Система управления в России имеет богатую историю развития, динамичное изменение которой произошло в последние ХХ-летие в связи с переходом к рыночной экономике. За это время наблюдался стремительный интерес российского менеджмента к системам управления наиболее развитых стран, которые добились больших успехов в социально-экономическом прогресса. Образцами эффективных моделей управления традиционно считаются американская и японская система управления. Каждая из представленных моделей опирается на свою национальную систему управления организациями. Выбор моделей зависит от различных факторов, таких как: истории развития стран, территориального расположения, культуры, менталитета граждан и др. Изучив историю России, можно сказать, что с периода правления Петра 1 и до сегодняшнего дня подходы к управлению практически оставались неизменными. Традиционно в России большую роль играло государство, а именно ее влияние формировало экономику, это связанно, прежде всего, с образованием иерархической структуры управления. Практически во всех исторических периодах экономики Россия применяла тотальный контроль государства. В условиях торговой изоляции, применяемая в советское время политика протекционизма и поддержка отечественных производителей, сформировала незначительную конкуренцию на внутреннем рынке России, что стало помехой для применения новых подходов в структуре управления в постсоветское время.
Корпоративная культура — это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей.
В России корпоративная культура только начинает развиваться, поэтому в наших силах способствовать этому процессу, прививая корпоративные ценности, начиная с самых юных лет.
В настоящее время становится все более актуальным изучение опыта Японии, достигшей значительных успехов в деле организации бизнеса в мировых масштабах. Образцом наиболее эффективного управления, т.н. «экономическое чудо», принято считать японскую систему управления. Если вспомнить, что в 1945 году экономическое состояние Японии было плаченым после разгрома во Второй мировой войне и полнейшей капитуляции. Позже, а именно уже в 80-х гг., Япония заняла второе место в мире по уровню производства. Такой значимый для Японии подъем произошел благодаря уникальной системе управления.
Япония долгое время существовало как изолированное государство, в связи, с чем была сформирована национальная культура, отличающаяся от многих других. Такой культуре был характерен высочайший уровень взаимодействия в коллективе.
Российский бизнес в сравнении с японским еще молод, в процессе становления, ему предстоит создавать крупные компании с эффективной корпоративной культурой.
Такие составляющие корпоративной культуры как миссия организации, фирменный стиль, управление репутацией, соучаствующие (доверительные) методы управления, корпоративные проекты целенаправленно внедряются в наиболее продвинутых крупных корпорациях.
Корпоративная культура представляет собой совокупность элементов, которые представлены в табл. 1.
Компоненты корпоративной культуры (таблица 1)
Элементы корпоративной культуры |
Определение элемента |
Миссия организации |
Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (О. С. Виханский) |
Ценностные установки организации |
Совокупность ценностей, которые декларирует и культивирует менеджмент, а также поддерживает большинство персонала |
Модели поведения сотрудников |
Варианты реагирования сотрудников компании в различных ситуациях |
Стиль руководства организации |
Способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных |
Система коммуникаций |
Устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией |
Способы разрешения конфликтных ситуаций |
Варианты действия руководства для профилактики и предотвращения серьезных разногласий в коллективе |
Принятые в организации традиции и обычаи |
Это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов |
Символика организации |
Некие фирменные изображения, объемные и плоские, присутствующие в различном виде на определенных предметах, используемых компанией, и выражающие ее идеологию |
Известно, что каждая страна имеет свою собственную корпоративную культуру, и порой они бывают в чем-то похожи, но всегда существуют какие-то особенности, относящиеся именно к этому государству. Для сравнительного анализа рассмотрим особенности корпоративной культуры в России и Японии.
В таблице 2 представлено сравнение характера российской и японской управленческой культуры.
Таблица 2. Характер российской и японской управленческой культуры
Российская культура |
Японская культура |
Индивидуальность и направленность в руководстве |
Особые философские виденья |
Строгое распределение обязанностей |
Высокий уровень эстетической культуры |
Превосходство государственных и корпоративных интересов над личностными |
Завидное трудолюбие |
Строгая система руководства |
Приоритет семейных традиций |
Достаточно медленная обратная связь |
Любовь к родине и патриотизм |
Таким образом, в таблице представлены две абсолютно разные культуры, трактующие свою управленческую роль в менеджменте. Японской культуре характерны национальные черты страны, в которой важную роль играют семейные традиции, философские виденья и эстетика культуры. Тогда как в России большую роль играет строгая система руководства, распределение обязанностей и т.д.
