НЕОБХОДИМОСТЬ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА» НА ОСНОВЕ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НЕОБХОДИМОСТЬ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА» НА ОСНОВЕ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Арзиева Н.Т. 1, Недорезова Е.С. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт национальной и мировой экономики
2Самарский государственный экономический университет, Институт национальной и мировой экономики, кафедра экономической теории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Еще в 2011 г. В.В.Путин, выступая в Госдуме [1] с отчетом о деятельности правительства, заявил о новом пути развития страны. Он утверждал, что России необходима новая индустриализация - опережающее развитие всех несырьевых отраслей национальной экономики;[2] переход от машинного к роботизированному производству. Но разговоры о «рывке в постиндустриальное общество» в условиях фактической деиндустриализации наивны и непродуктивны. Главная текущая задача – «перезапустить» национальную промышленность. Страна должна научиться в массовых масштабах производить конкурентоспособные товары – и сама должна стать конкурентоспособной. Для этого, если необходимо, нужно будет закупать технологии и даже оборудование.

При этом проблема «новой индустриализации» может повиснуть в воздухе нереализованных возможностей, если она не будет привязана к соответствующему технологическому укладу (ТУ). Последний формирует цели и эффективные траектории развития существующей модели экономики.[1]

Концепцию технологических укладов предложил российский экономист Сергей Глазьев. [3, с. 81-85] Согласно данной концепции существует 6 технологических укладов.

Первый ТУ, 1770–1830 гг.  Ядро: Текстильная промышленность, текстильное машиностроение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов, водяной двигатель.  Ключевой фактор: Текстильные машины.

Второй ТУ, 1830–1880 гг.  Ядро: Паровой двигатель, железнодорожное строительство, транспорт, машино-, пароходостроение, угольная, станкоинструментальная промышленность, черная металлургия.  Ключевой фактор: Паровой двигатель, станки.

Третий ТУ, 1880–1930 гг.  Ядро: Электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач, неорганическая химия.  Ключевой фактор: Электродвигатель, сталь.

Четвертый ТУ, 1930–1970 гг.  Ядро: Автомобиле-, тракторострое­ние, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, орга­ническая химия, производство и переработка нефти.  Ключевой фактор: Двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия.

Пятый ТУ.  Период:  1970-2010 гг.  Ядро: Электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги.  Ключевой фактор: Микроэлектронные компоненты.

Академик РАН Евгений КАБЛОВ в своем интервью говорил, что «сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Его контуры только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь, в США, Японии и КНР, и характеризуются нацеленностью на развитие и применение наукоёмких технологий».[4]

Шестой ТУ. Уклад начал формироваться в 2010 г. и перейдет в фазу зрелости в 2040-е гг. Ядро: как био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, нанофотоника, микромеханика, термоядерная энергетика. Ключевой фактор: нанотехнологии, клеточные технологии.

В России же еще рано говорить о шестом технологическом укладе. Доля технологий пятого уклада у нас пока составляет примерно 10%, да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50% технологий относится к четвёртому уровню, а почти треть — и вовсе к третьему. 

Новая индустриализация означает переход от индустриальной к инновационной экономике.[5]

Это означает изменение:

структуры факторов и качества экономического роста;

2. преимущественной формы капитала (от частных средств и предметов труда в индустриальной экономике и нерегулируемых финансов в современных условиях к развитию инновационного, человеческого, социального и организационного капитала);

3. преобладающего типа фирм (от автономных корпораций и глобальных финансовых групп, контролирующих ТНК, к межрегиональным цепям поставок и создания стоимости, кластерам и т.д.);

4. форм конкуренции (от всеобщего состязания за снижение издержек и увеличение масштабов индустриального производства, от ограничения справедливой конкуренции со стороны глобальных финансовых структур и местных мафиозных кланов к совместным инновационно-инвестиционным проектам и стратегическим альянсам конкурирующих компаний при гибкой системе контрактов и ценообразования).

Новая индустриализация принципиально отличается от первичной: [5]

По своему содержанию (замена машинного труда роботизированным).

По источникам (инновации, а не вовлечение свободных трудовых и природных ресурсов).

По критериям эффективности (рост производительности труда и качества жизни, а не стоимостной оценки ВВП).

По методам осуществления (массовое предпринимательство, а не исполнение государственных команд).

