Цифровая экономика: мировой и российский опыт - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Цифровая экономика: мировой и российский опыт

Калашкаев Э.С. 1, Сангаджиева Е.В. 1
1КалмГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровая экономика: мировой и российский опыт

Появление цифровой экономики является естественной реакцией на масштабные технологические изменения, происходящие в современном мире. Несколько десятилетий назад началась цифровая революция, тогда мир вступил в цифровую эпоху. Информационные и коммуникационные технологии быстро развивались с начала двадцатого века, изменяя традиционный образ жизни человека, вызывая образование новых отраслей и профессий. Конечно, такие изменения не могли пройти мимо экономической сферы. Развитие экономических отношений в условиях конкурентной среды между разными странами и производителями, необходимость снижения стоимости товаров и услуг, важность использования инновационных технологий создали новое явление.Признание их приоритета как раз и вызвало появление такого явления, как «цифровая экономика».

Впервые концепцию цифровой экономики сформулировал в 1995 г. основатель междисциплинарной исследовательской лаборатории Media Lab Массачусетского технологического института Николас Негропонте.Он использовал метафору о переходе от обработки атомов к обработке битов (processing bits in stead of atoms). В число первых разработчиков данной концепции также входит канадский ученый Дон Тапскотт – один из ведущих мировых экспертов в области влияния технологий на бизнес и общество. Его бестселлер «ParadigmShift: The New Promise of Information Technology» (1992) помог сформулировать парадигму концептуального управления в условиях развития информационных технологий, изменила бизнес-мышление о трансформационном характере Интернета, способствовала популяризации терминов «сетевое поколение» («Net Generation»)и «цифровой разрыв» («Digital Divide») [1].

Цифровая экономика – это экономика, основанная на данных. Она живет в цифровой среде, которая существенно эффективна чем та, в которой мы жили до нее, выстраивает новый характер отношений между людьми, организациями.В соответствии с Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. No 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг[2].

Знаменитый американский экономист, Томас Мезенбург определил три основных компонента цифровой экономики: инфраструктура электронного бизнеса, сам электронный бизнес (процессы, которые проводятся через компьютерные сети) и электронная коммерция (онлайн продажи).

Основными чертами цифровой экономики определяют следующее:

• экономическая деятельность сосредотачивается на платформах«цифровой» экономики;

• персонифицированные сервисные модели;

• непосредственное взаимодействие производителей и потребителей;

• распространение экономики совместного пользования;

• значительная роль вклада индивидуальных участников.

В 2016 году на саммите «G20» в г.Ханчжоу КНР была предложена «Инициатива развития и сотрудничества «Большой двадцатки» в области цифровой экономики», как «широкого спектра экономических мероприятий, которые включают в себя использование оцифрованной информации и знаний в качестве ключевого фактора производства, современных информационных сетей как важного пространства для деятельности и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как важного фактора роста производительности и оптимизации структуры экономики».

В последние годы многие члены «Группы двадцати» разработали свои стратегии развития цифровой экономики на среднесрочный или долгосрочный период (Таблица). [3]

Таблица -Цифровые стратегии некоторых стран «G20»

Страна Название стратегии Основные аспекты

США Федеральная стратегия данных(2018) Современные ИТ технологии

Данные, подотчетность и прозрачность Современная рабочая сила

Япония Общество 5.0(2015) Появление и развитие Интернета вещей и ИИ

Прогресс в области биотехнологий

Начало процесса информатизации

Великобритания Цифровая стратегия (2017) Инфраструктура, Навыки и вовлеченность, Цифровой сектор, Расширение экономики, Киберпространство, Цифровое правительство, Экономика данных.

Франция Цифровая Франция 2012-2020 (2011) Разработка фиксированной и мобильной широкополосной связи.

Популяризация цифровых приложений и сервисов, особенно электронного правительства или электронной коммерции

Германия Цифровая стратегия 2025 (2016) Цифровая независимость

Цифровая инфраструктура

Безопасность данных

Индия Цифровая Индия (2015) Создание цифровой инфраструктуры.

Предоставление цифровых услуг.

Цифровая грамотность

Китай Интернет+ (2015) Открытые данные

Предоставление цифровых услуг

Рейтинг благонадежности граждан

Россия Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (2018) Нормативное регулирование цифровой среды, Информационная инфраструктура, Кадры для цифровой экономики, Информационная безопасность, Цифровые технологии, Цифровое государственное управление.

Южная Корея Схема инноваций в производстве 3.0 (2015) Интернет вещей

Модернизация промышленности

Основные различия стратегий стран заключаются в следующем:

1. Зрелость стратегии зависит от времени начала реализации настоящих и предшествующих документов;

2. Приоритеты стратегий цифровой экономики различаются в зависимости от структуры традиционных отраслей.

Несмотря на существующие различия, цифровые стратегии разных стран имеют следующие общие характеристики:

1. большую роль играют инвестиции в ИТ-инфраструктуру;

2. повышение уровня проникновения Интернета;

3. взаимосвязь интернета с другими отраслями.

Для развития цифровой экономики, необходимо на государственном уровне определить план действий, в фокусе которого должны находиться преобразования, касающиеся граждан, бизнеса и государства. В связи с чем создаются системы современных приоритетов, целей и принципов реализации цифровых стратегий. Переход к цифровой экономике требует тесного взаимодействия и участия государства, бизнеса и науки. Также она подразумевает наличие развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры, конкурентоспособного производства цифровых товаров и услуг.

Литература:

1. Цифровая экономика [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://iot.ru/wiki/tsifrovaya-ekonomika

2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. No 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/

3. Го, Ш. «Группы двадцати» в глобальном управлении цифровой экономикой / Ш. Го, В. Дин, Т. Ланьшина // Вестник международных организаций – 2017 – Т.12. No 4. – с.169-184

Просмотров работы: 65