В настоящее время дестабилизирующее влияние сепаратизма охватывает практически на все страны мирового сообщества. Он проявляется в различных формах: в качестве явления, свойственного многонациональным и поликонфессиональным государствам, в качестве способа реализации геополитических интересов ведущих мировых держав. Главной целью сепаратизма является структурное видоизменение существующего мирового порядка. События недавнего времени в отдельных регионах мира свидетельствуют, что сепаратизм обладает серьезным политическим весом. Данный феномен все в большей мере сепаратизм оказывает влияние на определение места и роли независимых государств в современных геополитических процессах. Кроме того, сепаратистские движения оказывают давление на целостность и национальную безопасность государств.
Развитие демократических политических процессов в обществе требует повышенного внимания к молодежи с точки зрения эффективной реализации ее прав и законных интересов через создание молодежных парламентских структур. Формирование и функционирование молодежного парламентаризма способствует изучению политической активности молодежи в государственных структурах, одной из форм которых является молодежный парламент.
Следовательно, требуется комплексное исследование данной проблемы и организации целой системы мероприятий по противодействию сепаратизму в целях поддержания стабильности как национальных государств, так и политических процессов в мировом сообществе. Несомненный интерес вызывает двойственность в общественном восприятии данного феномена: с одном случае, сепаратизм разрушает основы многонациональных государств, в другом – является инструментом осуществления права нации на самоопределение. И, таким образом, оценки этого явления могут в действительности расплывчатыми и двусмысленными, что, обычно, вызывает новые этнополитические конфликты.
В научных кругах не имеется общепризнанного понятия «сепаратизм».
В частности, отдельные авторы заключают в данном понятии движения, с тенденцией обязательного достижения независимости. К примеру, российский ученый А.Б. Крылов представляет сепаратизм как «политическое движение, цель которого является отделение от государства части его территории и создание на ней собственного независимого государства» [3].
В общем, сепаратизм характеризуется в качестве политического движения, которое проявляется в территориально, этнически, конфессионально или экономически неоднородных странах [1]. Особое мнение так же, высказывает и М.А. Могунова: «Парламентаризм – это разновидность государственного режима, при котором обеспечено не только юридическое, но и фактическое верховенство высшего представительного учреждения, подчиненность и подконтрольность ему правительства. Парламентаризм не форма, а метод осуществления государственной власти, особый режим, определяемый реальными взаимоотношениями, складывающимися между законодательной и исполнительной властями в каждом конкретном государстве, при котором ведущую роль играет парламент». Оно обуславливается стремлением отделения какой-либо территории из состава единого государства и организацией отдельного независимого образования через сепаратизм. В российском законодательстве деятельность молодежных парламентских структур отдельно не закреплена. Роль молодежного парламентаризма в современной России можно понять, если проанализировать законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Анализ активности молодежи заключается в выявлении определенных закономерностей между переменными планируемой политической деятельности и действительностью, между ценностными установками и моделями электорального поведения. Молодежный парламентаризм может использоваться в качестве инструмента интерпретации современного политического процесса и одного из эффективных механизмов профилактики и борьбы с сепаратизмом.
Причины, приводящими к появлению сепаратизма, многочисленны. Имеется совокупность важнейших причин, влияющих непосредственно на возникновение сепаратистских настроений и тенденций: неравномерность регионального развития, политическая и национальная дискриминация, нетерпимость, демографические сложности, социально-экономические изменения и исторические особенности региона. Главными причинами появления сепаратизма считают положение государства, поделенного на множество регионов, концентрация власти в одних руках, отсутствие самоуправления на местах, наличие в государстве политического кризиса, социально-экономическое обострении ситуации в государстве.
Молодежный парламентаризм сегодня – это оптимальная форма взаимодействия государства и общества, отражающая интересы молодых граждан и формирующая доверие молодежи к органам власти. На совершенствование молодежного парламентаризма влияет законотворческая технология, сущностью которой является изменение нормативных правовых актов, с целью регулирования структуры и реализации полномочий молодежных парламентских структур.
Внедрение статистической технологии позволяет оценить степень участия молодежи в молодежных парламентских структурах и количественно характеризовать субъекты и объекты государственной молодежной политики [4].
