Сравнительный анализ Российской и Японской системы менеджмента - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Сравнительный анализ Российской и Японской системы менеджмента

Омарова М.О. 1, Магомедова Д.М. 2
1Дагестанский государственный университет
2ДГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье разобраны системы управления в российских и японских компаниях, проанализированы характерные черты сходства и различия и определена наиболее продуктивная система управления.

Система управления в России имеет богатую историю развития, динамичное изменение которой произошло в последние ХХ-летие в связи с переходом к рыночной экономике. За это время наблюдался стремительный интерес российского менеджмента к системам управления наиболее развитых стран, которые добились больших успехов в социально-экономическом прогресса. Образцами эффективных моделей управления традиционно считаются американская и японская система управления. Каждая из представленных моделей опирается на свою национальную систему управления организациями. Выбор моделей зависит от различных факторов, таких как: истории развития стран, территориального расположения, культуры, менталитета граждан и др. Изучив историю России, можно сказать, что с периода правления Петра 1 и до сегодняшнего дня подходы к управлению практически оставались неизменными. Традиционно в России большую роль играло государство, а именно ее влияние формировало экономику, это связанно, прежде всего, с образованием иерархической структуры управления. Практически во всех исторических периодах экономики Россия применяла тотальный контроль государства. В условиях торговой изоляции, применяемая в советское время политика протекционизма и поддержка отечественных производителей, сформировала незначительную конкуренцию на внутреннем рынке России, что стало помехой для применения новых подходов в структуре управления в постсоветское время.

Образцом наиболее эффективного управления, т.н. «экономическое чудо», принято считать японскую систему управления. Если вспомнить, что в 1945 году экономическое состояние Японии было плаченым после разгрома во Второй мировой войне и полнейшей капитуляции. Позже, а именно уже в 80-х гг., Япония заняла второе место в мире по уровню производства. Такой значимый для Японии подъем произошел благодаря уникальной системе управления.

Япония долгое время существовало как изолированное государство, в связи, с чем была сформирована национальная культура, отличающаяся от многих других. Такой культуре был характерен высочайший уровень взаимодействия в коллективе.

В таблице 1 представлено сравнение характера российской и японской управленческой культуры.

Таблица 1. Характер российской и японской управленческой культуры

Российская культура

Японская культура

Строгое распределение обязанностей

Особые философские виденья

Индивидуальность и направленность в руководстве

Высокий уровень эстетической культуры

Превосходство государственных и корпоративных интересов над личностными

Завидное трудолюбие

Строгая система руководства

Приоритет семейных традиций

Достаточно медленная обратная связь

Любовь к родине и патриотизм

Таким образом, в таблице представлены две абсолютно разные культуры, трактующие свою управленческую роль в менеджменте. Японской культуре характерны национальные черты страны, в которой важную роль играют семейные традиции, философские виденья и эстетика культуры. Тогда как в России большую роль играет строгая система руководства, распределение обязанностей и т.д.

Рассмотрим подробнее систему управления в России. Сейчас каждый сотрудник отечественной компании, прежде всего, ценится материальная выгода, хотя раньше ценностью работы считалось: стремление и развитие нашей национальной экономики, и гордость за свою страну. На данный момент наш отечественный менеджмент в основном полагается на западные системы управления (в том числе азиатские и американские системы). Существует принцип управления централизации, согласно которой сотрудник отстраняется от права принимать какое-либо участие в решение, управления организацией. Многие отечественные компании используют такой принцип, где только сотрудники, стоящие на высшей ступени руководства, могут принимать решения в управлении организации. Сотрудники организации не берут на себя ответственность участия в развитии и продвижения своей компании, из-за страха потери работы и критики со стороны своих коллег. Руководители компании не рассматривают темы существующих конфликтов между работниками, а только хотят укрепить свое лидерство, в ходе чего между работника появляются различные виды сплетен, в результате процесс работы затормаживается. Такой стиль управления компанией несет административный характер, это характеризуется: оптимизацией обязательств, ответственность подчиненных за свою работу, планирование данной организации и принципом управления централизации. Заработанная плата сотрудника, как правило, определяется по принципу: местоположения организации (район, область страны), за трудовые заслуги, квалификации и достижения в данной сфере труда. Руководители используют различные методы поощрения и мотивируют своих сотрудников повышением в должности или материальным вознаграждением. В российском стиле управления можно выделить достоинства и недостатки компании, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Достоинства и недостатки российской компании

Достоинства

Недостатки

Негибкость заработанной платы (может сыграть как отрицательную, так и положительную роль)

Ценностью становится больше материальная выгода

Принцип централизации управления

Плохое стимулирование увеличения производительности

Продвижение отечественной продукции

Безынициативность работников

Способы поощрения сотрудников в виде материальных премий

Недостаточное количество мотивации

Поощрения за заслуги работника в виде карьерного роста

Руководство не старается решить проблему конфликтной ситуации между работниками

В данной таблице можно сказать, что в стиле управления российской компании большая заинтересованность работников направлена на получение материальных благ и продвижением отечественной продукции. Отсутствие инициативы у работников, влечет за собой замедленность в развитии и продвижения продукта.

Рассмотрим систему управления в Японии, представленную в таблице 3.

Таблица 3. Система управления в Японии

Открытость и ценности компании

Такая база данных открыта для всех уровней её сотрудников. Все рабочие представляют собой дружный коллектив, принимающий непосредственное участие в жизни организации, несущий общую ответственность за её судьбу и старающийся увеличить её производительность. Также приобщение рабочих и администрации компании к совместным встречам и совещаниям дают свои положительные возможности. Корпоративные ценности компании основываются на преимуществе высококачественного сервиса, товаров для покупателей, взаимодействие административных работников с рабочими, сотрудничество филиалов.

