Предприятия в зависимости от степени концентрации производства классифицируются. В зависимости от количества занятых, от размеров производственной деятельности предприятия делятся на мелкие, средние и крупные. Критерии отнесения предприятий к той или иной категории в разных странах различны. Обычно, мелким считается предприятие с числом работников менее 100 человек, средним – до 250 человек. Мелкие предприятия – самая многочисленная группа. Ей свойственна гибкость, быстрое обновление. Мелкое предпринимательство – фундамент рыночной экономики.
Средние предприятия в развитых странах, по сравнению с малыми, не так многочисленны. Они менее устойчивы. Но их сохранности способствует специализация на отдельных сегментах рынка. Специализированный рынок менее подвержен колебаниям. Средние предприятия становятся как бы мини-монополиями. Их развитие представляет собой действующий источник дальнейшей концентрации капиталов (основной путь - поглощение). [1, с.195; 204-206]
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА |
|
- Хозяйственная деятельность |
- Информационное пространство с качественными и достоверными сведениями |
- Ключевой фактор производства: данные в цифровой форме |
- Новая технологическая основа для социальной и экономической сферы |
что влияет на развитие экономики страны? |
малый и средний бизнес |
почему? |
Критерии отнесения бизнеса к среднему и малому в РФ |
|||
Субъект малого и среднего предпринимательства |
Средняя численность работников за предшествующий календарный год |
Выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год |
Доля сторонних организаций уставном капитале компании |
Микропредприятие |
Не более 15 чел. |
60 млн. руб. |
Не более 25% |
Малое предприятие |
Не более 100 чел. |
400 млн. руб. |
Не более 25% |
Среднее предприятие |
От 101 до 250 чел. включительно |
1 млрд. руб. |
Не более 25% |
Отличия малого от среднего бизнеса |
|
МАЛЫЙ БИЗНЕС |
СРЕДНИЙ БИЗНЕС |
Самозанятость |
Привлечение большого количества кадров |
Локализованный |
Активное вложение средств |
Небольшая прибыль |
Высокая прибыль |
Влияние МСП на экономику страны |
- обеспечивает связь между крупным бизнесом, малыми предприятиями и потребителями |
- обеспечивает лидерство в инновациях |
- создает предпосылки для развития здоровой конкуренции |
- развивает национальные рынки в мире |
Доля малых и средних предприятий в ВВП (по данным российской венчурной компании, в %) |
|||||
Италия |
Нидерланды |
Норвегия |
Израиль |
Россия |
|
Крупный бизнес |
32 |
37 |
39 |
40 |
79 |
МСП |
68 |
63 |
61 |
60 |
21 |
Статистика числа занятых в малом и среднем предпринимательстве за последние 15 лет в РФ (млн.чел.) |
|
ГОДЫ |
ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ |
2005 |
10,5 |
2014 |
18,0 |
2016 |
17,4 |
2017 |
18,9 |
2018 |
19,7 |
2024 |
25,0 |
Проблемы малого бизнеса в России |
- Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт) |
- Затрудненный доступ к поддержке, субсидиям, кредитованию, новым технологиям |
- Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов |
- Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства) |
Элементы цифровой экономики в МСП (в рамках национального проекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы”) |
ПОЗВОЛЯЮТ ЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ НА РУТИННЫХ ОПЕРАЦИЯХ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО ДЛЯ РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ: |
- Использование инновационных цифровых стандартов связи |
- Использование онлайн-коммуникаций в работе и в представлении товаров и услуг |
- Поиск новых методов управления информационными потоками и знаниями в цифровых системах |
- Создание условий для обеспечения информационной безопасности |
Список литературы
Экономическая теория (политэкономия): Учеб. / Под общ.ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 2007. 640 с.