Прогнозирование и моделирование результатов деятельности предприятия в сфере бизнес-аналитики является наиболее актуальным способом для повышения конкурентоспособности. BI - это совокупность методов, программного обеспечения и технологий, целью которых является выполнение задач бизнеса с помощью эффективного применения имеющихся данных. Несмотря на общий экономический застой и глобальный экономический кризис, BI-системы являются одними из наиболее многообещающих технологий в области бизнес-аналитики в современном мире.
В связи с возросшей ролью совершенствования рабочих процессов компании, а также увеличением детализации информации и развитием современных инструментов обработки данных, продажи аналитических пакетов программ продолжают расти. В результате анализа было выявлено, что национальная программа «Цифровая экономика», в перечень первостепенных направлений которой входят искусственный интеллект и большие данные, стимулирует рост рынка BI-систем на территории Российской Федерации. Нельзя не отметить положительное влияние на развитие отечественной бизнес-аналитики и политики импортозамещения. BI-технологии являются наиболее обсуждаемой темой на профессиональных конференциях и саммитах. Эксперты утверждают, что технологии бизнес-аналитики и анализа больших данных сейчас имеют ключевое значение для цифрового развития и трансформации предприятия [1].
В 2017 г. объем мирового рынка платформ бизнес-аналитики (Business Intelligence) и аналитических приложений достиг $ 16,9 млрд, увеличившись на 5,2% по сравнению с 2016 г. По мнению ряда аналитических агентств, к 2020 г. рынок BI-систем и аналитических платформ останется одной из самых быстроразвивающихся сфер мирового IT - рынка.
Целью данной статьи является изучение рынка BI-технологией в России, выявление основных путей развития систем BI, а также оценка применения данной системы в производство и преимущества от этого.
К задачам исследования относятся изучение применения BI-технологий на российском рынке и выявление результата внедрения данных систем в производство.
Основными методами исследования являются: анализ, поиск и дифференциация сведений о применение BI-технологий в Российской федерации, корректировка информации, полученной на конференциях, саммитах и других мероприятиях от экспертов, моделирование дальнейшего развития систем BI в отечественном бизнесе.
Российский рынок BI-систем составляет от мирового 1%-5%, следовательно, объем российского рынка BI по итогам 2017 г. оценивается в пределах от 180 млн. долл. до 700 млн. долларов [2].
Отличительный признак рынка бизнес-аналитики в России – требование импортозамещения со стороны государства перешло из области декларативных призывов в плоскость практических действий. Фактически бизнес-аналитика оказывается одним – верхним – уровнем многослойного «пирога» операций обработки данных. Операции обработки данных на нижележащих уровнях, в соответствии с задачей импортозамещения, должны выполнять программные продукты к омпаний-партнеров.
Рис.1 Динамика российского рынка BI, млрд. руб.
По мнению экспертов, отечественные BI-решения позволяют сэкономить бюджет лицензионной составляющей проекта и использовать высвободившиеся средства на консалтинг, внедрение или другие проекты. В качестве базовой аналитической платформы для обработки, анализа и визуализации данных рассматривается ПО «Форсайт. Аналитическая платформа», технологический партнер «Форсайта» в части импортозамещения ПО – компания Arenadata, разработчик многофункциональной платформы данных Arenadata Enterprise Data Platform (EDP) [3].
Итак, BI определяет: процесс обновления информации и знаний о бизнесе для определения лучших решений; информационные технологии сбора данных, совокупность информации и обеспечения свободного доступа профессиональных пользователей к знаниям;
Значительное сокращение издержек и увеличение объемов прибыли являются основными преимуществами от внедрения BI-технологий. Например, авиакомпании Southwest Airlines в 2018 г. удалось увеличить свой доход на 50 млн. долларов, сократив расходы более чем на 35 млн. за счет внедрения 3 из 30 приложений, входивших в состав корпоративного BI-продукта, группа компаний по управлению активами Allianz смогла сэкономить более 10 млн. долларов в ходе сокращения расходов и получения дополнительной прибыли в результате внедрения корпоративного BI-проекта в экономический анализ [4].
