ЛЕГЕНДАРНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАВОДА «ПРОГРЕСС»: В.Я.ЛИТВИНОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЛЕГЕНДАРНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАВОДА «ПРОГРЕСС»: В.Я.ЛИТВИНОВ

Мартьянов А.С. 1, Недорезова Е.С. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт экономики предприятия
2Самарский государственный экономический университет, Институт национальной и мировой экономики, кафедра экономической теории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Был директором Куйбышевского завода «ЦСКБ-Прогресс» почти двадцать лет: 1944—1962 гг.

Личность В.Я. Литвинова, без сомнения, уникальна. Благодаря его таланту руководителя завод справлялся с особо важными правительственными заданиями и в военные годы, когда фронту необходимы были штурмовики Ил-2, и в послевоенные, отмеченные резким подъемом сверхзвуковой реактивной авиации, и в период первых космических пусков, которые были обеспечены рекордными темпами перепрофилирования завода на серийный выпуск ракетно-космической техники.

Виктор Яковлевич Литвинов при жизни стал дважды Героем Социалистического труда, был лауреатом Сталинской и Ленинской премий. Был награждён четырьмя орденами Ленина двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Начало карьеры.

В 1930 г. Виктор Литвинов заканчивает Таганрогский индустриальный техникум и начинает свою работу на Таганрогском авиационном заводе, откуда потом был переведен на завод № 1 имени Авиахима. Коллеги Виктора Яковлевича отмечали его невероятную способность «читать чертежи», а также его природную сметливость и настойчивость. Он объединял людей вокруг себя своей кипучей энергией и умением сплотить вокруг себя товарищей.

К 1937 г. Виктор Яковлевич становится начальником технического бюро сборочного цеха завода. Именно отсюда выходят на испытания и затем в небо самолеты как конечный итог напряженного труда тысяч людей. Литвинову и его коллективу было необходимо в кратчайший срок организовать производство новейших истребителей И-5, И-7. Благодаря успешному запуску истребителей МИГ-3 в 1941 г. 30-летний Виктор Яковлевич Литвинов становится главным инженером предприятия.

Война.

20 октября 1941 г. была начата эвакуация предприятия в г. Куйбышев на площадку вблизи станции Безымянка. Несмотря на сильные морозы и снег, работы на предприятии не прекращались ни на один день. В 1942 г. завод полностью перешел на производство штурмовиков ИЛ-2. В 1944 г. Литвинов был назначен директором завода, а чуть позднее за успехи в производстве, Виктору Яковлевичу было присвоено звание «Генерал-майора инженерно-авиационной службы». Литвинов был настоящим командиром — волевым, настойчивым, целеустремленным. Он мог работать сутками, жестко и требовательно относился к подчиненным, но также требователен был и к себе. Он хорошо знал не только, как идут дела в том или ином цехе, он отлично знал каждого большого и малого руководителя, многих рядовых работников. В сентябре 1945 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Новые испытания.

После окончания войны коллективу завода предстояли новые сложные задачи: освоить в кратчайшие сроки серийный выпуск первенцев советских реактивных истребителей. И эта задача была успешно решена.  В середине 1950-х гг. завод был передан из Министерства авиационной промышленности в новое ведомство. Нужно было строить неведомые прежде ракеты. Именно под руководством Виктора Яковлевича была создана и отработана на Байконуре, а потом серийно выпускавшаяся на заводе, теперь уже легендарная Р-7, или — как называли знающие люди между собой — просто «Семерка». Та самая ракета, которая подняла в космическую высь первого человека Земли Ю.А.Гагарина.

Почти двадцать лет руководил заводом В.Я.Литвинов. И не только завод и производственные задачи были в центре внимания директора. Он умел находить время и уделял много внимания и заботы быту и отдыху заводчан. На месте бывшего пустыря, где жили в годы войны в бараках, вырос целый город самолетостроителей. Многоэтажные жилые дома, Дворец культуры, стадион, фабрика-кухня, а потом пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории. Большую помощь оказал завод в создании техники для сельского хозяйства.  

Отдельные воспоминания.

– Виктор Яковлевич был такой педант! Он приходил в белом халате, в белых перчатках и проводил перчаткой по части конструкции ракеты. За чистотой он очень строго следил, – вспоминает Ю.К.Геннинг.

– Как Виктору Яковлевичу удалось перевести завод на космическое производство? Во-первых, он загорелся этим делом, а во-вторых, он был очень опытным производственником. По деловым качествам я могу сравнить его с Королевым, но Сергей Павлович, хотя ему все подчинялись, был все-таки больше конструктором – утверждает А.М.Солдатенков.

- Я не помню, чтобы он что-то делал для себя. Единственное, что его привлекало из мира вещей, – это какие-то качественные аксессуары: готовальни, например. Он очень любил хорошо сделанные, красивые предметы. Впрочем, таких вещей у него было немного, - вспоминает дочь Виктора Яковлевича.

- Наиболее точное определение его характера – страсть, – считает Виктор Викторович Литвинов. – Эмоции, которые он переживал, казалось бы, даже по пустякам, всегда были на пределе возможностей чувств. Не знаю, был ли он этим доволен, – скорее всего, иначе он жить не умел.

Просмотров работы: 45