратами; - создать условия интенсивного использования рабочей силы; - увязать рост потребностей с заработком” |
Следует в данной характеристике учитывать жизнедеятельность объединяющих субъектов организаций (союзов) работодателей и профессиональных союзов.
Важным условием эффективного функционирования рынка труда является грамотное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемных работников. Отношения на рынке труда включают:
• отношения лиц наемного труда и работодателей;
• отношения субъектов рынка труда и их коллективных представителей (профсоюзов, объединений работодателей, службы занятости);
• отношения субъектов рынка труда и государства.
Основной целью инфраструктуры рынка является регулирование отношений между работником и работодателем по вопросам установления цены рабочей силы (уровня заработной платы), безопасных условий труда, осуществления подготовки и переподготовки работников, организации и регулирования процессов защиты прав не только наемных работников, но и наемных работников на рынке труда.[6, 219]
Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государство, которое как субъект рыночных отношений представлено совокупностью федеральных, региональных и местных органов власти, органами управления на уровне отдельных отраслей.
Государством на рынке труда выполняются следующие функции:
- социально-экономическая, связанная с необходимостью обеспечения полной занятости населения на территории страны в целом, а также отдельного региона, прежде всего за счет стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики, поддержки индивидуального предпринимательства;
- законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил поведения всех участников рынка труда;
- регулирования рынка труда с использованием косвенных методов;
- осуществление защиты прав всех субъектов рынка труда;
- выполнение функции работодателя в отдельных отраслях экономики и оказания услуг, в частности, в бюджетной сфере. [7, 63]
Качество выполнения рассмотренных функций государством находится в зависимости от многих факторов, в частности, от вида политической системы, принятого в экономике отдельной страны уровня государственного регулирования по отдельным секторам экономики, социальной ситуации и др.
“Конъюнктура рынка труда зависит от состояния экономики (подъема или спада), отраслевой структуры хозяйства, уровня развития его технической базы, благосостояния (уровня доходов населения), развития рынков товаров, услуг и жилья, состояния социальной и производственной инфраструктуры, степени развития многоукладной экономики, развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экономические и другие факторы”. [8]
Считая, что рынок труда – “система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве”,[8]
функции рынка труда диктуются ролью труда как источника дохода и благосостояния общества.
функции рынка труда [9, 19] |
||
Ценообразующая |
Информационная |
Распределительная |
- связана с формированием определенного уровня заработной платы как цены такого ресурса, как труд; |
- информационную, связанную с предоставлением субъектам рынка труда объективной информация об уровнях спроса на трудовые ресурсы и их предложения, оплаты труда по отдельным отраслям, регионам, профессиям, специальностям, квалификациям и т.д.; |
- распределительную, обеспечивающую распределение рабочей силы по отраслям, регионам, рабочим местам в соответствии с существующим спросом. |
Главной социально-экономической “задачей рынка труда является достижение эффективной (полной) занятости”. [10, 180-190] “Для реализации этой задачи инфраструктура выполняет”: [11, 122-125]
“- содействие населению в трудоустройстве, профессиональной ориентации,
- обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда,
- осуществление профессиональной подготовки и переподготовки,
- устанавливает контакты между работодателями и работниками,
- координирует деятельность различных органов, в той или иной степени связанных с осуществлением политики занятости и деятельности”. [12]
На основе соотношения между спросом и предложением и формируемой конъюнктуры выделяют рынок труда трех типов.
типы рынков труда [3, 35] |
|||
В зависимости от конъюнктуры рынка |
|||
Трудодефицитный: предложение отстает от спроса |
Трудоизбыточный: предложение опережает спрос |
Равновесный: предложение соответствует спросу |
|
Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка труда |
|||
Ценовой |
Неценовые |
||
- уровень заработной платы |
- численность населения, в том числе экономически активной и трудоспособной его части; - средняя продолжительность рабочего дня, рабочей недели, года; - квалификационный и профессиональный состав; - уровень образования. |
||
Различают несколько теоретических концепций рынка труда.