Использование организационных технологий будет способствовать повышению эффективности управления и развитию форм молодежного парламентаризма. Выполнение различных мероприятий в рамках полномочий молодежных парламентов разрешает получить конкретный итоговый продукт, на основе которого в дальнейшем можно перестраиваться и разрабатывать новые функции.
Предложенные технологии по совершенствованию молодежного парламентаризма будут способствовать эффективному развитию и функционированию молодежных парламентских структур и предлагают программное обеспечение.
В программах должны быть представлены основные направления обеспечения развития молодежного парламентаризма. К ним можно отнести: Организационное обеспечение:
поддержка инициативы создания молодежных парламентских структур органами по молодежной политике, законодательной властью, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации;
заключение договоров между заинтересованными сторонами на федеральном, региональном и местном уровнях по вопросу развития молодежного парламентаризма;
на федеральном уровне - между Министерством образования Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Центризбиркомом России, всероссийскими и межрегиональными общественными объединениями; на региональном уровне - между органами по молодежной политике субъекта Российской Федерации, органами законодательной власти, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, региональными общественными объединениями;
создание консультативных групп на базе аппаратов молодежных парламентов субъектов Российской Федерации, состоящих из двух частей - мобильной и стационарной. Первая часть ответственна за проведение обучающих семинаров, консультаций, сбора информации, тренинговой работы в конкретном субъекте Российской Федерации, где создается или действует молодежный парламент.
Сепаратизм можно определить в качестве крайней стадии процесса политического разделения, в особенности к этой стадии приходят только молодое поколении, являющееся уязвимым звеном общества. Данная стадия обуславливается повышенной активностью и динамизмом происходящих изменений. Этой стадии предшествуют этапы регионализма и автономизма, хотя они сами непосредственно не ведут к отделению территории. В итоге можно предсказуемо определить, что та часть молодежи, которая участвует в молодежном парламентаризме не являются учатниками сепаратисткого движения.
Проявления экстремизма обычно являются катализаторами сепаратистского противостояния. Экстремизм характеризуется деятельностью, несущей в своих идеях насильственный захват власти либо ее удержание. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что проявление экстремизма имеет своей целью смену конституционного строя в стане, что является непосредственным посягательством на общественную безопасность, ввиду создания незаконных вооруженных формирований.
Под сепаратизмом рассматривается политическое движение, имеющее целью законодательное отделение части государственной территории. Последователи данного движения ведут террористическую деятельность с различной степенью интенсивности: в некоторых случаях терроризм поддерживается и возглавляется политическими партиями (Северная Ирландия, Страна Басков), хотя в большинстве случаев признается ими в качестве основного метода ведения борьбы [2].
Поддержание стабильности системы национальной безопасности и нерушимости границ являются важнейшими причинами сопротивления сецессии. На современном этапе не имеет смысла говорить о развитии этнического сепаратизма рассматривая его достаточно недолгую историю. Главные факторы этнического сепаратизма признаются неизменными на всем протяжении его существования, это – радикальность и эгоцентричность, тяготение к силовому противоборству.
Следовательно, сепаратизм в федеративном государстве является движением, возникающим при взаимодействии центростремительных и центробежных направлений. Государственная политика борьбы с сепаратизмом через молодежный парламентаризм в федеративном государстве является действенным механизмом снижения риска. Таким образом, сепаратизм – это двустороннее явление. С одной стороны, оно является этническим феноменом, с другой – он характеризуется политическими и социально-экономическими трудностями.
Список литературы:
Бартош А.А. Экстремизм, терроризм и сепаратизм как важные составляющие стратегии гибридной войны Запада против России // Научные труды ученых Отделения общих проблем войны мира и армии Академии военных наук. – Москва: Академия военных наук, 2019. – С. 158-169.
Басавина А.А. Европа на пути от национализма к сепаратизму // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – № 8 (24). – С. 542-545.
Козуева А.Д. Понятие сепаратизма: его сущность, предпосылки и причины возникновения // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 559-563.
Макарова, О.А. Молодежь в системе регионального государственного управления на современном этапе развития российского общества (на материалах Забайкальского края): автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.08 / Макарова Ольга Александровна. – Улан-Удэ. 2010. – 23 с.