ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рыночная экономика изменила направленность жилищного строительства. Тенденции максимальной ориентации районной типовой застройки городов поменялись на наполнение плотности застройки исторически сложившихся районов жилыми домами индивидуального проектирования. В этих условиях возник ряд новых градостроительных задач:

- уплотнить застройку с доведением ее до существующих норм градостроения;

- осуществлять потоки реконструкции жилых домов таким способом, чтобы обеспечить социальную задачу - адресное переселение семей из домов, подлежащих реконструкции или сносу в дома, которые возводятся в данном микрорайоне в процессе комплексной реконструкции;

- обеспечить комплексную реконструкцию районов в условиях исторически сложившейся их застройки.

Особенность реконструктивных работ в том, что они, в отличие от нового строительства, проводятся в условиях существующей городской застройки, а значит в стесненных условиях, с учетом ограниченного выбора строительных машин и механизмов. Стесненные условия в застроенной части городов характеризуются наличием трех из указанных ниже факторов:

- интенсивного движения городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ, обусловливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ на захватке, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;

- разветвленной сети существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке;

- жилых или производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места работ;

- стесненных условий складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест;

- при ремонте объектов, когда в соответствии с требованиями правил техники безопасности проектом организации строительства предусмотрено ограничение поворота стрелы башенного крана.

Ни один документ целиком и полностью не учитывает все факторы стесненности, поскольку свои специфические критерии и градации есть в каждом виде строительства, и каждый влечет за собой определенные, характерные именно для данного вида работ, издержки.

Можно выделить следующие виды и формы стесненности, условно разделив их на группы и подгруппы:

I. Внешняя стесненность:

Ограничения габаритов рабочих зон строительных машин;

Ограничения проездов строительных машин и транспортных средств естественными и искусственными препятствиями;

Интенсивность движения в районе застройки;

Наличие жилых домов и зданий, в районе которых при работе необходимо сохранять благоприятную среду жизнедеятельности на период строительства, в том числе по шумности работ, сохранению зеленых насаждений;

II. Внутренняя стесненность:

Монтажно-демонтажные работы;

Разборка и разрушение конструкций и монолитных массивов;

Усиление существующих и устройство новых фундаментов в стесненных условиях;

Прокладка подземных коммуникаций;

Возможности складирования;

Перемещение строительных материалов, конструкций и деталей;

«вписываемость» транспортных средств и строительных машин в габариты рабочей площадки и проезды внутри объекта.

Основная сложность проведения реконструктивных мероприятий заключается в значительной изношенности сетей и сооружений инженерных систем в городах, а также отставании мощностей и пропускных способностей от потребностей. Так, дефицит мощностей водопровода в целом по городам России составляет около 15%, дефицит мощностей в энергетике—40%. Уровень надежности работы инженерных сетей в 2,5—3 раза ниже, чем в странах Восточной Европы. Срок службы наружных трубопроводов горячего водоснабжения из-за ускоренной коррозии в 2—4 раза ниже нормативного. Велики утечки воды в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения. Износ основных фондов систем инженерного обеспечения достигает 60%, и в условиях недостаточного финансирования он продолжает увеличиваться.

Статистические данные свидетельствуют, что более 34 % водопроводных и канализационных сетей находятся в аварийном состоянии. Таким образом, достаточно большая доля работ в строительной отрасли страны приходится на реконструкцию данного вида инженерных сетей. Полная замена всех труб требует больших материальных затрат, по этой причине в основном производится реконструкция и капитальный ремонт отдельных аварийных участков. Обеспечение безопасного производства рассматриваемого вида работ усложняется наличием вредных и опасных производственных факторов, возникающих из-за комплексного фактора стесненности. Данный фактор обуславливается тем, что водопроводные сети проложены в пределах сложившейся городской застройки или на территории действующих промышленных предприятий.

Учитывая, что в процессе эксплуатации в системах водоснабжения протекают процессы старения подземных трубопроводов, приводящие к снижению их пропускной способности из-за зарастания труб, к ухудшению физико-химических показателей транспортируемой питьевой воды, к загрязнению подземных и поверхностных вод и почвы в связи с массовыми утечками. Утечки воды из трубопроводов, вызванные их старением, являются причиной поднятия уровня грунтовых вод, что приводит к более интенсивному разрушению эксплуатируемых зданий и сооружений инженерной инфраструктуры. Как правило, работы по замене трубопроводов ведутся традиционным открытым способом в условиях плотной городской застройки или на территории действующих промышленных предприятий. При таком способе комплекс работ по ремонту или реконструкции подземных трубопроводов включает в себя выполнение земляных, бетонных, монтажных и испытательных работ, а в некоторых случаях водоотлив- или водопонижение, а также устройство искусственного основания (особенно при авариях), производство которых должно осуществляться в соответствии с требованиями безопасности. Для выполнения вышеотмеченных видов работ в самые короткие сроки, с минимальными трудовыми и материальными затратами, большое значение имеют вопросы разработки и выбора эффективных проектно-технологических режимов, которые диктуются, в большинстве случаев, степенью стесненности строительной площадки.

Степень стесненности строительной площадки Кст характеризуется коэффициентом стесненности строительной площадки (соотношение Кстmin к Кстmax).

Кст=

При этом максимальное значение Кстmax - существующие возможности по организации стройгенплана, а Кстmin ограничивается такой площадью строительной площадки Smin, уменьшать которую уже невозможно, из-за технических ограничений. Она состоит из площади застройки здания Sз и требуемой площади для безопасности его возведения Sб.

Smin= Sз + Sб

Значения Sз и Sб определяются из норматива допустимых значений по компоновке пространства застройки (Рис. 1).

При ситуации, когда Кстmin = Кстmax, Кст будет равен 1. В этом случае стесненные условия будут максимальными и, наоборот, при Кстmax∞, стесненные условия не имеют ограничения и стремятся к нулю.

Коэффициент стесненных условий Кст строительной инфраструктуры на площадке (при компоновке стройгенплана) является управляемым (критериальным) фактором, напрямую влияющим на выбор стратегии реконструкции городской застройки и предопределяющим допустимую степень трансформации и модернизации существующих инженерных сетей.

Список литературы:

Манухина Л.А., Нарежная Т.К., Дехтярь Е.В., Современные тенденции проведения экспертизы duediligence на российском рынке// Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2 (79-2). С. 1092-1096

Зайнашева Ю.В. Территориальное планирование в системе землепользования// EUROPEAN RESEARCH. 2017. №3. С. 215-218.

Учебник «Реконструкция и обновление сложившейся застройки города», 2-е изд., переработанное и дополненное, под общей редакцией проф. Грабового П.Г., проф. Харитонова В.А., Москва. С. 2013 -712.

Козлова, земельно-имущественных отношений в городах // Наука. 2007. –С. 184.

Зайнашева Ю.В., Блиева И.А., Пилюгина М.А., Калашникова Е.А. Проблемы и мониторинг технического состояния эксплуатируемых объектов недвижимости// Аллея науки. 2017. Т. 2. № 11. С. 72-75.

Просмотров работы: 49