концептуальные подходы к рынку труда |
||
Классическая концепция |
Кейнсианская концепция |
Монетаристская концепция |
“Классики считали, что общее перепроизводство невозможно, поскольку предложение порождает свой собственный спрос. Не может быть недостаточного уровня расходов для закупки продукции, произведенной при полной занятости. Если уровень общих расходов и окажется недостаточным, то довольно быстро включатся такие рычаги регулирования, как цена и заработная плата, в результате чего снижение общих расходов не повлечет за собой сокращения реального объема производства, занятости и реальных доходов. Конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу. Такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента и эластичность соотношения цен и заработной платы, способны поддерживать полную занятость в экономике, они превращают полную занятость в неизбежность. Помощь государства в функционировании экономики является излишней”. [13] |
“Кейнс считал, что современное рыночное хозяйство не имеет механизма саморегулирования, то есть автоматического восстановления равновесия в экономике, а, следовательно, государственное регулирование экономики является необходимым. При этом направлениями такого регулирования должны стать, с одной стороны, прямые бюджетные расходы, направляемые на увеличение социальных выплат, субсидирование создания новых рабочих мест, организацию общественных работ и т.д., а с другой изменение фискальной политики, стимулирующей за счет снижения налогов рост инвестиционной активности предпринимателей, следствием которой является развитие производства, сопровождаемое увеличением количества рабочих мест”[13] |
Монетаристы считали, “что рыночная экономика характеризуется устойчивостью и способна к саморегулированию. Наличие определенных диспропорций монетаристы определяют причинами внешнего вмешательства. Эта концепция отрицает государственное вмешательство в экономику, поскольку, как утверждают они, оно нарушает экономическое развитие. Монетаристская концепция рынка труда исходит из того, что обеспечить занятость можно посредством проведения денежно-кредитной политики. С целью установления равновесия на рынке труда монетаристы предлагают использовать учетную ставку Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка. Основными представителями этого направления теории рынка труда являются М. Фридмен, Ф. Кейген, Д. Майзелман, К. Бруннер, А. Мельтцер и др. Они выступают против” [14] “установления государством минимальной заработной платы, укрепления позиций профсоюзов. Отсутствие информации о наличии вакантных рабочих мест и безработных, которое, по их мнению, углубляет неравновесное состояние рынка труда, рассматривают как отрицательные факторы рынка труда. Монетаристы считают, что в любой момент существует определенный уровень безработицы (имеет свойство совместимости с равновесием уровня реальной заработной платы), который они именуют «естественной нормой безработицы», отклонения от него могут наблюдаться лишь в коротком периоде времени. Поэтому проблемы рынка труда - это проблемы борьбы с отклонениями уровня безработицы от её естественной нормы”. [14] |
Занятость как параметр рынка труда. Трудовой потенциал людей реализуется через их занятость
занятость |
|||
Как социально-экономическое явление занятость можно определить как “общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок)”.[15, 215-217] |
|||
Структура занятых |
|||
- занятые в экономике оплачиваемой деятельностью |
- военнослужащие |
- учащиеся с отрывом от производства |
|
- граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой |
“- граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью”[16, 27-29] |
||
Занятость как экономическая категория |
Занятость как социальная проблема |
||
представляет собой совокупность отношений: - участия населения в трудовой деятельности; - выражает меру его включения в труд; - степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей; - интересов в оплачиваемых рабочих местах; - в получении дохода. |
- отражает потребность людей в самовыражении посредством общественно полезной деятельности; - отражает степень удовлетворения этой потребности. |
||
Таким образом, от количества занятых напрямую зависит объем производимых материальных и духовных ценностей, а вместе с этим, будет более высокий уровень жизни населения. |
|||
В научной литературе принято считать, что содержание занятости проявляется в разнообразных и многочисленных формах.
