ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИГРУШКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИГРУШКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Носарева М.А. 1, Флотская Н.Ю. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У каждого ребенка в дошкольном возрасте наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни и приобретения опыта социальных отношений. В процессе игры у дошкольников формируются разнообразные эмоциональные отношения к игрушкам. На данном этапе дети в большинстве своем предпочитают образные игрушки, в рамках игры с которыми формируется понимание социальных отношений, что немало важно при адаптации ребенка в обществе. Дети с расстройством аутистического спектра испытывают трудности при взаимодействии с игрушками, чаще всего предпочитая неигровые предметы или выбирая игрушки исходя из их сенсорных свойств. У данной категории детей не развивается эмоциональное отношение к игрушкам, как следствие, затруднение понимания отношений между людьми.

Игра имеет прямое отношение к формированию личности ребенка. В игре появляется осознание своего «Я», места среди людей. Характер игры в дошкольном возрасте имеет иную направленность, чем в раннем детстве: на первый план выступает игровой сюжет, игровые роли и отношения. Вместе с изменением интересов в игре приходят и перемены в выборе игрушек ребенком.

Эмоциональное отношение к игрушке определяет влияние ее на ребенка. В игрушке ребенок может найти эмоциональную поддержку и утешение, она может стать источник уверенности или агрессивности и страха. Давно знакомые, любимые игрушки делают мир для ребенка предсказуемым и узнаваемым, обеспечивая ребенку спокойствие и уверенность. Когда ребенок выбирает игрушку, он ориентируется на собственные потребности, влияя через игрушку на собственное поведение. Мягкие игрушки благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка, помогают ему пережить трудные моменты жизни. Кукла, являясь важной составляющей жизни ребенка, формирует у него понимание социальных взаимоотношений.

Как отмечает Е.Р. Баенская [2], аффективные нарушения у детей с расстройством аутистического спектра можно выявить уже в младенческом возрасте. У таких детей не появляется комплекс оживления, как первое новообразование возраста, чаще всего, зрительный контакт отсутствует, не появляется улыбка в ответ на улыбку взрослого. При неблагополучном аффективной развитии у ребенка отмечаются затруднения в различении выражения лица другого человека. В случае раннего нарушения эмоционального развития сенсорные увлечения ребенка начинают отгораживать его от взаимодействия с близкими, непосредственно влияя на развитие эмоциональных отношения ребенка и взрослого. С раннего возраста у детей с аутизмом наблюдаются сенсорные и эмоциональные гиперестезии, что, несомненно, негативно влияет на восприятие ими игрушек. В 2.5-3 года у детей увеличиваются стереотипии, появляются однообразные аутистические игры. Дети с аутизмом предпочитают повторяющиеся стереотипные действия, а не разнообразное исследовательское взаимодействие с игрушкой. Данную точку зрения поддерживает Е.А. Янушко [20], который поясняет, что активный интерес аутичного ребенка к предметам обусловлен их разнообразными сенсорными эффектами: ему нравится вертеть предметы в руках, трогать их, ронять на пол, подбрасывать, нюхать, пробовать на вкус.

У старших дошкольников с расстройством аутистического спектра наблюдаются особенности в формировании эмоционального отношения к игрушке в связи с нарушением игровой деятельности. Дети предпочитают игрушки с ярко выраженными сенсорными свойствами, образные же обходят стороной. Проблему игровой деятельности детей с РАС рассматривали такие авторы, как Морозов С.А., Янушко Е.А., Никольская О.С. Веденина М.Ю и др. Исследований по вопросы эмоционального отношения к игрушке дошкольников с РАС на сегодняшний день насчитывается небольшое количество. Поэтому, целью нашего исследования явилось выявление особенностей эмоционального отношения к игрушке старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.

Исследование эмоционального отношения к игрушке у детей дошкольного возраста с РАС было проведено в период март-апреле 2019 года. Базой для проведения исследования являлся коррекционный центр «Азимут», город Архангельск.

Респондентами явились 7 детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра с минимальными нарушениями интеллекта и 12 детей с нормальным развитием.

Для изучения особенностей эмоционального отношения к игрушке детей с расстройством аутистического спектра дошкольного возраста нами была разработана методика исследования, которая включала в себя 3 экспериментальных задания.

Целью первого задания явилось выявление особенности эмоционального отношения к знакомой и незнакомой игрушке. В ходе выполнения задания, ребенку предлагалась выбрать для своей игры хорошо знакомую игрушку или новую, с которой он еще не взаимодействовал. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Выбор знакомой или незнакомой игрушки дошкольниками

Результаты исследования показали, что при сравнении выбора игрушек детьми с РАС с выбором нормально развивающихся детей, было выявлено, что и в том, и в другом случае дети в большинстве своем выбирали любимые, хорошо знакомые игрушки. Можно заметить, что у детей с РАС выбор данной категории игрушек более выражен(80%), что может быть связано с повышенной потребностью ребенка в эмоциональной привязанности и поддержке.

