Структура информационной системы - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Структура информационной системы

Балобанова К.А. 1, Павлова Л.В. 1
1еи кфу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Структура информационной системы

1.1 Типы обеспечивающих подсистем

Структура информационной системы составляет совокупность отдельных её частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделанная по какому либо признаку.

Информационное обеспечение

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемами называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Техническое обеспечение

Информационная система

Математическое обеспечение

Организационное обеспечение

Правовое обеспечение

Программное обеспечение

Рис.1. Структура ИС как совокупность обеспечивающих систем.

1.2 Информационное обеспечение

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификаций и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Назначение подсистем информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

к унифицированным системам документации;

к унифицированным формам документов различных уровней управления;

к составу и структуре реквизитов и показателей;

к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы места возникновения первичной информации и использования результатной информации

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

1-й этап – обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью:

понять специфику и структуру ее деятельности;

построить схему информационных потоков;

проанализировать существующую систему документооборота;

2-й этап – построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

1.3 Техническое обеспечение

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документации на эти средства и технологические процессы.

Документацию можно разделить на три группы:

- общесистемную, включающие государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

- специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

- нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению

Комплекс технических средств составляют:

- компьютеры любых моделей;

- устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

- устройства передачи данных и линий связи;

- оргтехника и устройства автоматического съёма информации;

- эксплуатационные материалы и др.

1.4 Математическое и программное обеспечение

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

- средства моделирования процессов управления;

- типовые задачи управления;

- методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

Программное обеспечение

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Рис.2. Виды программного обеспечения

1) Системное ПО подразделяется на базовое и сервисное

Базовое включает в себя:

операционные системы;

оболочки;

сетевые операционные системы.

Сервисное включает в себя программы (утилиты):

диагностики;

антивирусные;

обслуживания носителей;

архивирования;

обслуживания сети.

2) Прикладное ПО – это комплекс программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области.

Прикладные программы включают в себя:

текстовые процессоры;

табличные процессоры;

базы данных;

интегрированные пакеты;

системы иллюстративной и деловой графики;

экспертные системы;

обучающие программы;

программы математических расчетов, моделирования и анализа;

игры;

коммуникационные программы.

3) Системы программирования обычно содержат:

трансляторы;

библиотеки справочных программ;

отладчики;

редакторы связей и др.

1.5 Организационное обеспечение

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, определяющих взаимодействие персонала с техническими средствами собой в процессе разработки и эксплуатации и перечень функций.

ОО реализует следующие функции

- анализ существующей системы управления организацией;

- подготовка задач к решению на компьютере;

- разработка управленческих решений, направленных на повышение эффективности системы управления.

1.6 Правовое обеспечение

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Правовое обеспечение этапов функционирования ИС – информационных систем – включает:

статус ИС;

права, обязанности и ответственность персонала;

правовые положения отдельных видов процесса управления;

порядок создания и использования информации и др.

1.7 Классификация информационных систем

Информационные системы могут значительно различаться по типам объектов, характером и объемом решаемых задач и рядом других задач и рядом других признаков.

Общепринятой классификации ИС до сих пор не существует, поэтому их можно классифицировать по разным признаками, что вызвало существование нескольких различных классификаций ИС.

Согласно общепринятой классификации информационные системы подразделяются:

- по масштабам применения – настольное и офисное;

- по признаку структурированности задач – структурированные, не структурируемые, частично структурируемые;

- по функциональному признаку –производственные, маркетинговые, финансовые, кадровые;

- по квалификации персонала и уровня управления – стратегические, функциональные и оперативные;

- по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений;

- по оперативности обработки данных – пакетной обработки и оперативные;

- по степени автоматизации – ручные, автоматические, автоматизированные;

- по характеру использования информации – на информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-решающие, управляющие, советующие и т. п.;

- по степени централизации обработки информации – на централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования;

- по характеру использования вычислительных ресурсов – на локальные и распределенные;

- по сфере деятельности – на государственные, территориальные, отраслевые, объединений, предприятий или учреждений, технологических процессов;

- по классу реализуемых технологических операций – на системы с текстовыми редакторами, системы с табличными редакторами, СУБД, СУБЗ, системы с графикой, мультимедиа, гипертекстом;

- по месту в процессе управления предприятиями – на АРМ специалиста, ИС руководителя, ИС внешнего контролера, интегрированные системы, объединяющие в себе часть или все из этих функций;

- по концепции построения – файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний, хранилища данных;

- по режиму работы – на пакетные, диалоговые и смешанные.

Виды информационного обслуживания:

1) документальное

Информационные потребности членов общества удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых потребители извлекают сами.

2) фактографическое

Предполагает удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т. е. путем представления представления потребителям самих сведений.

3) концептографическое

Документы и сведения подвергаются интерпретации, оценке, обобщению со стороны информационного работника.

1.8 Структура ИС

Из определения в частности следует, что в информационной системе имеется два компонента: программное обеспечение и электронное информационное хранилище.

 

Пользователи

П

ИП

О ИС

 

БЛ

 

ИД

 

Информационное хранилище

Рис.3. Структура информационной системы

Информационные системы называют также банками данных. Таким образом, и файл-серверные и клиент-серверные информационные системы можно формально назвать банками данных.

Клиент-серверные ИС можно разделить на два класса:

Информационные системы, не использующие программные модули на стороне сервера баз данных. Среди серверов баз данных еще встречаются экземпляры, не поддерживающие использование хранимых процедур и триггеров.

Информационные системы, использующие программные модули на стороне сервера баз данных. В качестве таких программных моделей в первую очередь используются хранимые процедуры и триггеры.

Информационная система, построенная по технологии клиент-сервер, называется еще двухуровневой информационной системой. Информационные же системы файл-серверного типа можно таким образом назвать одноуровневым или монолитным.

Сервер баз данных

Web - сервер

Интернет - клиент

Рис.4. Трехуровневая архитектура информационной системы

Литература:

helpiks.org [ электронный ресурс ] URL: https://helpiks.org

Bestreferat.ru [ электронный ресурс ] URL: www.bestreferat.ru

Просмотров работы: 8