виды занятости |
||||
«...вариантность форм занятости способствует формированию гибкого рынка труда, поддерживает доходы населения, позволяет сохранить ядро трудовых коллективов и предотвращает массовую безработицу» [Мнение Т.М.Малевой по: 17, 91] |
||||
|
||||
“каждому этапу экономического развития присуща определенная совокупность форм занятости” [Утверждение А.Э.Котляра по: 18, 141] |
||||
|
|
|
|
|
Полная |
Продуктивная |
Самозанятость |
Рациональная |
Эффективная |
|
|
|
|
|
“состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие трудиться”. [19] |
“занятость, которая отвечает интересам увеличения продуктивности производства, внедрения достижение научно-технического прогресса, роста производительности труда” [19] |
“свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику”. [19] |
“занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и применения трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны”.[19] |
“предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества”.[19] |
Для достижения полной занятости необходимо брать во внимание социально обоснованные пропорции в распределении трудовых ресурсов по важнейшим сферам общественного труда. Это требует большой работы по регулированию распределения населения по сферам занятости, приложения оплачиваемого труда и потребности населения в определенных видах деятельности на каждом конкретном историческом этапе. Занятость может считаться эффективной, когда она обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. [20, 124-127]
Переход России к рыночной экономике потребовал глубоких экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, в российском обществе были выработаны и закреплены в законодательных актах, прежде всего в Конституции РФ и Федеральном Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [21] принципы занятости. [22, 32]
принципы занятости |
|
Добровольность труда |
Свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек вправе “выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. А незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, общественной, религиозной и другой деятельностью”. [19] |
Ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость |
Данный принцип говорит о содействии страны усилиям людей приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности косвенными мерами: экономическими, законодательными, социальными. |
Комплексный подход к решению проблем занятости |
состоит в координации усилий органов власти всех уровней, взаимодействии механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использовании финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств компаний, общественных объединений и граждан, достижении экономической и социальной эффективности государственных программ стимулирования занятости. [23, 157-158] |
Анализ занятости в РФ. По данным Федеральной службы государственной статистики численность рабочей силы в Российской Федерации составляла:
Таблица 1
Численность рабочей силы в Российской Федерации, млн. чел.
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2018 |
|
Всего |
75,5 |
75,8 |
75,7 |
75,5 |
75,4 |
76,6 |
76,6 |
75,8 |
Проанализировав данные Росстата по численности рабочей силы и численности занятых, можно отметить, что Данные по Самарской области подтверждают общую динамику увеличения по РФ. [24] Так, численность занятых выросла за 2010-2016 гг. на 32 тыс. человек и прирост по сравнению с 2010 г. составил 1,9% (см. таблицу 2).
Таблица 2
Численность рабочей силы и численность занятых в Самарской области, тыс. чел. [25]
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Численность рабочей силы, тыс.чел. |
1755,8 |
1751,0 |
1747,7 |
1747,2 |
1757,9 |
1758,1 |
1758,5 |
Численность занятых, тыс.чел. |
1654,7 |
1662,5 |
1687,7 |
1691,5 |
1704,8 |
1698,0 |
1686,7 |
Уровень занятости, % |
64,6 |
65,3 |
66,9 |
67,1 |
68,3 |
68,6 |
68,7 |
Ситуация на рынке труда оценивается не только абсолютной численностью занятых и безработных, но и уровнями занятости и безработицы, определяемыми удельным весом этих категорий в численности экономически активного или трудоспособного населения.
Уровень занятости населения в РФ с начала кризиса упал, однако в последнее время наблюдается положительная тенденция.
Динамика уровня занятости населения Самарской области в целом соответствует динамике уровня занятости населения Российской Федерации. Так, в 2016 г., относительно 2010 г. уровень занятости в Самарской области увеличился на 4,1 % (темп прироста несколько выше, чем по России). [26], [25]
За последние годы произошли изменения в отраслевой структуре занятого населения в Российской Федерации. Данные изменения нельзя назвать в целом положительными, если иметь ввиду перевод экономики на инновационный путь развития (см. таблицу 3).