Для России особое значение имеют новая промышленная политика, отказ государства от большинства разрешительно-надзорных функций, развитие стратегического целеполагания федеральной и местной власти на основе общественно-частного партнерства, замена массового импорта неквалифицированной рабочей силы системным обновлением организации и технологии производства.[6]

Среди условий реализации новой индустриализации:

Инновационный [1] экономический рост. Он характеризует состояние общественного воспроизводства в целом, когда развитие происходит в основном за счет широкого использования технических, технологических, организационно-управленческих и иных нововведений, опирающихся на новейшее научное знание в соответствующих областях.

Главным источником экономического роста выступает предпринимательская деятельность. [1] Частный бизнес является главной движущей силой экономического роста, а государство исключительно создает условия для его работы.

В настоящее время профинансировано 404 проекта, это 91,4 млрд. руб.

Считается, что для успешного развития современной промышленности необходимо 200 млрд. руб. Однако данная сумма не собрана, так как деньги направлены на развитие других отраслей.

Поэтому здесь нужен целый комплекс мер.[7] В акцизной политике, если мы сейчас наведём порядок в акцизах по табаку и по алкоголю, это даст приблизительно 200 млрд. дополнительных доходов, потому что мы имеем уже 25% контрафакта и контрабанды в табаке, и порядка 40% – в крепком алкоголе. Победить алкогольную и табачную мафию – вот они, 250 млрд.

Необходима «денежно-промышленная политика», так как деньги являются важнейшим инструментом, который должен обеспечить экономический рост и работать на модернизацию производства.

Догоняющее развитие там, где мы безнадёжно отстали. Таких сфер немало. [7]

Новый технологический уклад растёт сегодня с темпом примерно 35% в год. [3] Это то, на что должны ориентироваться наша наука, наши разработчики. Ключевой элемент стратегии нуждается в опережающем развитии.

Большая часть молодёжи, [7] которая работает в этих сферах, сегодня уезжает за границу. То есть, у нас есть люди, есть мозги, есть технологии, но они реализуют их в других странах, потому что нет денег, нет финансового механизма, который будет поддерживать эту инновационную активность, связанную с огромными рисками на этом неизведанном поле, где только формируется технологическая траектория. Надо рисковать, надо создавать много разных образцов техники.[7] Это ключевой элемент стратегии опережающего развития.

Второе направление – стратегия динамического навёрстывания. Это касается авиационной промышленности, например, то есть, там, где наша промышленность близка к мировому технологическому уровню, и где нам нужно только её поддержать, обеспечить спрос. Тут речь идёт прежде всего о спросе на новые самолёты через те же самые государственные банки, которые должны давать в лизинг нашим авиакомпаниям российские самолёты.[7]

И третье направление – это догоняющее развитие уже в чистом виде, заимствование технологий. Оно единственное, которое у нас в какой-то мере реализуется на примере промышленной сборки иномарок. Это вот – типичное направление догоняющего развития.[7]

И наконец, четвёртое направление – это увеличение глубины переработки сырья. Это, казалось бы, очевидно, да, но для этого нужны большие инвестиции. Опять же мы упираемся в долгосрочный кредит. [7]

Ориентация на внутренний рынок.

Чтобы поддержать политику новой индустриализации, необходима ориентация на внутренний рынок (масштабное импортозамещение) при необходимой компенсации рисков и издержек этой стратегии. В частности, возможны: [2]

- экстенсивное расширение внутреннего рынка за счет региональной экономической интеграции;

- его интенсивное расширение за счет развития платежеспособного спроса со стороны государства, бизнеса, населения, а также опережающего развития инфраструктуры;

- радикальная демонополизация условий хозяйственной деятельности внутри страны при взвешенном протекционизме в отношениях с внешним миром.

Список литературы

1. Новый путь развития России. – http: // confcontact.com.

2. Новая индустриализация В.Путина. – http: // elibrary.ru.

3. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. С.81-85.

4. Интервью академика Евгения Каблова. - http://www.sib-science.info/ru/ras/akademik-evgeniy-kablov-rossiyskaya-nauka-istochnik-15092017.

5. Новая индустриализация России. Теоретические и управленческие аспекты : Коллективная монография / под научн. Ред. Д.э.н. Н.Ф. Газизуллина. – СПб.: НПК «РОСТ», 2014. – 237 с.

6. Глобальные, региональные и национальные… - https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-industrializatsiya-suschnost-politiko-ekonomicheskie-osnovy-sotsialno-ekonomicheskie-predposylki-i-soprovozhdenie; http: // rumvi.com.

7. Высокие статистические технологии. – http: // orlovs.pp.ru.

Просмотров работы: 31