Далее этой же группе детей было предложено второе задание, целью которого явилось выявление эмоционального отношения к игрушкам, имеющие различны сенсорные качества. Были предложены 4 группы игрушек: различные по величине (большие и маленькие); различные по цвету (хроматические и ахроматические цвета); различные по качеству поверхности (мягкие и жесткие); геометрические игрушки (округлые, заостренные). В ходе проведения задания ребенку предлагалось из каждой группы игрушек выбрать одну игрушку для игры.

Анализ выбора игрушек из первой группы показал, что большинство детей с расстройством аутистического спектра выбрали маленькие игрушки. Результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Выбор детьми игрушек различных по величине

Сравнивая показатели представленные на рисунке 2, можно заметить, что нормально развивающиеся дети в большинстве своем выбрали большие игрушки(67%), в отличии от детей с РАС, которые делали выбор в пользу игрушек маленького размера(60%). Можно сказать о том, что действия детей с игрушками были кратковременны, игра не разворачивалась.

Далее детям была предложена вторая группа игрушек. Анализ выбора цветных и черно- белых игрушек показал, что для своей игры большинство детей с расстройством аутистического спектра выбрали цветные игрушки. Результаты представлены на рисунке 3.


Рисунок 3- Выбор игрушек по цвету

Сравнивая показатели на рисунке 3, можно заметить, что дети с РАС чаще выбирали цветные игрушки (60%), а нормально развивающиеся дети делали выбор в пользу черно- белых игрушек (58%). Стоит сказать, что у детей с аутизмом в процессе выбора игрушки не наблюдалось ярких эмоциональных реакций.

Затем, детям была предложена третья группа игрушек. Анализ выбора игрушек показал, что большинство детей с РАС для игры выбирали жесткие игрушки. Результаты представлены на рисунке 4.


Рисунок 4 - Выбор игрушек различных по качеству поверхности

Анализируя данные, можно заметить, что некоторые дети с РАС отказались от выбора игрушек.

Далее той же группе детей предлагалась четвертая группа игрушек. Результаты исследования показали, что для игры дети с расстройством аутистического спектра, как и нормально развивающиеся сверстники, сделали выбор в пользу игрушек, имеющих округлую форму (60%). Результаты представлены на рисунке 5.

Рисунок 5- Выбор игрушек различных по форме

Во время наблюдения за детьми была выявлена яркая эмоциональная реакция у детей с РАС на округлые игрушки, а именно, на мяч.

Целью третьего задания явилось выявление превалирующего интереса к определенной категории игрушек. В ходе выполнения задания, детям предлагалось выбрать для игры одно из игрушек игрушек, а именно: образную, музыкальную или настольную.

Рисунок 6 - Выбор музыкальных, образных и настольных игрушек

Сравнивая показатели, можно заметить, что нормально развивающиеся дети выбирали музыкальную игрушку реже, чем дети с РАС. Это может быть связано с тем, что дошкольники с аутизмом обращают особое внимание на сенсорные свойства предметов. В большинстве своем дети выбирали бубен, аргументируя свой выбор. Так, Саша Н., выбирая игрушку, говорил такие фразы: «Я хочу это», «Это новый бубен, я его возьму».

Итак, проведенное исследование позволило выявить следующие особенности эмоционального отношения к игрушке детей с расстройством аутистического спектра: осуществление выбора в пользу любимой и хорошо знакомой игрушки; большинство детей проявляет интерес к ярким, цветным игрушкам; дети предпочитают маленькие игрушки большим, круглые игрушки заостренным; музыкальные игрушки вызывают у них больший интерес, чем настольные или образные. Данные, полученные в нашем исследовании можно использовать при организации игровой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении, а также, родителями для эффективного взаимодействия с детьми.

Список литературы:

Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии. – 1980. – № 10.

Баенская Е.Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом // Альманах. – 2017. – № 19.

Ветрова Л.М. Место игрушки в игровой культуре современного общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru

Детский аутизм: хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997.

Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. – 1974. – №6.

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры. – М.: ООО «Левъ», 2017.

Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru

Морозов С.А. Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе / Под. ред. С.А. Морозова (материалы к спецкурсу). – М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.

Никольская О.С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода // Альманах. – 2017. – № 19.

Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М.: Теревинф, 1997.

Никольская О.С.,В еденина М.Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом // Альманах. – 2017. – № 18.

Пухова Т.И. Появление элементов символической игры // Альманах. – 2018. – № 28.

Пырьев Е. Эмоциональные отношения в структуре мотивации человека. – Режим доступа: cyberleninka.ru

Симашкова Н.В. Клинико-биологические аспекты расстройства аутистического спектра / Н.В.Симашкова и др.; под ред. Н.В. Симашковой, Т.П. Клюшник. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2016.

Смирнова Е.О. Современные игрушки: риски и опасности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru

Сопова М.Н. Первичная социализация ребенка в процессе взаимодействия с игрушками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru

Флерина Е.А. Игра и игрушка / под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1973.

Формина Т.В. Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольник // Дошкольник РФ. – 2015. – № 10.

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.

Просмотров работы: 239