ГИПОДИНАМИЯ – КАК ПРОБЛЕМА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ГИПОДИНАМИЯ – КАК ПРОБЛЕМА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Татарникова Л.А. 1
1ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Астрахань
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с высокими экономическими и социальными издержками, связанными с ожирением и его сопутствующими заболеваниями, профилактика ожирения является приоритетной задачей здравоохранения. Главной причиной этого недуга является гиподинамия. Распространённость представленной темы в первую очередь в том, что необходимым условием становления личности подрастающего поколения считается достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой нагрузки в школе и дома у большинства подростков отмечается недостаток в режиме дня, недостаточная двигательная активность [1].

Понятие «hypodynamia; гипо- + греч. dynamis сила» в переводе с латинского языка «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности, возникающее в результате малоактивного образа жизни.

Гиподинамия – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении движений, снижении силы сокращения мышц.

На сегодняшний день гиподинамия – это социально опасное заболевание, наравне с зависимостью от гаджетов, компьютерных игр и др.

Первое место в процессе сохранение здоровья отводится физическому звену здоровья и рассмотрению данных о влиянии оптимальной двигательной активности на состояние здоровья. Как раз по этой причине формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения оптимальных двигательных режимов, повышающих функциональное состояние и здоровье человека, – одна из основных задач в формировании здоровья подрастающего поколения [2].

Довольно часто к развитию гиподинамии приводит и не совсем правильная организация отдыха. Если говорить о причинах развития гиподинамии у школьников, то это, как правило, чрезмерные школьные нагрузки, которые не дают возможности детям как можно чаще играть либо заниматься спортом.

Иногда в этом виноваты родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр, телефонов и телевизора и неприучивыют детей вести здоровый образ жизни. Одни уверены, что увлечение компьютером и гаджетами ограждает от негативного воздействия улицы. Другие родители стараются увеличить «умственное развитие» ребенка отдавая его в различные образовательные центры. Но ведь чем больше ребенок рисует или клеит, тем меньше он двигается, бегает и прыгает. Таким образом, они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.

Так как гиподинамия – распространенное состояние, которое сопровождается огромным количеством различных симптомов. Прежде всего, она приводит к различным нарушениям морфофункционального состояния организма. Данные нарушения дают о себе знать в виде атрофии мышц, уменьшения синтеза белков и обмена электролитов, нарушения обмена веществ, уменьшения количества кальция в костях [3, 4].

Все эти симптомы не сложно выявить, ведь они не заставляют долго ждать. Например, уменьшение количества кальция в костях становится причиной частых переломов. При гиподинамии у подростков отмечаются частые головные боли, мигрени, чрезмерная нервозность, бессонница, усталость, угнетение внимательности, понижение работоспособности. Так как гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга, это приводит к тому, что у подростка начинает отмечаться чрезмерная возбудимость, то есть его эмоциональное состояние можно считать неуравновешенным. В результате, отмечаются неврологические патологии.

Малая подвижность подростков и длительное пребывание в однообразной позе за партой в школе и за столом дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника, так называемый «мышечный голод» может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Еще одним довольно часто встречающимся признаком гиподинамии считается повышенный аппетита, подростки употребляют пищу в больших количествах.

Гипокинезия на фоне чрезмерного употребления пищи с большим избытком углеводов и жиров в рационе, а также чрезмерный выход кальция может привести к ожирению.

Нами было проведено исследование на базе МБОУ г.Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени А.С. Пушкина».

Целью исследования было определить двигательную активность учащихся МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени А.С. Пушкина».

Основным методом исследования была выбрана анкетная форма опроса. Перед проведением опроса работа прошла экспертизу этической комиссии и были получены письменные согласия родителей на исследование учеников [5, 6]

Среди учащихся МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени А.С. Пушкина» для исследования был привлечен 9 «А» класс в котором 22 ученика среди них 9 парней и 13 девушек.

Из анкетирования было выявлено, что:

Из 22 учащихся 9 «А» класса утреннюю зарядку не выполняет ни один ученик, спортивные секции или спортивный зал посещают 4 ученика, из них 2 парня занимаются боксом, 2 девушки стабильно посещают спортивный зал.

Пешие прогулки совершают 19 учащихся, но уточняя - «Если есть время и позволяет погода», трое же считают, что им «некогда ходить пешком».

На вопрос «Отдых для вас – это» ребята ответили:

Активное проведение времени: поход на каток, посещение бассейна, прогулка – 0

Я стараюсь чередовать активный отдых и посиделки с друзьями – 7 девушек (30% от количества учащихся)

Я слишком устаю. Мой выходной день – это диван, телевизор, любимые книги и компьютерные игры – 9 парней и 6 девушек (70% от количества учащихся)

Ученики в 80% случаев ответов на данный вопрос ссылаются на повышенную утомляемость и высокую нагрузку в школе.