Рассмотрим подробнее систему управления в России. Сейчас каждый сотрудник отечественной компании, прежде всего, ценится материальная выгода, хотя раньше ценностью работы считалось: стремление и развитие нашей национальной экономики, и гордость за свою страну. На данный момент наш отечественный менеджмент в основном полагается на западные системы управления (в том числе азиатские и американские системы). Существует принцип управления централизации, согласно которой сотрудник отстраняется от права принимать какое-либо участие в решение, управления организацией. Многие отечественные компании используют такой принцип, где только сотрудники, стоящие на высшей ступени руководства, могут принимать решения в управлении организации. Сотрудники организации не берут на себя ответственность участия в развитии и продвижения своей компании, из-за страха потери работы и критики со стороны своих коллег. Руководители компании не рассматривают темы существующих конфликтов между работниками, а только хотят укрепить свое лидерство, в ходе чего между работника появляются различные виды сплетен, в результате процесс работы затормаживается. Такой стиль управления компанией несет административный характер, это характеризуется: оптимизацией обязательств, ответственность подчиненных за свою работу, планирование данной организации и принципом управления централизации. Заработанная плата сотрудника, как правило, определяется по принципу: местоположения организации (район, область страны), за трудовые заслуги, квалификации и достижения в данной сфере труда. Руководители используют различные методы поощрения и мотивируют своих сотрудников повышением в должности или материальным вознаграждением. В российском стиле управления можно выделить достоинства и недостатки компании, представленные в таблице 3.
Таблица 3. Достоинства и недостатки российской компании
Достоинства: |
Недостатки: |
Негибкость заработанной платы (может сыграть как отрицательную, так и положительную роль) |
|
Ценностью становится больше материальная выгода |
|
Принцип централизации управления |
Плохое стимулирование увеличения производительности |
Продвижение отечественной продукции |
Безынициативность работников |
Способы поощрения сотрудников в виде материальных премий |
Недостаточное количество мотивации |
Поощрения за заслуги работника в виде карьерного роста |
Руководство не старается решить проблему конфликтной ситуации между работниками |
В данной таблице можно сказать, что в стиле управления российской компании большая заинтересованность работников направлена на получение материальных благ и продвижением отечественной продукции. Отсутствие инициативы у работников, влечет за собой замедленность в развитии и продвижения продукта. В отличие от российской системы управления в Японии важную роль играет мотивация работников с целью побудить работников заниматься усовершенствованием компаний. Японский народ считается трудолюбивой нацией, культура Японии направлена на регулирование поведения, а именно уважения к старшим, семейственность, коллективизм и т.д. Заработанная плата работника повышается ежегодно, при ее распределении учитывают такие факторы как: мастерство исполнения работы, стаж, уровень работы, образование рабочего и т.д. Работники, которые не имеют высшего образования, имеют карьерные ограничения. Рассмотрев особенности культуры и системы управления данных стран, можно сделать вывод, что они схожи между собой, но так же у них имеются различия.
Различия между японской и российской системой управления представлены в виде таблицы 4.
Таблица 4. Различие японской и российской системы управления
Япония |
Россия |
Демократизм менеджмента |
|
Принцип коллективного и единогласного принятие управленческих решений |
Решения руководителей принимаются индивидуально, а подчинённые следуют им. |
Система контроля |
|
Неформальная, коллективная. |
Четкая, структурированная |
Организация ответственности |
|
Ответственность коллектива за деятельность |
В большей степени ответственность несёт отдельная личность |
Характер систем управления |
|
Оригинальный и гибкий. |
Четкий и структурированный. |
Подготовка управленцев |
|
Разносторонняя специализация руководителей |
Управленцы получают узкую специализацию |
Срок занятости сотрудников и руководства |
|
Долговременный срок работы, пожизненный найм на работу. |
Краткосрочный найм. Повышенная текучесть кадров, иногда продолжительный срок работы в одной компании. |
Главные черты характера руководителя |
|
Способность умело управлять без использования методов принуждения, вдохновлять своим примером и заслужить любовь и преданность своей команды. Лидер - мозговой центр компании, координатор. |
Качества руководителя определяются его способностью профессионально и предприимчиво распространять руководство. Лидер - сильная, волевая личность. |
Заимствование и использование методов управления |
|
Адаптация моделей управления к особенностям культуры и менталитета граждан. |
Стремление копировать зарубежные модели менеджмента без учета менталитета работников. |
Возрастные ограничений для достижения определённой должности. |
|
Высокие ступени руководства компанией может занимать сотрудник, достигший только положенного должностного возраста. |
Высокую должность в руководстве компании может занимать молодой и неопытный специалист. |
Характер целей и задач компании |
|
Размытый, общий характер и показывает стратегию компании на данный момент времени. |
Четкий и направленный к окончанию определенного периода времени. |
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы (таблица 5):
1. Наибольшую ценность для российских сотрудников компаний представляют материальные стимулы. Во многом это связано с тем, что по теории потребностей Маслоу, российское население, в связи с резким падением уровня жизни после событий 1990-х гг., еще должно удовлетворить биологические потребности, так как у значительной ее части уровень заработной платы не соответствует реалиям повседневной жизни.
