В современном мире воспитание и защита интересов ребенка являются неотъемлемой частью культуры и законодательства любого государства. Данная закономерность определяется тем, что детство является важным периодом развития в жизни каждого человека, когда происходит становление основ личности.
Несмотря на положительные тенденции, динамичность и противоречивость общественного прогресса способствует обострению социально-экономических, политических, культурных проблем во всех сферах жизнедеятельности людей. Негативные последствия оказывают влияние на различные институты социализации, тем самым ухудшая качество среды подрастающего поколения. Наиболее восприимчива к внешним воздействиям формирующаяся и неустойчивая личность подростка, поэтому имеющиеся недостатки среды могут привести к социальной запущенности детей, отсутствию положительной системы ценностей и моделей поведения, следствием чего является безнадзорность.
Безнадзорность – это социально-педагогическое явление, при котором ребенок проживает совместно с родителями, но в его развитии и саморазвитии отсутствует социально-приемлемое воспитание и поддержка со стороны семьи, а также образовательных учреждений [1].
Исходя из вышесказанного, проблема безнадзорности несовершеннолетних требует прогрессивных решений. При оказании комплексной помощи необходимо изучение условий социальной среды подростка и выявления необходимых ресурсов.
В современном мире понятие ресурса является довольно универсальным, поэтому находит отражение в различных областях жизнедеятельности общества. В науке данный термин появился за рубежом относительно недавно, в конце XX века, поэтому его изучение и применение различных научных сферах является довольно актуальным.
В научных трудах А.В Мудрика можно проследить, что ресурс равнозначен понятию фактор, то есть это совокупность разнообразных условий, активно влияющих на развитие личности человека [2]. Иная точка зрения принадлежит С.А Расчетиной, которая сопоставляет понятие ресурса с потенциалом или запасом и выделяет такое определение, как «ресурс – это источник потенциальных возможностей, который может при определенных условиях актуализироваться и обогащать какой-либо вид деятельности» [3].
Несмотря на различные характеристики данного термина, можно сделать вывод, что ресурсы способствуют развитию личности человека, коррекции социализации и определяются качеством среды и степенью адаптации к ней.
Подростковый возраст является переходным этапом в жизни человека, который сопровождается взаимовлияющими изменениями в физическом и психологическом плане. Различные новообразования, влияют на расширение взаимоотношений подростка с социальной средой, которая представляет определенную систему взаимоотношений, складывающихся в обществе, а также идеи и ценности, влияющие на развитие личности и ее мотивы. В социально-педагогической деятельности социальная среда рассматривается как источник потенциальных возможностей (ресурсов) для обогащения и коррекции процесса воспитания личности ребенка [3].
Социальная среда современного подростка включает в себя такие институты социализации, как семья, образовательная организация, группа сверстников, общественная среда (место проживания) и виртуальная среда. Качество взаимоотношений подростка в данных областях и их состояние определяет влияние, положительное или отрицательное, на развитие личности. Исходя из этого,каждый из данных институтов среды может содержать в себе ресурсы, при помощи которых возможно решение проблем социализации безнадзорного подростка.
Рассмотрим в отдельности факторы социальной среды подростка и выделим имеющиеся ресурсы помощи в преодолении безнадзорности.
Изучение мира ребенком начинается с семьи, где он, прежде всего, усваивает основные социальные знания, приобретает умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе [2]. Включение подростка в систему полноценных семейных отношений, удовлетворяющих его важные биологические и духовные потребности, нуждается в поиске и поддержке различных ресурсов.
По мнению американского исследователя К. Триветт, семейные (родительские) ресурсы - это различные внутренние и внешние способности и компетентности членов семьи, которые способствуют адаптивному функционированию семейной системы и обеспечивают качественное воспитание и развитие личности не только детей, но и самих родителей [4].
Формирование и увеличение семейных ресурсов происходит в течение совместной жизни и зависит от психологического климата и времени образования семьи. В таблице представлена краткая характеристика наиболее важных семейных ресурсов.
