Разработка миссии и стратегий фирмы в современных условиях - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Разработка миссии и стратегий фирмы в современных условиях

Магомедова А.И. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чтобы эффективно конкурировать в современном деловом мире, предприятие должно постоянно собирать и анализировать огромное количество информации. Актуальность темы, обсуждаемой в этом документе, заключается в изучении современных инструментов управления развитием организации в контексте растущих изменений во внешней среде, и связанная с этим неопределенность заключается в определении правильной миссии для организации и выборе эффективных стратегий и стабильный механизм их тестирования. Под стратегией, как правило, понимают свод правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Формирование стратегий фирмы представляет индивидуальный процесс, который зависит от многочисленных факторов. Стратегии необходимо разрабатывать, чтобы:

эффективно сформулировать условия реализации бизнеса компании;

взаимоувязать необходимые действия и решения менеджеров и всего персонала, придать всем производственным и управленческим процессам общую направленность, создать единый для всей компании план действий.

Для достижения одних и тех же целей и задач можно разработать несколько стратегий. Выбор стратегии зависит от условий внешней среды: конкуренции; рыночной экономики; политических и социальных событий . При смене руководителя, неудачах и иных факторах происходит переход от одной стратегии к другой. Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления. Стратегии классифицируют следующим образом:

Продуктово-рыночная стратегия направлена на определение видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта.

Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта, распределение средств.

Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.

Стратегия капиталовложений предполагает определения относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом.

Стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает по всем видам деятельности создание зарубежного производства; зарубежное лицензирование.

Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний.

Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями.

Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий – сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.

Для разработки плана действий, обеспечивающего его стратегическое развитие, фирмы должны установить конкретную цель. В качестве бизнес-концепции компания ставит следующие цели:

• оптимальное удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей;

• обеспечение высокого уровня качества;

• достижение высокого мастерства во всех сферах;

• стать высокотехнологичной компанией;

• поддержка творчества;

• честность и открытость, работа в единой команде;

• формирование и развитие высокотехнологичного производства, совершенствование методов управления качеством и средств контроля;

• обеспечение гарантий стабильности путем определения предпринимательского риска и приспособления к изменениям внешней среды.

На вершине иерархической пирамиды, следуя видению, находится миссия организации. Он детализирует социальный статус организации и создает руководящие принципы компании для постановки целей и стратегий на различных уровнях управления. В современной теории и методологии стратегического управления не существует однозначного подхода к формулированию миссии организации. Миссия может быть сформулирована в одной из следующих областей:

миссия-политика- определяет основополагающие, применяемые в настоящем и сохраняющиеся в перспективе принципы деятельности организации, долгосрочные правила принятия управленческих решений, направления формирования отношений с внешней средой.

миссия-ориентация - объединяет цели и задачи организации, выстраивает их в едином направлении; преимущественно миссия-ориентация разрабатывается для определения внутренней деятельности организации, задача ее формулирования - развивать организационную культуру в компании, способствующую стабилизации и усилению конкурентной позиции; миссия-ориентация представляется как методическое обеспечение принятия управленческих решений, совокупность слоганов и лозунгов, побуждающих персонал проявлять лояльность компании и подготовляющих компанию для будущей деятельности.

миссия-предназначение - характеризует положение организации во внешней среде: конкурентную позицию в отрасли, вклад в развитие экономики страны, региональный статус, влияние на глобальные экономические процессы, значение для общества, социальную роль, имидж, вклад в развитие цивилизации, место в системе экологической безопасности.

бизнес-идея - конкретизирует виды деятельности, которые развивает организация: предпринимательская деятельность, которой придерживается организация в настоящем и к которой стремится в будущем, текущая и будущая рыночные позиции, текущая и будущая группы потребителей, тип организации, который стремится сформировать лидер.

Миссия помогает дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия; способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды; миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа; создает возможность для более действенного управления организацией. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место рынке и т.п.;

существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

состояние среды обитания организации;

ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

отличительные особенности, которыми обладает организация.

Хорошо сформулированная миссия разъясняет, что из себя представляет организация и какой она хочет быть, а также показывает разницу между организацией и другими, похожими на нее фирмами. Однако при формулировании миссии руководители некоторых организаций в России руководствуются действующим российским законодательством, согласно которому основной целью коммерческой организации является получение прибыли. Следует иметь в виду, что это справедливо для всех организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, и при таком подходе компании становятся неотличимыми друг от друга. Тогда как «одна из основных назначений миссии - индивидуализация организации, выделение ее во внешней среде, придание ей исключительных свойств, обеспечивающих конкурентный статус. Другой методический аспект, который иногда не принимается в расчет при формировании стратегии организации, - смешение стратегических и финансовых целей: финансовые цели фокусируются на улучшении финансово-экономических аспектов деятельности, тогда как стратегические цели направлены на рост конкурентоспособности фирмы и долгосрочное улучшение ее позиции в отрасли. Смешение финансовых и стратегических целей неизбежно ограничивает возможности руководителей разрабатывать и реализовывать оригинальные стратегии хотя бы вследствие того, что они более рискованны и поэтому менее привлекательны с финансовой точки зрения.

Примером формулировки стратегического видения и миссии является компания Microsoft Corporation. Благодаря правильно поставленной стратегии компания добилась успеха в сфере информационных технологий. В течение многих лет бизнес Microsoft в области программного обеспечения руководствовался стратегическим видением: «Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе , плюс первоклассное программное обеспечение». Однако, появление Интернета и широкое использование электронных устройств, кроме ПК. такие как портативные калькуляторы и телевизионные приставки, заставили Microsoft расширить свое видение в 1999 году следующим образом: «Предоставляйте новые функции в любое время, в любом месте и на любом устройстве, используя первоклассное программное обеспечение». Благодаря данной стратегии компания добилась успехов в области инновационных технологий.

Понятно, что к одной и той же цели можно идти разными путями. Например, вы можете увеличить прибыль за счет сокращения расходов. Но это может быть достигнуто путем увеличения полезности для потребителя, производимого организацией продукта. Различные компании, исходя из обстоятельств, исходя из возможностей и своих сильных сторон, будут принимать различные решения о том, как они решат эту проблему. Выбор того, как достичь цели, будет зависеть от стратегии компании. Как видно, если установление целей отвечает на вопрос, к чему организация будет стремиться. Если план действий по достижению цели отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы достичь поставленной цели, то стратегия отвечает на вопрос, каким из возможных способов организация будет идти к достижению цели.

Список использованной литературы

Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000.

Пазовский А. М. Топ-менеджер российский // ЭКО – 2004. - №2. – 80-81.

Попов А. И. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно- методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Пустынникова Е. В. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.

Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004.

Кротков Э. М., Солдатова И. Ю., Чернышов М. А. Основы менеджмента.- М.: Дашков. Наука- Пресс, 2007.

Просмотров работы: 7