Проанализировав мнения руководителей ведущих компаний в области BI-технологий, можно сделать выводы, что:
На данный момент рынок бизнес-аналитики в России переживает позитивную трансформацию. Помимо развития технологической основы, отечественные компании занимаются разработкой конкурентоспособных на мировом рынке платформ. Одной из таких является Polymatica – отчетно-аналитическая платформа для анализа большего объема данных с использованием простых математических алгоритмов. За 2017 г. оборот компании составил более 130 миллионов рублей. Другой пример – это компания Visiology, которая выпустила одно из первых в России мобильных приложений с полноценным функционалом BI и искусственным интеллектом - голосовым ассистентом ViTalk. Или же Loginom, которая пришла на смену Deductor и представляет собой готовое решение с инструментами для самостоятельной настройки параметров анализа, смены правил и модификации процессов [5].
Тенденции к созданию единой корпоративной модели данных с возможностью выполнения data science задач (анализ данных с использованием машинного обучения и искусственного интеллекта) и возможностью построения продвинутой аналитики все больше способствуют оживлению отечественного рынка.
Происходит изменение направления анализа данных. На первое место выходят возможности самостоятельной работы с набором как структурированных данных, так и неструктурированных. Для этого используется self-service data analytics.
Совокупная прибыль топ-15 участников рейтинга составляет 11,736 млрд. руб. и превышает показатели 2017 г. на 4,46%. На основе этой информации можно сделать вывод, что участники рынка приспособились к кризисному периоду [6].
Рис.2 Динамика суммарной выручки топ-15 участников рейтинга «Крупнейшие поставщики решений для анализа данных»
Лидирующие позиции на российском рынке BI занимают ГК GlowByte, «Крок» и Softline. Компания GlowByte является лидером рейтинга с 2016 г., выручка за отчетный период составила 3,36 млрд. рублей, то есть увеличение на 30%. «Крок» показал хороший рост выручки – на 57% по сравнении с 2017 г. и составила 2,16 млрд. рублей. В свою очередь, Softline второй год подряд опускается вниз по рейтингу, хоть и показывает рост выручки – на 11% в сравнении с 2017 г., сейчас выручка равна 2,14 млрд. рублей
На основе исследования динамики выручки от BI-проектов, было выявлено, что наибольшая динамика зафиксирована у компании «Нетрика», чьи показатели по итогам 2017 г. увеличились на 260%, однако показатели выручки не столь велики. Также заметный рост выручки зафиксирован у компании «Полиматика», в 2018 г. рост составил 26,6%, однако в разы меньше роста в 2017 г. – 540%.
Таким образом, данная статистика подтверждает рост использования BI-технологий в России несмотря на то, что рост замедлился в сравнении с предыдущими годами [7].
Бизнес-аналитика - это важный инструмент управления в бизнесе. BI-системы наиболее точно и качественно анализируют информацию о состоянии инфраструктуры компаний и ее позиции на рынке, позволяя наиболее эффективно разрабатывать бизнес-стратегии.
По прогнозам экспертов, российский рынок BI в ближайшие годы будет расти в среднем на 10–15 % в год. С учетом импортозамещения ситуация в руках самих разработчиков ПО – важно не отставать от мировых трендов IT-индустрии и предложить крупному российскому бизнесу конкурентоспособные решения.
Библиографический список:
Информационная инфраструктура цифровой экономики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/a/390240
Как будет развиваться рынок BI в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iot.ru/promyshlennost/kak-budet-razvivatsya-rynok-bi-v-rossii
Бизнес-аналитика становится вершиной айсберга корпоративного импортозамещения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cnews.ru/articles/2019-04-15_biznesanalitika_stanovitsya_vershinoj_ajsberga_korporativnogo
Митрович С. — Проблемы и тенденции внедрения технологий бизнес-интеллекта в процесс экономического анализа в России и за рубежом // Финансы и управление. – 2019. – № 2. – С. 1 - 16. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28524
Полиматика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/a/315540
Business Intelligence (рынок России) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/a/53194
Аналитика 3.0 — 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/analitika_30_2019