Формирование доверительной атмосферы между сотрудниками и гарантия предоставления работы

Благодаря этим критериям в компании сокращается процесс текучести кадров. Ощущение стабильности укрепляет взаимоотношения между коллегами, стимулирует их трудовую деятельность. Работники не боятся быть уволенными и смело продвигаются вверх по карьерной лестнице, что способствует их сильному стремлению приобщиться к деятельности организации. Существующая система «пожизненного найма» является непосредственной гарантией занятости и отличительной чертой японского менеджмента от европейских стандартов. Действующая стабильность способствует укреплению взаимоотношений между работниками всех уровней, расширению управленческих ресурсов и их заинтересованности в большей степени рабочим процессом, а не дисциплинарными вопросами

Постоянное участие руководства в производственном процессе

С целью быстрого решения возникающих на производстве проблем, японские компании следуют политике размещения административных кадров в здании, где ведётся производство. Создаются «кружки качества» и новаторские идеи, которые приводят к расширению дополнительных новшеств.

Менеджмент, который в большей степени направлен на улучшение качества услуг

Владельцы японских корпораций в большей мере контролируют качество предоставляемых товаров и услуг. Они стремятся усилить этот контроль и в итоге с гордостью снабжают потенциального клиента товарами или услугами наивысшего качества.

Информация как основа менеджмента

Большое внимание обращается на сохранение информации и её применение для увеличение эффективного трудового процесса и производства товаров высокого качества. Благодаря этому быстро находятся виновные в неполадках, причинах брака, и разрабатываются способы решения данных проблем для препятствия их возникновения в будущем. Управленцы каждый месяц контролируют показатели качества, выручку и издержки производства, для сравнительного анализа данных и предотвращения угроз в период их начального формирования

Обеспечение чистого производства в условиях порядка на предприятии

Японцы добиваются высокого качества товаров и услуг и дальнейшего повышения продуктивности именно благодаря поддержанию чистоты и порядка на производстве.

В отличие от российской системы управления в Японии важную роль играет мотивация работников с целью побудить работников заниматься усовершенствованием компаний. Японский народ считается трудолюбивой нацией, культура Японии направлена на регулирование поведения, а именно уважения к старшим, семейственность, коллективизм и т.д. Заработанная плата работника повышается ежегодно, при ее распределении учитывают такие факторы как: мастерство исполнения работы, стаж, уровень работы, образование рабочего и т.д. Работники, которые не имеют высшего образования, имеют карьерные ограничения. Рассмотрев особенности культуры и системы управления данных стран, можно сделать вывод, что они схожи между собой, но так же у них имеются различия.

Различия между японской и российской системой управления представлены в виде таблицы 4.

Таблица 4. Различие японской и российской системы управления

Япония

Россия

Демократизм менеджмента

Принцип коллективного и единогласного принятие управленческих решений

Решения руководителей принимаются индивидуально, а подчинённые следуют им.

Система контроля

Неформальная, коллективная.

Четкая, структурированная

Организация ответственности

Ответственность коллектива за деятельность

В большей степени ответственность несёт отдельная личность

Характер систем управления

Оригинальный и гибкий.

Четкий и структурированный.

Подготовка управленцев

Разносторонняя специализация руководителей

Управленцы получают узкую специализацию

Срок занятости сотрудников и руководства

Долговременный срок работы, пожизненный найм на работу.

Краткосрочный найм. Повышенная текучесть кадров, иногда продолжительный срок работы в одной компании

Главные черты характера руководителя

Способность умело управлять без использования методов принуждения, вдохновлять своим примером и заслужить любовь и преданность своей команды. Лидер - мозговой центр компании, координатор.

Качества руководителя определяются его способностью профессионально и предприимчиво распространять руководство. Лидер - сильная, волевая личность.

Подводя итоги можно сказать, что японские и российские стили управления имеют свойственные черты, сформированные национальной культурой и менталитетом. Менеджмент в России только начинает формироваться и развиваться в отличие от уже сформировавшейся японской системы.

Список литературы

Ананьев А.А. История развития и состояние систем управления на российских предприятиях [Текст] // Ананьев. А.А. Журнал НИУ ИТМО "Экономика и экономический менеджмент".- 2013г. - выпуск 2(11).-УДК 334.012.23.- стр.1

Корнеева Е.Н. Менеджмент изменений в современных условиях [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 6 (38). С. 117-120.

Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента [Текст] / Э. М. Коротков. Учебное пособие. - Москва : ДеКА, 2004. - 896 с.

Крайнева Р. Изменение подходов к менеджменту организаций с учетом современных тенденций в области управления знаниями [Текст] // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 1. С. 328-331

Пронников В.А. «Японцы» (этнопсихологические очерки) [Текст] / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., Главная редакция восточной литературы издательства 'Наука', 1985. 348 с. с ил.

Рудык Э. Национализация: цели, основания, технологии [Текст] / Э.Н. Рудык, А.В. Савченко // Российский экономический журнал. - 1998. - N9-10. - С. 26-32.

Шеметов П. В. Менеджмент: управление организационными системами [Текст]: учебное пособие / П. В. Шеметов, Л. Е. Чередникова, С. В. Петухова. - М. : Омега-Л, 2008. - 406 с. : табл. - (Высшая школа менеджмента).

Просмотров работы: 687