ВРАЧ И МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА: ГАРМОНИЗАЦИЯ УСИЛИЙ ПО ОКАЗАНИЮ КАЧЕСТВЕННОЙ И ДОСТУПНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВРАЧ И МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА: ГАРМОНИЗАЦИЯ УСИЛИЙ ПО ОКАЗАНИЮ КАЧЕСТВЕННОЙ И ДОСТУПНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Пырьева Е.В. 1, Носкова В.А. 2
1СамГМУ
2ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. При внедрении приоритетного государственного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» одним из основных ожидаемых результатов является обеспечение равномерного сбалансированного распределения функциональных обязанностей между врачами и средним медперсоналом.

Новые модели оказания медицинской помощи требуют изменений в практике, с исторической модели, где медицинскую помощь оказывает только врач, на модель функционирования команды первичной медико-санитарной помощи.

Мультидисциплинарная команда – это группа специалистов, которые объединены решением одной задачи на совместно согласованных принципах. Медицинские сестры являются ключевыми членами команды, обеспечивая оказание многих услуг и, дополняя помощь, оказываемую врачами и другими медицинскими работниками [1].

В Федеральной программе развития здравоохранения на 2016-2020 гг. определено развитие профилактической работы с использованием персонала со средним и высшим сестринским образованием в системе первичной медико-санитарной помощи, усиление сестринскими кадрами с высшим образованием патронажной и реабилитационной деятельности, совершенствование и расширение стационар-замещающих технологий и т.д.

Эффективное использование кадров среднего звена приводит к повышению качества и доступности медицинской помощи, что находит подтверждение на практике в нашей стране.

На сегодняшний день существует положительный опыт привлечения сестринского персонала как полноправного члена команды к терапевтическому обучению пациентов, организации сестринских постов, внедрению технологий бережливого производства.

Специалисты с высшим сестринским образованием имея исследовательские навыки, проводят анализ социального и медицинского эффекта от внедрения мероприятий по обучению, а также совершенствованию тех или иных аспектов деятельности [2,3,4,5].

Современные технологии лечения и диагностики экспертного уровня в «Клиническом диагностическом центре» формируют высокие требования к наличию знаний и навыков у среднего медперсонала, умению эргономично организовать рабочее место, создать благоприятный психологический климат между врачом и медсестрой, медсестрой и пациентом.

Материалы и методы. ВГБУЗ Нижегородской области «Клинический диагностический центр» (ГБУЗ НО «КДЦ») проведено изучение мнения медицинских сестер и врачей о роли специалиста среднего звена в диагностическом процессе методом анкетирования. Анкета разработана главной медицинской сестрой центра Пырьевой Е.В. (студентка 1 курса магистратуры ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России).

В исследовании участвовало 94 медицинских сестер и 79 врачей. В возрастной структуре среднего медперсонала 49% составляют лица до 45 лет, 46-55 лет – 32%. Около 70% имеют квалификационную категорию.

Результаты и обсуждение. По характеру взаимодействия врачебного и сестринского персонала в диагностическом центре можно выделить три модели: член врачебно-сестринской бригады, самостоятельный специалист и полифункциональный (универсальный) специалист (рисунок 1).

Рисунок 1. Модели взаимодействия врачебного и сестринского взаимодействия, реализованные в ГБУЗ НО «КДЦ».

В ходе анкетирования установлено, что 50,0% медицинских сестер считают себя «правой рукой врача» (рисунок 2). При детальном анализе оказалось, что это медицинские сестры консультативного приема, операционные медсестры, анестезисты. Они обладают высоким уровнем знаний по своей специальности, а также знают последовательность выполнения этапов процедур. Врач доверяет им ведение документации, исключив потери времени на заполнение документации. Медсестры работают в тесном тандеме с врачом и являются полноправными членами врачебно-сестринской бригады.

Позиционируют себя как самостоятельные специалисты 21,3% опрошенных – это лаборанты, медсестры функциональной диагностики, рентгенлаборанты, что связано с характером выполняемой работы. Они самостоятельно проводят исследования с момента подготовки пациента до передачи материалов исследования врачу для заключения.

Медицинские сестры стационара являются полифункциональными специалистами. Они сочетают в себе функции палатной, процедурной и перевязочной медсестры. Ее роль – это ведение пациентов (до 11 человек) от момента поступления и до момента выписки. При таком взаимодействии пациент больше доверяет персоналу и сохраняет приверженность лечению.

Медсестры отдела УЗИ, процедурные сестры, медсестры манипуляционных кабинетов, стационара краткосрочного пребывания выбрали роль исполнителя врачебных назначений – 24,5% исследуемых.

Отнесли себя к группе вспомогательного персонала 4,2% респондентов из числа сестер с небольшим стажем работы, что объясняется неуверенностью в своей компетентности.

Рисунок 2. Роль медицинских сестер в диагностическом процессе, по их мнению (%).

При анкетировании врачей установлено, что 97,5% определяют роль медицинской сестры, как самостоятельной единицы.

Врачи отмечают, что медсестры обладают достаточной информацией для выполнения диагностических процедур и большей автономией, что сказывается на качестве оказания медицинской помощи.

По мнению врачей, наиболее важным моментом в работе сестринского персонала является помощь на приеме, обследовании - 77,2 из 100,0 опрошенных выбрали данный ответ. Создание благоприятного психологического настроя у пациента отмечают 73,4, а 64,5 из 100,0 респондентов выделяют тактичность и хороший уровень знаний по специальности. Внимательность и четкое соблюдение санэпидрежима указали 67,0 из 100,0 докторов.

