Любой экономический объект (предприятие, организация, фирма) является сложной, динамичной и управляемой системой. В своей работе Антонец В.Л., Нечаева Н.В. отмечают, что «целенаправленное воздействие на систему, ведущее к изменению, либо сохранению ее состояния обеспечивается управлением». Экономический объект, как управляемая система, включает объект и субъект управления. Объектом управления экономического объекта является «производственный коллектив, выполняющий комплекс работ, направленных на достижение определенных целей и располагающий для этого материальными, финансовыми и иными видами ресурсов. Субъект или система управления экономического объекта формирует цели его функционирования и осуществляет контроль их выполнения»[1].
Группировка действий в соответствии с функциями предприятия воплощает то, что обычно делают предприятия. Поскольку все предприятия создают что-то полезное и желаемое другими, основными функциями предприятия являются производство (создание полезности или добавление полезности к товару или услуге), продажа (поиск клиентов, партнеров, потребителей, которые согласятся приобрести товар или услугу по той цене, которую предлагает предприятие) и финансирование (сбор, консолидация и расходование средств предприятия). Было бы логично сгруппировать эти виды деятельности в такие отделы, как инжиниринг, производство, продажи или маркетинг и финансы.
Зачастую эти конкретные функциональные обозначения не отображаются в организационной схеме. Выполнение функций управления возлагается на аппарат управления, включающий службы и отделы, выполняющие отдельные функции.
В системе управления предприятием выделяются:
Верхний уровень / административный уровень;
Средний уровень / исполнительное производство;
Менеджеры низкого уровня / надзорные / оперативные / первой линии.
Термин «уровни управления» относится к демаркационной линии между различными управленческими должностями в организации. По мнению Антонец В.Л., Нечаевой Н.В., «количество уровней управления увеличивается при увеличении размера бизнеса и рабочей силы и наоборот. Уровень управления определяет субординацию, объем полномочий и статус, которыми обладает любая руководящая должность»[1].
Процесс управления базируется на информации. В процессе управления возникают информационные потоки между экономическим объектом и внешней средой, между объектом и субъектом управления. Прямая и обратная связь в системе управления характеризует направленность внутренних информационных потоков.
Управление информацией касается цикла организационной деятельности: получение информации из одного или нескольких источников, хранение и распространение этой информации среди тех, кто в ней нуждается, и ее окончательное распоряжение путем архивирования или удаления.
В этом цикле организационного взаимодействия с информацией участвуют различные заинтересованные стороны, включая тех, кто отвечает за обеспечение качества, доступности и полезности полученной информации; тех, кто отвечает за ее безопасное хранение и удаление; и тех, кто нуждается в ней для принятия решений. Заинтересованные стороны могут иметь права на создание, изменение, распространение или удаление информации в соответствии с политикой управления организационной информацией.
Управление информацией охватывает все общие концепции управления, включая планирование, организацию, структурирование, обработку, контроль, оценку и отчетность информационной деятельности, все из которых необходимы для удовлетворения потребностей тех, кто выполняет организационные роли или функции, зависящие от информации.
По мнению Башкатова, Ю.И., «управление информацией тесно связано с управлением данными, системами, технологиями, процессами и – в тех случаях, когда наличие информации имеет решающее значение для успеха организации – стратегией и дублирует ее. Этот широкий взгляд на сферу управления информацией контрастирует с более ранним, более традиционным взглядом, согласно которому жизненный цикл управления информацией является оперативным вопросом, требующим конкретных процедур, организационных возможностей и стандартов, которые касаются информации как продукта или услуги»[2].
Термин «управленческая экономика» может быть воспринят как прикладная микроэкономика. Анализ и прогнозирование спроса, теория цен, теория доходов и издержек, теория предложения и производства являются основными костями микроэкономики, лежащими в основе управленческой экономики. Управленческая экономика применяет теории микроэкономики для решения вопросов организации и принятия решений.
Все менеджеры хотят выполнять свою функцию принятия решений с максимальной эффективностью. Их бизнес-планирование может быть эффективно спланировано и выполнено с полным знанием и пониманием микроэкономической концепции и ее приложений. Принятие оптимальных решений для достижения цели организации, т. е. максимизации прибыли или минимизации затрат, возможно при надлежащем соблюдении микроэкономических ноу-хау, независимо от технологических ограничений и заданных рыночных условий. Микроэкономический анализ важен, поскольку он применяется к повседневной дилемме и проблемам.
Информационный процесс управления реализуется путем выполнения строго регламентированной совокупности процедур, направленных на преобразование исходной информации в результатную. Установленная последовательность процедур преобразования информации и совокупность методов и способов их реализации определяют информационную технологию.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, «информационные технологии (ИТ), от англ. information technology, (IT) – «это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации».
В соответствии с Федеральным законом № 149-ФЗ под информационными технологиями понимаются «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов»[3].
В своей статье О.В. Демьянова отмечает, что «управление информационными технологиями занимается изучением и пониманием информационных технологий как корпоративного ресурса, определяющего как стратегические, так и операционные возможности фирмы в проектирование и разработке продуктов и услуг»[4].