2. Главное отличие японской системы менеджмента от российской — наличие системы «пожизненного найма», что гарантирует уверенность в завтрашнем дне у японцев. У россиян же нет гарантии рабочего места на такой продолжительный период.
3. Главной причиной неэффективной работы предприятия является неуверенность работников в стабильности развития экономики и политики в будущем, что влечет за собой безответственное отношение работников к своему труду, неудовлетворенность заработной платой и своим положением в компании.
4. На мотивацию работников оказывает влияние условий труда, которые способствуют развитию личности работника, росту его квалификации. Высокий уровень травматизма, наличие профессиональных заболеваний снижают заинтересованность работника в достижении целей организации.
5. Для повышения заинтересованности работников к труду необходимо разработать специальные мотивационные программы. Например, система «пожизненного найма», система бонусов, система индивидуальных вознаграждений по результатам труда, которые будут способствовать увеличению их мотивации к трудовой деятельности.
Таблица 5. Характеристики корпоративных культур Японии и России
Характеристика корпоративной культуры |
Япония |
Россия |
Образ компании |
Семья |
Семейная команда |
Цель бизнеса |
Длительное существование |
Длительное прибыльное существование |
Мотивация для получения прибыли |
Средство достижения целей организации |
Средство существования и развития |
Ценности |
Ориентация на человека |
Ориентация на материальные ценности |
Работники |
Подход к человеку как к личности |
Подход к человеку как к рабочей силе |
Отношения в коллективе |
Коллективизм |
Индивидуализм и коллективизм |
Конкуренция |
Сотрудничество, гармония |
Конкуренция и сотрудничество |
Гарантии для работников |
Высокие (долгосрочные контракты, пожизненный найм) |
Низкие (часто отсутствуют) |
Принятие решений |
Коллективные решения снизу-вверх |
Индивидуальные решения сверху-вниз |
Продвижение по карьерной лестнице |
В соответствие с выслугой лет |
Изменяется от семейственности и индивидуальных качеств работника |
Оплата труда |
В зависимости от стажа |
В зависимости от рыночной стоимости, прибыли, индивидуальных результатов. |
Подводя итоги можно сказать, что японские и российские стили управления имеют свойственные черты, сформированные национальной культурой и менталитетом. Менеджмент в России только начинает формироваться и развиваться в отличие от уже сформировавшейся японской системы.
Список литературы
Арская, Л. П. Японские секреты управления / Л. П. Арская. — М. : Универсум, 2013. — 118 с.
Баринов, В. А., Макаров Л. В. Корпоративная культура организации в России / В. А. Баринов,Л. , В. Макаров // Менеджмент в России и за рубежом. — 2012. — № 2. — С. 35—50.
Березина, Ю. И. Современное японское общество и рабочий класс / Ю. И. Березина. —М. : Универсум, 2015. —128 с.
Панченко, А. Корпоративная культура: проблемы современной практики / А. Панченко // Финанс.газ. — 2011. — № 2. — С. 20.
Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : учеб. пособие /Т. Н. Персикова. — М. : Логос, 2016. — 224 с.
Ананьев А.А. История развития и состояние систем управления на российских предприятиях [Текст] // Ананьев. А.А. Журнал НИУ ИТМО "Экономика и экономический менеджмент".- 2013г. - выпуск 2(11).-УДК 334.012.23.- стр.1
Корнеева Е.Н. Менеджмент изменений в современных условиях [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 6 (38). С. 117-120.
Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента [Текст] / Э. М. Коротков. Учебное пособие. - Москва : ДеКА, 2004. - 896 с.
Крайнева Р. Изменение подходов к менеджменту организаций с учетом современных тенденций в области управления знаниями [Текст] // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 1. С. 328-331
Пронников В.А. «Японцы» (этнопсихологические очерки) [Текст] / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., Главная редакция восточной литературы издательства 'Наука', 1985. 348 с. с ил.
Рудык Э. Национализация: цели, основания, технологии [Текст] / Э.Н. Рудык, А.В. Савченко // Российский экономический журнал. - 1998. - N9-10. - С. 26-32.
Шеметов П. В. Менеджмент: управление организационными системами [Текст]: учебное пособие / П. В. Шеметов, Л. Е. Чередникова, С. В. Петухова. - М. : Омега-Л, 2008. - 406 с. : табл. - (Высшая школа менеджмента).