Качество продукции – важнейшая задача развития экономик всех стран. В мире накоплен огромный опыт по улучшению управления качеством.
На многих предприятиях развитых стран функционируют системы управления качеством. Это системы по международным стандартам ИСО 9000 и общефирменные системы.
В соответствии со стандартами ИСО 9000 основная цель системы - удовлетворение потребностей потребителя на необходимом уровне качества продукции. Таким образом, предприятие может находиться на одном и том же уровне, если его продукция способна угодить запросам потребителей. Целевой установкой общефирменных систем TQM (тотальное управление качеством) является постоянное улучшение качества существующей продукции и уменьшению затрат. Принципы TQM : отсутствие дефектов, предупреждение, а не удаление дефектов, минимальная система контроля, отношения между работниками компании и между подразделениями рассматриваются как отношения между потребителями и поставщиками.
В Японии эти системы ориентированы на человека, в Америке же преобладает административное начало. Отличительными признаками управления качеством в Америке являются : разработка планов производства и строгий контроль их выполнения, контроль качества продукции с использованием методов математической статистики, совершенствование управления всей компанией.
На многих предприятиях России так же действуют сертифицированные системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000. Последний ГОСТ Р ИСО 9001-2015 утверждён в сентябре 2015 года. Предприятия, обладающие сертификатом системы качества, должны переделывать эту систему в связи с новым стандартом, потому что с сентября 2018 года признаваться будут системы качества, соответствующие ГОСТ Р ИСО 9001-20 15. В этой связи многие предприятия в России борьбу за качество сводят к получению сертификата систем, который позволит им выйти на новые рынки, а не к постоянной работе по улучшению качества.
Сейчас на многих предприятиях, где имеются сертифицированные системы качества, персонал не знает о новых системах по управлению качеством или только что-то слышал об их существовании. Причиной тому является то, что все не вовлечены в борьбу за качество.
На предприятиях Японии и многих других стран действуют «кружки качества» (добровольные объединения работников организации, которые собираются в свободное от работы время с целью поиска путей повышения качества).
В России ещё в конце 80-х годов 20-го века стали создаваться группы качества по типу «кружков качества». В 1986 году Госкомтрудом
СССР, Госстандартом и Секретариатом ВЦСПС было утверждено «Типовое положение о группах качества в объединениях на предприятиях и в организациях». Однако перестройка экономики всё движение за качество продукции свело на нет.
По всему миру открыты различные методы и программы, нацеленные на улучшение качества продукции. К самым известным организационным методам совершенствования относят идеализацию, структурирование функций качества, упрощение, анализ рабочих ячеек, статистическое управление, бенчмаркинг, реинжиниринг бизнес-процесса, «шесть сигм».
Все эти вышеупомянуты методы улучшения качества продукции используются коллективом обученных заинтересованных людей, переживающих за свою организацию и стремящихся усовершенствовать качество выпускаемой продукции.
Широкое распространение во многих странах получила программа «20 ключей», разработанная в 1982 году Ивао Кобаяси. Лозунгом этой программы стало выражение : «лучше, быстрее, дешевле».
Программа «20 ключей» включает следующие направления:
1) наведение чистоты и порядка;
2) рационализацию системы управления;
3) деятельность малых групп;
4) сокращение материально-производственных запасов в незавершённом производстве;
5) технологию быстрой переналадки;
6) стоимостной анализ производственных операций;
7) производство без постоянного присмотра;
8) связанные производства;
9) техническое обслуживание машин и оборудования;
10) учет и распределение рабочего времени;
11) систему обеспечения качества;
12) помощь поставщикам в повышении качества их продукции;
13) устранение потерь;
14) наделение рабочих полномочиями проводить улучшения; обучения смежным профессиям;
15) планирование производства;
16) управление производительностью труда;
17) использование микропроцессоров;
18) энергосбережение и экономия материалов;
19) общую технологию и технологию производства.
У ключа есть 5 уровней, преодоление каждого из них оценивается в 1 балл. Для получения одного ключа необходимо получить 5 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Как показывает практика, в начале работы по этой программе предприятия получают 20-30 баллов и за все последующие 3-4 года получают еще по 20 баллов.
Основная задача этой программы - выявление слабых мест в деятельности компании и их устранение. Её внедрение позволило совершенствовать рабочие места, улучшать производительность труда сотрудников и предприятия, снизить брак и повысить прибыль. Данная программа внедрена на ООО «Пензтяжпромарматура».
В Японии получила распространение и программа «Пять нулей». Она заключается в том, что каждый рабочий не должен:
1) принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;
2) создавать условия для появления дефектов;
3) передавать дефектную продукцию на следующую операцию;
4) вносить изменения в технологию;
5) повторять ошибки.
Программу «Пять нулей» обеспечивает программа Just-in-Time(JIT), которая позволяет снизить время от получения заказа до поставки продукции потребителю. Суть JIT – делать всё в том количестве, качестве и в то время, которое удовлетворяет требованиям потребителей.
Отличительные черты японского подхода к управлению качеством являются:
исследования и анализ возникающих проблем; - высокий уровень техники и технологии;
компьютеризация процессов производства и управления;
упор на контроль качества процессов, а не качество продукции; - предотвращение возможности допущения дефектов;
ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях организации;
ответственность каждого исполнителя за качество результатов труда; - обучение специалистов; - использование человеческих возможностей, воспитание чувства гордости за выполненную работу, моральное стимулирование.
Следовательно, действующие в настоящее время во всем мире программы и методы вы области управления качеством, приносят неплохие результаты. В России мировые достижения используют лишь некоторые предприятия.
Причинами этого, как я считаю, являются : формальный подход начальства и незаинтересованность персонала. Практически на всех предприятиях существует немалая разница в оплате труда руководителей и работников (в десятки, а то и в сотни раз). Эта несправедливость не может мотивировать персонал к высококачественному труду, гордости за свою продукции, проявлению инициативности. В управлении коллективами важна обратная связь, но несмотря на это, руководство не прислушивается к мнению своих сотрудников, не учитывает их интересы. Забыт дух существовавшего социалистического соревнования, сыгравшего большую роль в повышении качества продукции. Необходимость вовлечения работников в управление качеством остается только на бумаге.
Россия обладает высококвалифицированными специалистами способными решать самые сложные задачи. Коррупция, безответственность, невнимание к человеку и его нуждам отрицательно влияют на отношение к труду. Нужны перестройка системы оплаты труда в соответствии с его результатами расширения демократизации общества, внимание к человеку труда, повышение персональной ответственности за качество труда.
Список литературы
Исикава К. Японские методы управления качеством: сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и авт. Предисл. А. В. Гличев. М.: Экономика,1998. 215 с.
Программа непрерывного совершенствования «20 ключей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.20keys.ru/
Управление качеством. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dist-cons.ru/modules/ qualmanage/index.html
Программа «пять нулей» (Япония). [Электронный ресурс]. Режим
доступа: vocable.ru/dictionary /1084/word/programa-pjat-nulei-japonijaТерриториальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tulastat.gks.ru