Высшее техническое образование - это глубокое изучение дисциплин и получение базовых знаний, соответствующих выбранной специальности, это теоретические понятия, знания, умения и навык, необходимые будущему специалисту для работы в реальном секторе экономики. Это представление о реальных процессах и взаимоотношениях на производстве, глубина и ясность познания практики, это способностью работать в стандартных и изменяющихся условиях. Особенно это важно и нужно для студентов, выбравших прикладные инженерные науки [1, с. 140].
Учеба в вузе оказалась для меня гораздо более полезной, чем учеба в школе, во многом потому, что здесь ты погружаешься в более жёсткую среду, за тобой никто не бегает и никто не поможет, кроме тебя самого. За время школы, привыкаешь к тому, что тебя опекают, что учителя за тобой бегают и заставляют учиться. А в университете это совсем не так. В итоге, некоторые быстро сдаются и, оказавшись без контроля, отчисляются, потому что не справляются с учебой. Некоторым просто тяжело от самого факта, что он никому не нужен и все надо узнавать самому. В плане знаний, были действительно полезные предметы, были и скучные, но были и такие, важность и пользу которых я понял лишь со временем. Есть определенная группа предметов, через которые «проходят» все – те же философия, психология, история: «вузовское обучение сегодня носит комплексный, междисциплинарный характер, и ориентировано на овладение не только знаниями и умениями, но и на способность их использовать в профессиональной деятельности» [2, стр. 54]. Есть масса действительно интересных предметов с очень хорошими преподавателями. И масса других дисциплин, которые, к сожалению, оказались скучноваты.
В университете ты понимаешь, что можешь справиться с чем угодно. Можно выучить университетский курс экономики за один день и перед зачётом спокойно объяснять все сложные вопросы, можно за ночь подготовиться к предзащите, за один час написать сложную лабораторную или написать два эссе по психологии за один вечер. Конечно, часть всех этих вызовов была связана с природной ленью и скверной привычкой многое оставлять «на потом», но все равно периодически было много проблем, особенно к концу семестра.
Учеба в университете очень интересна, потому что каждый преподаватель думает по-разному, и к каждому нужен свой подход. Конечно, «целью работы педагога является активация мыслительного потенциала обучаемых, включение их в решение насущных психолого-педагогических вопросов» [3, с. 307], но, если одни ценят точность, аккуратность и сданные вовремя работы, то другим гораздо больше нравится заинтересованность учащихся. К сожалению, некоторым «все равно» на студентов - им главное прочитать свои лекции и формально проверить знания. Но все же много и тех, кто действительно хочет что-то дать студенту. Одним преподавателям было достаточно, что студент просто к концу семестра сдаст все лабораторные и ответит на экзамен, а другие требуют постоянного присутствия на лекциях. Кто-то рассказывает действительно интересные вещи, а кто-то читает по бумажке.
Умение разбираться в преподавателях и находить к ним подход - это одна из важнейших вещей, которой я научился. Ведь, в конечном счете, не бывает абстрактной работы без общения, все мы взаимодействуем с другими людьми и умение находить с ними общий язык очень помогает в жизни.
В целом, учеба в университете учит быстро находить выход из сложных ситуаций, она учит собирать рядом единомышленников, учит находить наиболее простой и изящный способ решения проблемы. Скажем, есть люди, у которых есть все учебные материалы, а есть те, кто умеет хорошо все оформлять, и достаточно пообещать каждому помощь в решении задач - как все лекции и в дальнейшем оформленные отчёты у меня в кармане. Я во время учебы предпочитал делать то, что мне нравилось, а все неинтересное брал у других. К непривлекательным занятиям у меня обычно относилось формирование отчетов - для меня было гораздо проще сделать саму работу, чем потом сидеть и описывать. Поэтому всегда находились те, кто мне помогал.
Что касается друзей – на мой взгляд, в университете легче найти друзей, потому что вы варитесь в одной сфере – в моем случае, в IT. В школе классы собираются по географическому принципу – тебе приходится учиться с теми, кто там есть и не обязательно у тебя буду совпадать с ними интересы. В университете не так - в группе вы более близки по духу. Поэтому и учеба в университете проходит гораздо веселее, чем в школе. Конечно, это субъективная оценка, но я думаю, что не только я так считаю.
Университет учит не боятся выступлений, учит быстро вникать в тему. На первом курсе я избегал докладов, мне было страшно, но никуда не денешься, приходилось перебарывать свой страх, выходить, рассказывать. К этому постепенно привыкаешь (хоть я и сейчас тоже не сторонник выступлений, но уже спокойно могу выйти и что-нибудь рассказать перед людьми). К сожалению, каюсь - я часто приходил на пары по философии и психологии неподготовленным, но потом быстро вникал в тему и уже высказывал свою точку зрения. Выработалось умение быстро включаться в проблему, понимать ключевые моменты и находить, что можно добавить. В магистратуре на философии у меня был следующий подход - прислушаться, понять точки зрения уже высказавшихся студентов и преподавателя, а потом аргументировать свою точку зрения и вызвать дискуссию. Для преподавателя я выглядел, как человек, у которого всегда есть собственное мнение и меня часто отмечали, даже если у меня не было отдельно подготовленного выступления. В итоге, я получил автомат. И думаю, что вполне заслуженно.
В обсуждениях про пользу университета, часто пишут, что вуз учит находить знания. Это правда лишь отчасти. Университет не просто учит находить знания, он учит видеть общую картину. Когда ты прошел все обучение, все предметы в голове складываются в определенную структуру. Ты видишь, что на чем базируется, что лежит в основе всех остальных предметов, что является полезным дополнением. Ты понимаешь, что для разных задач есть несколько разных подходов. Ты знаешь, что есть математическая статистика, видишь, как использовать базы данных, ты разбираешься в компьютерных методах обработки данных, узнал про параллельно программирование и у тебя в голове еще лежат выученные предметы по теории формальных языков. Пусть ты не помнишь все досконально, но общая структура никуда не денется, и ты уже знаешь, куда надо копать. Это как ориентироваться в городе - ты не можешь знать каждый дом, но ты всегда сможешь понять, примерно где находится нужно место и шаг за шагом сужать место поиска.
Все сводится к следующему – университет дал мне системное мышление и знание, как решить практически любую проблему. В данный момент для меня, как разработчика, практически нет нерешаемых задач: все можно решить, все можно сделать. И все зависит от задачи и выделяемых средств. Нет нерешаемых задач, есть задачи, которые не укладываются в бюджет. Говорят, что можно стать отличным разработчиком и без университета – возможно, это и так, но где ты еще будешь сидеть часами в университете, исправляя дефис на тире, потому что преподаватель проверяет только оформление отчета, а не его суть….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Муругова О.В., Иванова А.Д. Роль и значение производственной практики при обучении на технических специальностях в вузе // Молодежный Вестник УГАТУ. - 2018. - № 2(19). - с. 140-146.
Иванова А.Д., Бармина О.В. Анализ личностных и профессиональных требований, предъявляемых к подготовке системного аналитика // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 2. - с. 54-59. - URL: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/view?id=1596 (дата обращения: 10.02.2019).
Иванова А.Д., Иванова О.В. Опыт организации самостоятельной работы магистров при изучении курса «Психология и педагогика» // Педагогический журнал. - 2016. - № 5. - с. 305-314.