Управление ИТ отличается от управления информационными системами. Системы управленческой информации относятся к методам управления информацией, привязанным к автоматизации или поддержки принятия решений человеком. Управление ИТ относится к ИТ-связанной управленческой деятельности в организациях.
Этапы развития информационных технологий представлены на рис. 1.1.
Рис. 1 Этапы развития информационных технологий [5]
Управление информационными технологиями (ИТ-менеджмент) - процесс, при котором все ресурсы, связанные с информационными технологиями осуществляется в соответствии с приоритетами и потребностями организации. Это включает в себя материальные ресурсы, такие как сетевое оборудование, компьютеры и люди, а также нематериальные ресурсы, такие как программное обеспечение и данные. Главная цель управления ИТ заключается в создании стоимости за счет использования технологий. Для этого необходимо согласовать бизнес-стратегии и технологии.
Основные черты современных ИТ включают:
Рис. 2. Основные черты современных ИТ
Для организации и реализации информационного процесса необходим персонал, способный выполнять его процедуры, а также соответствующие средства и методы обработки информации. Все это в совокупности составляет информационную систему (ИС).
В соответствии с Федеральным законом № 149-ФЗ под информационной системой понимают «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств»[3].
По мнению Б.Я. Советова, «информационная система – это взаимосвязанная совокупность информации, средств и методов ее обработки, а также персонала, реализующего информационный процесс»[6].
По международному стандарту ISO/IEC 2382:2015(en) «Информационные технологии. Словарь» («Information Technologies – Vocabulary», MOD) «информационная система – система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию»[7].
Экономическая информационная система (ЭИС) имеет дело, прежде всего, с экономической информацией. Основным назначением ЭИС является «преобразование исходной информации в результатную, пригодную для принятия управленческих решений»[8]. Любому экономическому объекту присуща экономическая информационная система. В дальнейшем под термином «информационная система» будет пониматься «экономическая информационная система».
О.В. Демьянова в своей статье «Проблемы современной экономики» указывает, что «в неавтоматизированных ИС все операции по обработке информации выполняются самими управленческими работниками без использования или с минимальным использованием технических средств обработки информации. В автоматизированных ИС (АИС) значительная часть рутинных операций информационного процесса осуществляются специальными методами с помощью технических средств, без или при минимальном вмешательстве человека»[9].
Е.Л. Румянцева выделяет автоматизированную информационную систему как «систему, в которой информационный процесс управления автоматизирован за счет применения специальных методов обработки данных, использующих комплекс вычислительных, коммуникационных и других технических средств в целях получения и доставки результатной информации пользователю-специалисту для выполнения возложенных на него функций управления»[10].
В современном понимании термин «информационные системы» подразумевает автоматизацию информационных процессов. Поэтому термины «информационная система» и «автоматизированная информационная система» часто используются как равноправные. Но следует помнить о том, что информационные системы могут использовать и неавтоматизированную технологию обработки информации[11].
Решения в системе управления предприятием принимаются людьми на основе информации, являющейся продуктом ИС. На ее входе находится исходная, первичная информация обо всех изменениях, происходящих в объекте управления. Она фиксируется в результате выполнения функций оперативного учета. В ИС первичная информация преобразуется в результатную, пригодную для принятия решений. В ИСУП часть процедур формального преобразования первичной информации в результатную автоматически выполняется техническими средствами по заранее заданным алгоритмам, без непосредственного вмешательства человека[12].
Литература:
Антонец В.Л., Нечаева Н.В. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2016. - 320 с.
Башкатова, Ю.И. Контроллинг: Учебно-метод. компл. - М.: ЕАОИ, 2017. - 108 с.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c
Демьянова О.В. Информационные технологии // Проблемы современной экономики. – 2018. − №1 (33).
Лбов Г.С., Полякова Г.Л. Информационные технологии в современном бизнесе // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. – Красноярск, 2017. - Т.31- №5. - С. 42-45.
Советов, Б.Я. Информационные технологии: Учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. — М.: Юрайт, 2016. — 263 c.
Международный стандарт ISO/IEC 2382:2015(en) «Информационные технологии. Словарь» («Information Technologies – Vocabulary», MOD) [Электронныйресурс] // URL: https://www.iso.org/obp/ui/ru/#iso:std:iso-iec:2382:ed-1:v1:en
Синаторов, С.В. Информационные технологии.: Учебное пособие / С.В. Синаторов. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 336 c.
Демьянова О.В. Информационные технологии // Проблемы современной экономики. – 2018. − №1 (33).
Румянцева, Е.Л. Информационные технологии: Учебное пособие / Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь; Под ред. Л.Г. Гагарина. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 256 c.
Патрушина, С.М. Информационные системы в экономике: Учебное пособие / С.М. Патрушина, Н.А. Аручиди. — М.: Мини Тайп, 2017. — 144 c.
Логинов, В.Н. Информационные технологии управления: Учебное пособие / В.Н. Логинов. — М.: КноРус, 2018. — 240 c.