Таблица 3
Численность занятых РФ по видам экономической деятельности, % [27],[25]
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
7,7 |
7,7 |
7,3 |
7,0 |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
Добыча полезных ископаемых |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,2 |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
Обрабатывающие производства |
15,2 |
15,0 |
15,0 |
14,8 |
14,5 |
14,3 |
14,4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
3,2 |
3,2 |
Строительство |
7,2 |
7,2 |
7,4 |
7,6 |
7,6 |
7,2 |
7,2 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны |
17,5 |
18,0 |
15,2 |
18,4 |
18,4 |
18,4 |
18,5 |
Транспорт и связь |
9,3 |
9,4 |
9,4 |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
8,4 |
8,7 |
8,7 |
9,0 |
9,3 |
9,4 |
9,2 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение |
8,1 |
7,7 |
7,5 |
7,4 |
7,3 |
7,4 |
7,4 |
Образование |
9,4 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
7,9 |
7,9 |
8,0 |
7,9 |
7,9 |
7,9 |
8,0 |
Другие виды экономической деятельности |
3,9 |
4,0 |
39 |
4,1 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
Данные Росстата свидетельствуют, что в рассматриваемом периоде наиболее привлекательной для работников остается занятость в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Сократилась доля занятых в сельском и лесном хозяйствах (-1%), а также в обрабатывающих производствах (-0,8%). Занятость населения в остальных видах экономической деятельности изменялась незначительно. [27], [25]
Государственное регулирование рынка труда. Впервые обосновал государственное регулирование рыночной экономики в современной экономической теории Джон Кейнс. В частности, он писал: «ограничение функций правительства в связи с задачами координации и склонности к потреблению, а также побуждению инвестировать, я защищаю как единое вероятное средство избежать абсолютного разрушения имеющихся экономических форм, как условие для благополучного функционирования личной инициативы".[28]
Государственное регулирование рынка труда |
|
Задачи государства |
|
- достижение между соотношением спроса и предложением труда, а также между активными и резервными частями, при которых, с одной стороны, идёт обеспечение необходимого уровня жизни основной массы населения, а с другой – вырабатываются результативные стимулы к труду; |
|
- выработка профессионально-отраслевых, географических, а также квалификационно-образовательных мобильностей трудовых ресурсов, создание предпосылок для увеличения действенности рыночной экономики в целом; |
|
- необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что и полагает деятельную конкуренцию в сфере производства, техники и науки, а также организации управления. |
|
Методы [29] |
|
экстенсивные методы |
интенсивные методы |
- занятость в государственных секторах экономики; - воздействие на занятость негосударственных предприятий путём предоставления государственных заказов. |
- увеличение роста и непосредственного влияния государства на рынок труда; - воспроизводство трудовых ресурсов в условиях найма и самодельной мобильности. |
Типы регулирования |
|
прямое |
косвенное |
корректирующий и регулирующий характер (влияние в основном на предложение): - стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе; - организации общественных работ; - выработка систем производственного обучения и переподготовки; - регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, - регламентация национальной миграции трудовых ресурсов; - регламентация организации новых сезонных работ. |
Стимулируют изменение условий хозяйствования или торможение экономических процессов (влияние в основном на спрос) |
Основные направления развития российского рынка труда и регулирования занятости |
- В соответствии со Стратегией 2020 в Российской Федерации должна быть выстроена новая структура экономики, соответствующая мировым тенденциям развития. Особенностью технологического развития в ближайшие 15 лет станет развитие технологий, обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего научно-технологического задела, в целях разработки принципиально новых видов материалов, продукции, обладающих ранее не достижимыми возможностями, а также технологий, формирующихся на стыке различных предметных областей. |
- Изменение структуры экономики приведет к изменению профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы, изменению структуры занятости населения (таблица 4) |
Таблица 4
Перспективная структура занятого населения в структуре видов экономической деятельности на 2020-2025 гг., % [30] [27], [25]
Отрасль |
2020 |
2025 |
Занятые в экономике |
100 |
100 |
в том числе по видам экономической деятельности |
||
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
6,9 |
5,9 |
- рыболовство, рыбоводство |
0,2 |
0,2 |
- добыча полезных ископаемых |
1,2 |
1,0 |
- обрабатывающие производства |
12,1 |
10,9 |
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,7 |
2,7 |
- строительство |
8,9 |
9,3 |
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
20,8 |
22,0 |
- гостиницы и рестораны |
2,2 |
2,3 |
- транспорт и связь |
8,2 |
8,3 |
- финансовая деятельность |
2,2 |
2,4 |
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
7,9 |
8,0 |
- государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование |
6,6 |
6,9 |
- образование |
8,3 |
8,1 |
- здравоохранение и предоставление социальных услуг |
7,3 |
7,5 |
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
4,3 |
4,4 |
-предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства |
0,1 |
0,1 |
- деятельность экстерриториальных организаций |
0,0011 |
0,0011 |
Пресс-служба Минтруда [31] познакомила [19дек2019] с прогнозом баланса трудовых ресурсов на ближайшие три года. Чуть увеличится число занятых в экономике россиян (в пределах 1% до 2022 года) и трудовых мигрантов (плюс 5%), несколько сократится количество работающих пенсионеров (меньше чем на 1%). Большинство работников по-прежнему будет занято в торговле, ремонте авто, на обрабатывающих производствах и в строительстве.
