Перспективы ГИИС «Электронный бюджет» в процессе управления финансами Российской Федерации - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Перспективы ГИИС «Электронный бюджет» в процессе управления финансами Российской Федерации

Кектышов Д.А. 1, Сангаджиева Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «Калмыцкий Государственный Университет им.Б.Б.Городовикова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время существующая система «АСФК» на регулярной основе обновляется, например, применяемая сегодня версия имеет обозначение 32.0. В свою очередь уже в 2021-м году ей на смену должна прийти совершенно новая программа ГИИС «ЭБ» или просто «Электронный бюджет». Она станет базовой платформой в области менеджмента общественных финансов.

Сегодня данный программный продукт уже существует, но применяется Казначейством всего по нескольким направлениям. Полноценно Калмыкия перейдет на ее использование в 2021-м году. ГИИС «ЭБ» представляет собой единую управляющую систему, позволяющую на одной платформе проводить посредством задействования инновационных IT-технологий управление финансовыми средствами государственного/муниципального уровня.

В основе внедрения системы лежит повышение уровня прозрачности проводимых финансовых операций государственными/муниципальными структурами, оптимизация процессов генерации и передачи соответствующей отчетности. Новейшие телекоммуникации и объединение на общей платформе всего информационного обеспечения позволяет вывести на иной уровень финансовый менеджмент в учреждениях государственного управления.

Для реализации поставленных перед программой «Электронный бюджет», требуется решение сразу нескольких задач:

Упрощение доступа к сведениям, касающимся финансового положения публично-правовых учреждений, проводимых ими финансовыми операциями, имеющихся активах и обязательствах.

Разработка инструментария, обеспечивающего увязку бюджетного планирования с планами стратегического уровня, проведение финансовой оценки итогов осуществляемых госпрограмм и реализации основных функций государства через оказание госуслуг (количественно-качественная оценка).

Публикация в свободном доступе сведений, касающихся плановых показателей деятельности государственных структур, задействованных в управлении финансами (общественными) и фактически достигнутых за период результатов.

Разработка условий для интегрирования в единый комплекс процессов, связанных с бюджетной деятельностью, ведением бухучета, составлением всех требуемых видов отчетности, формируемой субъектами публично-правовых отношений.

Повышение уровня взаимодействия между бюджетной деятельностью, планированием госзакупок и исполнением контрактных обязательств со стороны государственных учреждений управления.

Разработка условий для привязки реестров обязательств к полномочиям учреждений государственного/муниципального управления, вмененными им нормами отечественного законодательства.

Для реализации всего объема поставленных перед программой задач, работа сервиса «Электронный бюджет» строится на ряде основополагающих принципов:

Открытый характер программного продукта, интеграция всех составных ресурсов, включая создаваемые вновь, вне зависимости от типа используемой архитектуры, с наличием технических условий для дальнейшего масштабирования.

Предоставление пользователям возможностей интерактивного доступа ко всему объему имеющейся информации, без установления ограничений по географии размещения и степени удаления от дата-центров, но с установлением различных прав доступа в зависимости от категории конкретного пользователя программного продукта.

Предоставление возможностей исключительно однократного ввода данных с защитой от дублирования последующей обработки информации программными средствами, реализуемой в онлайн-режиме.

Предоставление максимального удобства пользования ресурсом за счет последовательного совершенствования интерфейса и расширения функциональных возможностей программного продукта.

Обеспечение должного уровня работоспособности программы и постоянного доступа к ней с обеспечением безопасности платформы и хранящейся на ней информации от взлома и хакерских атак.

После того, как внедрение программы «Электронный бюджет» окажется полноценно завершено, она позволит:

Сформировать единую информационную площадку, объединяющую в себе разнообразные информационные каналы, применяемые в государственном управлении публично-правовыми институтами при реализации полномочий управления финансовыми средствами.

Предоставление гражданам и хозяйствующим субъектам полноценных сведений о текущей/плановой финансовой деятельности публично-правовых учреждений, а также архивных данных за предшествующие периоды.