Таблица 1 – Ресурсы семьи
Ресурс |
Характеристика |
Сплоченность семьи |
Зависит от удовлетворенности супругов в браке; значимость примера родителей (поддержка, проявление заботы) |
Семейная коммуникация |
Продолжительные и содержательные внутрисемейные разговоры; умение членов семьи слышать и признавать друг друга |
Навыки решения проблем |
Зависят от уровня семейного благосостояния и функциональности |
Семейные ценности |
Семейные ценности (дети, здоровье, любовь, материальное благополучие) входят в структуру личности каждого члена семьи; способствуют мотивации поведения |
Эмоциональный отклик |
Способность человека воспринимать и разделять эмоции окружающего мира; открытое проявление эмоций (нежность, любовь, страх, чувство вины) |
Семейные ритуалы |
Семейные праздники: ежегодные праздники, семейные традиции (обмен подарками), ежедневные взаимодействия (регулярный совместный обед, проведение выходных дней) |
Следующим одним из наиболее важных компонентов социальной среды подростка является школа, которая не только выполняет воспитательные и образовательные функции, но и способствует коррекции семейного воспитания, расширяя возможности родителей и обеспечивая их педагогическое просвещение.
В школьной среде подросток усваивает культурные ценности, приобретает опыт совместной деятельности, благодаря чему происходит формирование и развитие его познавательных способностей и интересов. Ощущение психологического комфорта в школе и успешность социализации подростка определяют такие показатели, как: достижения в учебе; отношения с одноклассниками; отношения с учителями; участие родителей в школьной жизнедеятельности. Рассмотрим данные ресурсы [5].
Таблица 2 – Ресурсы образовательной организации
Ресурсы |
Характеристика |
Материальные |
Предметно-пространственная среда, архитектурно-планировочное решение, финансовые возможности |
Нематериальные |
Образовательные программы, технологии, традиции, система ценностей, способствующие гражданскому, экологическому, спортивному и нравственному воспитанию участников образовательного процесса |
Человеческие |
Учитель (как наставник и носитель определенных знаний и культуры), коллектив (приобщение к определенной системе ценностей, контроль поведения, развитие личностного потенциала), родители (поддержка и мотивация) |
Две последние группы ресурсов представляют наибольшее значение для поддержания потенциала школы и достижения качественных результатов ее деятельности.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что школьные ресурсы - это совокупность условий и возможных (стратегических) результатов образовательной и воспитательной деятельности, имеющих социальную и личностную значимость [3].
Влияние научно-технических достижений на развитие общества становится все более существенным и наиболее ему подвержено подрастающее поколение, составляющее большую часть пользователей сети Интернет. Данная среда социализации удовлетворяет многие потребности ребенка и обеспечивает его развитие за пределами таких отношений, как «ребенок - семья» или «ребенок - образовательная организация» [4]. Информационные ресурсы, содержащиеся в Интернет-пространстве, рассматриваются как новые культурные средства, наполняющие жизнедеятельность человека и способные оказывать влияние на формирование его личности [4].
Таблица 3 – Ресурсы Интернет-пространства
Ресурсы |
Характеристика |
Возможность самореализации и самовыражения |
Вхождение в новые системы отношений, удовлетворение потребности в общении со сверстниками, поддержка |
Возможность образования и самообразования |
Изменение традиционных форм взаимодействия, осуществление обмена знаниями, информацией и оценками на расстоянии (видеоконференции, чаты, форумы, электронная почта); развитие навыков самостоятельного поиска и работы с информацией |
Информационные ресурсы обладают возможностями для развития научного или культурного кругозора подростка, способствуют увеличению социальных контактов и самореализации личностного потенциала в различных видах деятельности.
Таким образом, при работе с безнадзорным подростком необходимо производить комплексное изучение особенностей его взаимоотношений с социальной средой и привлекать имеющиеся в ней ресурсы для дальнейшей коррекции процесса социализации.
Список литературы:
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/, свободный (дата обращения: 02.12.2019). – Загл. с экрана.
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
Расчетина С.А. Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности: Учебное пособие / Под общ.ред. проф. С.А. Расчетиной. – СПб.: Издательство Буковского, 2005.– 244 с.
Нестерова А.А Семейные ресурсы как условие жизнеспособности семьи в кризисных ситуациях [Электронный ресурс] / Нестерова Альбина Алексеевна // Развитие личности. – №1. – 2016. – С. 156-173. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25870421, свободный (дата обращения: 02.12.2019). – Загл. с экрана.
Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования / С.А. Беличева, А.Б. Белинская.- 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 304 с.