РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Григорян О.В. 1, Чечин О.П. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт национальной и мировой экономики
2Самарский государственный экономический университет, Институт менеджмента, кафедра менеджмента
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современную экономическую систему трудно представить без стратегического планирования как на макро-, так и на микро- уровне. Что понимать под указанным понятием? Каковы основные его функции? А также преимущества и недостатки стратегического планирования.

Прежде всего, планирование устанавливает будущее состояние и развитие системы производства благ (как объекта, так и субъекта управления, вместе взятых). С помощью планирования улучшаются темпы роста предприятия, возобновляется структура предприятия, открываются горизонты для расширения. Существуют различные виды планирования в зависимости от: сферы, срока, содержания, охвата принятия решений. [1]

В последнее время очень широкое распространение получило именно стратегическое планирование в организации. В корне этого понятия стратегия, что определяется как особый набор правил, которым следует предприятие при принятии управленческих решений, для достижения поставленных целей при имеющихся ресурсах. Таким образом, стратегическое планирование – это способ утверждения целей, программ производства ресурсов, новшеств, а также стратегия развития и применение потребляемых ресурсов для достижения максимизации производства.

Все виды деятельности предприятия отражаются в стратегическом плане. Стратегический план должен быть научно обоснованным, разработанным только на современных методах планирования, имеющих комплексное содержание. Обычно стратегический план составляется на 3-5 или более лет. Длительность плана зависит от сложности производства и трудностей по его реализации. Так же это главный документ предприятия, так как в нем содержатся контрольные параметры его деятельности, которые в будущем должны быть проверены руководителями. [2]

Основные составляющие стратегического планирования это выбор целей и оптимальных вариантов осуществления стратегии, а также программ по исполнению оптимального варианта. С помощью стратегического планирования утверждаются наилучшие пути осуществления поставленных целей и коллективное их исполнение с целью большей эффективности.

Стратегическое планирование как главный атрибут предприятия направлен на развитие конкурентоспособности и развитие в целом организации.  Одна из его особенностей заключается в том, что с помощью стратегического планирования ведутся разработки того, чего хочет добиться фирма. Оно является одним из видов управленческой активности на предприятии. [3]

Так, стратегическое планирование организации представляет собой сложный, взаимосвязанный процесс. Оно включает в себя следующие этапы:

Определение миссии организации, то есть смысл ее существования.

Определение задач и целей организации. На этой стадии руководители должны прийти к общему компромиссу по определению будущего своего предприятия. Важным моментом является то, что каждый должен быть заинтересован в реализации поставленной цели организации и работать коллективно, что непременно является залогом успешного планирования бизнеса.

Оценка внешней и внутренней среды предприятия, направленная на выявление факторов, влияющих прямо или косвенно на развитие организации.

Разработка стратегических альтернатив. Наличие стратегических альтернатив  предоставляет возможность предприятиям выбрать то планирование, которое соответствует им согласно предусмотренным издержкам и результатам итогов функционирования предприятия, что в конце определяет необходимость стратегического выбора. 

Установление и исполнение стратегии.

Контроль и подведение итогов стратегического планирования, для сравнения поставленных целей и задач с фактическими показателями деятельности организации. [4]

Таким образом, процесс реализации стратегического планирования представляет собой сложный механизм. В современной экономике обеспечение наиболее продуктивных путей осуществления стратегического планирования является основной целью предприятия. В процессе воспроизводства этой цели формируются основные ее функции, которые определяют содержание стратегического планирования.

К функциям стратегического планирования относят:

С помощью стратегического планирования для каждого подразделения организации ставятся определенные цели, которые в совокупности отражают общие цели и задачи предприятия

Является основанием для распределения ресурсов

Стратегический план создает рычаги стимулирования как организации в целом, так и деятельности субъектов планирования.

Позволяет внедрять инновации в процесс производства, что способствует повышения качества продукции, при меньших издержках

Стратегическое планирование позволяет анализировать сильные и слабые стороны организации, тем самым улучшая конкурентоспособность.

Таким образом, стратегическое планирование позволяет воспроизводить действия и принять решения руководством, которые способствуют разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. [5]

Рассмотрим основные особенности стратегического планирования:

Направленность на длительную перспективу.

Является базисной составляющей для других видов планирования.

Рассматривает в совокупности эффективность долгосрочного, среднесрочного, краткосрочного планирования.

Определяет основные виды деятельности предприятия.

Изучает факторы, влияющие не только на внутреннюю среду организации, но и на внешнюю.

Называет идеи глобального развития предприятия.

Рассмотренные особенности стратегического планирования отражают его преимущества.

Думается, что имеются недостатки, с которыми сталкиваются руководители при реализации стратегического планирования.

К основным недостаткам можно отнести:

Издержки на организацию стратегического планирования и на дальнейшее его поддержание весьма большие, что не под силу многим организациям.

Эффективность стратегического планирования не гарантирована в краткосрочном периоде.

Процесс стратегического планирования очень сложный и требует определенных квалификации и умения привлеченных к реализации плана субъектов.

Так, рассматривая недостатки и преимущества стратегического планирования, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые недостатки, стратегическое планирование представляет собой неотъемлемую часть организации.

На примере «ОАО Сбербанк России» можно рассмотреть применение стратегического планирования. На сегодняшний день Сбербанк России активно развивается и год за годом улучшает свои показатели. Являясь коммерческим банком, обладает хорошими показателями рентабельности и чистой прибыли. Всего этого банк не достиг бы без системы стратегического планирования, которое реализуется в организации много лет.

Сбербанк в ходе своего функционирования осуществляет свою миссию, которая определяет смысл и содержание деятельности банка, делая акцент на центральной роли компании в экономике Российской Федерации. В основу своей деятельности Сбербанк ставит клиентов, их желания, мечты и цели. Миссия Сбербанка ставит цель компании – занимать звание одного из наилучших финансовых предприятий в мире, не забывая о своих сотрудниках и выделяя, что осуществление их профессиональных и личных целей ведёт к достижению цели компании. Так, цели Сбербанка могут быть достигнуты только в комплексе коллективных методов принятия решений.

Таким образом, стратегическое планирование является основным видом планирования, без которого нельзя представить функционирование современной экономики. Благодаря стратегическому планированию, организация осуществляет деятельность, направленную на реализацию поставленных целей и задач, основанных на детально разработанном плане.

Список литературы

1. Баронин С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учеб. пос. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2016.

2. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учеб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

3. Ляско А.К. Стратегический менеджмент: Соврем. учеб. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. 

4. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. - М.: Дашков и К, 2016. 

5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справоч. пос. - М.: ИНФРА-М, 2012. 

Просмотров работы: 24