Гарантирование высокой степени подотчетности финансовой деятельности указанных учреждений, формирование условий, обеспечивающий рост уровня ответственности публично-правовых институтов при исполнении возложенных на них функциональных обязанностей, повышение уровня эффективности применения ресурсной базы.

Рост положения РФ в международных рейтингах, отражающих уровень прозрачности проводимых государственными органами бюджетно-налоговыми операциями, и базирующихся на отображении интегральных значений финансовой прозрачности мировых государств.

Появление сервиса «Электронный бюджет» позволит на базе единой, централизованной платформы объединить большое число процессов управления, ранее не имевших высокой степени интеграции:

Бюджетирование;

Доходы/расходы;

Активы/обязательства;

Финансы;

Закупки;

Персонал;

Активы нефинансового характера;

Бухучет;

Финансовый аудит.

При разработке сервиса «Электронный бюджет» разработчиками проведено сочетание одновременно централизации и децентрализации. Это позволило добиться централизации поступающей из всех каналов информации, что в свою очередь положительно сказывается не только на полноте данных, но и степени их достоверности, организации оперативного учета деятельности госструктур, управляющих в финансово-хозяйственном направлении, что позволяет в дальнейшем интегрировать их со всеми аспектами функционирования публично-правовых институтов[1].

Построение методологии работы и основной архитектуры сервиса производилось на базе методологии TOGAF, предусматривающей наличие для формируемых архитектур нескольких уровней (функционал, программа, данные, технологии).

Функциональная архитектура предполагает отражение всего объема информации, касающегося подсистем, устанавливающих технологию работы сервиса и его функциональное деление. Данная архитектура раскрывает порядок взаимодействия между собой существующих подсистем и их отдельных составных частей, а также устанавливает перечень решений, применяемых в процессе реализации функционала, возложенного на каждую из обособленных подсистем.

Рис. 1. Схема функциональной архитектуры

Программная архитектура формирует представления о типологии применяемых платформ и продуктом программного характера, через которые реализуется основной программный функционал, отражается схема выбранной архитектуры с делением составных элементов на отдельные подсистемы. Кроме того, данная архитектура устанавливает набор взаимоотношений, происходящих между элементами системы на программном уровне.

Программная архитектура раскрывает основные принципы, используемые на программном уровне в процессе работы с сервисом «Электронный бюджет» государственными учреждениями, и определяющий закрытый характер получаемого рабочего контура.

Архитектура данных затрагивает несколько направлений и дает им необходимые описания:

Категории информации, обрабатываемой в программе;

Решения в сфере построения информационных потоков;

Анализ массива перерабатываемых данных;

Решения применения существующих баз данных на уровне отдельных подсистем.

Архитектура подсистемы безопасности устанавливает перечень решений, гарантирующих сервису «Электронный бюджет» необходимый уровень безопасности и защиты от внешнего вмешательства в работу основных элементов.

Техническая архитектура предусматривает отражение:

Схемы организации работы при наличии нескольких дата-центров;

Используемой сетевой архитектуры;

Архитектуру технической составляющей, включая рабочие платформы, аппаратные средства, средства хранения информации.

Отдельное внимание в процессе разработки системы было уделено вопросам устойчивости системы к отказам и катастрофам. Все существующие подсистемы объединены на основе единой стратегии. При этом все решения обладают предельной детализацией в рамках Системной архитектуры.

Проект позволил установить набор требований и решений, позволивших приступить к разработке «Электронного бюджета». Для построения системы применяется компонентная модель, работающая в границах сервисно-ориентированной архитектуры.

Рис. 2 Схема программной архитектуры, наложенная на функциональную архитектуру.

Рис. 3 Схема размещения

Необходимо отметить, что часть из разработанных в процессе создания программы решений была применена Казначейством для совершенствования собственных программных систем, предназначенных для внутреннего пользования[2].

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р «Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»

2. Комплексное проектирование государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.ibs.ru/projects/federalnoe-kaznacheystvo-kompleksnoe-proektirovanie-gosudarstvennoy-integrirovannoy-informatsionnoy-sistemy-upravleniya-obshchestvennymi-finansami-elektronnyy-byudzhet/

Просмотров работы: 329