Необходимо отметить, что около 69,6 из 100,0 респондентов не выявили недостатков в работе среднего персонала. Однако, невнимательность выделили 20,3 из 100,0 опрошенных, неаккуратность - 13,9, безынициативность -12,6.

В ходе опроса респонденты отмечают необходимость изменений в работе медсестер (рисунок 3).

Рисунок 3. Изменения, которые необходимы в работе сестринского персонала, по мнению врачей и медсестер (на 100,0 опрошенных).

Повышение заработной платы обозначили 89,4 из 100,0 сестринского персонала и 6,3 врачебного. Удаление из работы медицинских сестер функций администраторов и регистраторов, а также выполнение работы младшего медперсонала около 19,0 из 100,0 анкетируемых в обеих группах. Отмечен интерес к участию в конференциях в качестве слушателя и докладчика у 22,3 из 100,0 медицинских сестер.

Необходимость непрерывного обучения в ходе профессиональной деятельности медицинских сестер отметили и врачи, и сестринский персонал.

Потребность в дополнительном обучении по основному профилю работы указали 26,6 респондентов среднего медперсонала и 59,4 из 100,0 врачей, по санэпид режиму 12,7 и 16,4, по работе с компьютером 22,3 и 6,3 соответственно.

Установлено, что врачи в большей степени видят необходимость подготовки медсестер по психологии (45,6 из 100,0), чем сами медсестры (20,2).

В настоящее время с целью повышения качества медицинской помощи, в том числе сестринской, в медицинских организациях активно ведется разработка и внедрение стандартных операционных процедур (СОП), регламентирующих выполнение работы на местах в рамках процесса.

В диагностическом центре среди сестринского персонала этот вопрос вызывает интерес, о чем свидетельствует заявленная необходимость в получении информации по правилам разработки и оформления СОП у 48,9 из 100,0 анкетируемых медсестер.

В
связи с этим была выбрана методика разработки стандартных операционных процедур (СОП) с участием медицинского работника среднего звена (рисунок 4).

Рисунок 4. Методика разработки СОП в ГБУЗ НО «КДЦ».

После предварительного обучения каждая медицинская сестра разработала СОП по организации и выполнению манипуляций на своем рабочем месте. После уточнения особенностей и учета всех необходимых компонентов в структуре СОП, проходит согласование на уровне заместителя главного врача по лечебной работе и утверждение главным врачом ГБУЗ НО «КДЦ».

Таким образом, признание врачами сестринского персонала как полноправного члена команды, выполняющего значимую роль в лечебно-диагностическом процессе в рамках своих компетенций, ведет к повышению авторитета и ценности своей работы у медицинских сестер.

Осознание своей значимости, постоянное совершенствование своего труда, непрерывное обучение медсестер обеспечивает хорошее качество работы и эффективную междисциплинарную связь внутри команды.

Результативное взаимодействие всех членов команды, объединенных решением одной задачи на совместно согласованных принципах, позволяет оказывать качественную и доступную медицинскую помощь.

Выводы:

В работе диагностического центра выделяют три модели взаимодействия врачебного и сестринского персонала, что обусловлено характером выполняемой работы.

Считают себя полноправным членом команды, осуществляющей диагностический процесс 73,4% медсестер. Из них позиционируют себя самостоятельными специалистами 21,3% медицинских сестер, «правой рукой врача» - 50,0%, в роли исполнителя врачебных назначений – 24,5% исследуемых.

Врачи диагностического центра определяют роль медицинской сестры, как самостоятельной единицы в 97,5% случаев. Для них важным является выполнение сестринским персоналом обязанностей в рамках своей компетенции на приеме и обследовании, а кроме того, создание благоприятного психологического настроя у пациента и соблюдение санэпидрежима.

Респонденты обеих групп отметили необходимость изменений в работе сестринского звена: увеличение заработной платы, удаление функций администраторов и регистраторов, непрерывное обучение в ходе профессиональной деятельности, в том числе по психологии.

С целью повышения качества медицинской помощи, в том числе сестринской, в ГБУЗ НО «КДЦ» разработана методика создания стандартных операционных процедур с участием каждого работника среднего звена.

Обеспечение качественной и доступной медицинской помощи возможно при эффективном взаимодействии всех членов мультидисциплинарной команды.

Список используемых источников:

Утеулиев Е.С., Хабиева Т.Х., Токмолдаева Р.У. «Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи на уровне ПМСП, оказываемой мультидисциплинарной командой». Вестник Казахского Национального медицинского университета. № 4. 2017. С. 352-355.

Глухих С.И. «Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании». Сибирский педагогический журнал. № 1. 2016. С. 73-78.

Лапик С.В. Роль и место сестринского персонала в системе оказания медицинской помощи. Здоровье и образование в XXI веке. 2017. – C. 107-109.

Модестов А.А., Спивак И.М., Дягилев И.В., Сандаков Я.П., Бирюкова Е.Г., Орешина М.Л. Оптимизация работы сестринского персонала поликлиник г. Москвы в новых условиях. Российский педиатрический журнал. 2016. С. 39-42.

Пырьева Е.В., Носкова В.А. Проект «Школьная медицина»: внедрение новых организационных подходов. Профилактическая медицина как научно-практическая основа сохранения и укрепления здоровя населения. Сб. научных трудов под общ. ред. М.А.Поздняковой. Нижний Новгород. Изд-во «Ремедиум Приволжье».2019. С.229-234.

Просмотров работы: 112