Таким образом, рынок труда является важным элементом рыночных отношений, выполняя как экономические, так и социальные функции.
Список литературы
1.Розенберг Е.Ю. Анализ занятости в Самарской области. - XI Международная студенческая электронная научная конференция ”Студенческий научный форум 2019” – http: //scienceforum.ru/2019/article/2018014947/.
2. Развитие взглядов на проблемы сегментов… - http://elibrary.ru.
3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учеб. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 407 с.
4. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с. С. 425.
5. Скляревская В.А. Экономика труда.. - М.:Дашков и К, 2017. - 304 с.
6. Щепакин М.Б., Молчан А.С., Хандамова Э.Ф. Экономика труда: Учеб.— М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. — 400 с.
7. Михалкина Е.В., Белокрылова О.С., Фурса О.С. Экономика труда: Учеб. — М.: РИОР.: ИНФРА-М, 2017. — 273 с.
8. Анализ состояния рынка труда России…- http://ifreestore.net.
9. Синявская Е.Р. Основы экономики труда: Учеб. пос.. - М.: Флинта, 2017. - 120 с.
10. Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И / Макроэкономика: Учеб. - в 2-х т. Т. 1. / М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 300 с. С. 188-190.
11. Корогодин И. Экономическая теория труда: Учеб. пос. - М.: Экономика, 2015. - 239 с. – С.122-125; 171-173; 211-212.
12. УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. - http://elibrary.ru.
13. ГЛАВА 2. С. 44-103 - http: // studfiles.ru.
14. Рынок труда и его особенности в Росс… http://cinref.ru.
15. Пристанева А.А. Рынок труда: занятость и безработица. Киев, 2008. - 356 с. С. 215-217.
16. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда: Учеб. М., 2007. – 237 с. С 27-29.
17. Дудко В.Н., Кочегаров Н.Н. Современные проблемы занятости // Вестник Саратовского государственного университета. 2006. №13. С.91–98.
18. Зибарев Д.Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета // Моск. Гуманитарный университет. 2006. №72. C.141-152.
19. Занятость как финансовая категория. - http: // ref365.ru;
Занятость как экономическая категория - http: // revolution.allbest.ru.
20.Бородин И.И., Занятость населения, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. - М.; Юрист № 10. - 2012. -378 с. - С.124-127.
21. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.03.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" Ст. 5. - http://base.garant.ru/10164333/.
22. Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с. С.32.
23. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. - М.: Междунар. отношения, 2008. - 316 с. С 157-158.
24. http://trud.samregion.ru/home/activity/pokazdeyat/analit.aspx - Служба занятости населения Самарской области.
25. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. - http: // elibrary.ru.
26. http://samarastat.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики по Самарской области.
27. http://www.rostrud.ru – Федеральная служба по труду и занятости.
28. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999.
29. Экономика труда: Учеб. / Под ред. А.И.Архипова, Д.Н.Карпухина, Ю.П.Кокина. М., 2009.
30. Занятость населения и состояние рынка труда // Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: http//cea.gov.ru (дата обращения 20.02.2018)
31. Сообщение пресс-службы Минтруда 19.12.2019. [Электронный ресурс].
32.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика, 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.
33.Экономическая теория (политэкономия): Учеб. / Под общ.ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с. (с.477 - 490).