Ребятам был задан вопрос «Как часто вы передаете свои полномочия технике или третьим лицам», на который 75% из них дали ответ «Прислуги не имею, но все, что можно поручить технике, препоручаю ей», 20 % ответили «Я пользуюсь всеми благами цивилизации, но домашние обязанности по возможности выполняю самостоятельно», однако 5% учеников ответили «Я раб технического прогресса. Мой дом – средоточие технических средств, выполняющих за меня всю работу. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, поэтому все домашние дела выполняют третьи лица».

Исходя из данного вопроса, уже напрашивается вывод, что подрастающее поколение совершенно не приспособлено к какой-либо, даже минимальной физической нагрузке. Ведь даже работа по хозяйству, будь то уборка в квартире, работа в саду или ремонт помогают совместить уборку и физическую активность. Согласитесь, такие простые моменты могут способствовать увеличению двигательной активности, не требовав каких-либо особых усилий, но, тем не менее, станут частью здоровой жизни.

Помимо анкетирования с ребятами было проведено небольшое исследование. Подросткам было предложено прогуляться по городу, а именно пройти 10000 (десять тысяч) шагов. Маршрут был построен так, чтобы на пути были и мосты, и лестницы. В исследовании принимали участие 4 ученика, из них 2 парня и 2 девушки. Уже через 20 (двадцать) минут, после начала нашего эксперимента ребята попросили сделать остановку, для того, чтобы посидеть, отдохнуть. Параллельно с прогулкой ребята рассказывали, что они привыкли передвигаться на общественном транспорте, личных автомобилях родителей, друзей.

На вопрос «Предпочитаешь поехать на маршрутке или пройтись пешком, условно 1км?» был получен единогласный ответ: «Маршрутка». Мы попросили ребят объяснить свой ответ:

«Зачем мне напрягаться, когда я могу заплатить 20 рублей и меня довезут»

«Мне же вот делать нечего как идти пешком. Зачем тогда придумали общественный транспорт?!»

«Я порой 200 метров пройти не могу, а вы говорите один километр»

За 2.5 (два с половиной) часа прогулки нами было пройдено 11828 (одиннадцать тысяч восемьсот двадцать восемь) шагов, приблизительно 8 (восемь) километров. Ребята неоднократно жаловались на боль в спине, шеи, ногах, часто просили сделать остановку.

Исходя из проведенного исследования, напрашивается только один вывод – подрастающее поколение «рабы технического прогресса». Конечно, нельзя не согласиться, что технический прогресс на сегодняшний день очень помогает нам в работе, учебе, облегчает их, экономит наше время. Но если это касается нашего здоровья, то прежде всего мы должны заботиться о себе.

Подрастающее поколение уже с раннего детства должны приучаться к движению, к физической нагрузке. В учреждениях, где подростки проводят 50% своего времени должны [7]:

Проводиться информационно-изобразительные беседы о здоровом образе жизни.

Проводиться мероприятия по укреплению здоровья: зарядки, коллективное посещение бассейна,

Организовываться спартакиады, мероприятия по привлечению детей, подростков к физической активности.

Список используемой литературы

Солодков А.С., Сологуб Е.Г. Физиология человека общая, спортивная, возрастная. М.: Тера-спорт, 2001, — 520 с.

Смирнов В.Н., Дубровский В.И. Физиология физическое воспитание и спорт. Учебник для студентов средних и высших заведений. М.: Владос-пресс, 2002, — 608 с.

Загрудинова К.Р. Гиподинамия у подростков, пути её преодоления // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 196-198.

Таирова А.Д., Лютая З.А., Скоробогатова В.А. Гиподинамия и её роль в развитии психосоматики у подростков // В сборнике: Актуальные исследования в области биологии и смежных наук Материалы Всероссийской научной конференции. Редколлегия: Н.В. Жукова, О.Г. Гришуткин. 2018. С. 167-172.

Ермолаев Д.О., Красовский В.С., Хазова Г.С., Петрашова О.И. Клинические исследования на человеке: вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 138.

Ермолаев Д.О., Ермолаева Ю.Н., Красовский В.С. Медицинский эксперимент этико-правовые аспекты. // Мат. Межвузов. научн.-практ. конф. «Проблемы и перспективы социально-правового развития современного государства и общества». –2015. С. 49-55.

Красовский В.С. Роль профориентирования школьников как этап формирования будущего научного кадрового резерва. // Материалы XIII Съезда молодежных научных обществ медицинских и фармацевтических вузов России и стран СНГ (г. Волгоград, 21-24 сентября 2016 г.). - 2016. - С. 77-78.

Просмотров работы: 9