Японский опыт антикризисного управления предприятия - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Японский опыт антикризисного управления предприятия

Джалилова А.Н. 1, Магомедова Д.М. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные тенденции антикризисного управления предприятием требуют применения методов, форм и процедур, направленных на социально-экономический подъем предприятия. В условиях антикризисного управления создается стратегия развития предприятия. Она представляет собой план действий, которые направлены на снижение последствий кризиса и появления возможного банкротства.

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Но также кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесию в ней [1]. К основным кризисам, которым подвержено предприятие являются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной их появления можно считать непрофессиональное и неадекватное управление предприятием, направленное на цели, не принадлежащие задачам организации.

К основным факторам, которые могут стать причиной возникновения кризиса, относят:

во-первых, внешние факторы, которые представляют собой несбалансированную денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, а также неудовлетворительная структура доходов и расходов населения, отставание в научно-техническом развитии;

во-вторых, внутренние факторы, то есть непрофессиональное управление предприятием, нерациональное использование ресурсов;

и в-третьих, информационные факторы, то есть несоответствие действительности информации.

Япония – одна из тех стран, которая попадала в ситуацию кризиса. Достаточно вспомнить про всеобщий кризис в сентябре 2008 года, когда рост ВВП в большинстве развитых стран прекратился. И в дальнейшем такой спад превратился уже в общемировую рецессию: глобальный ВВП в 2009 году снизился на 2,5% [2].

В связи с этим произошли изменения во внешних экономических, а в частности международных, условиях деятельности предприятий, что требовало незамедлительных стратегий развития. Япония не являлась исключением, а поэтому также требовала незамедлительного антикризисного управления от предприятий и государства.

В условиях кризиса японские предприятия используют следующие антикризисные меры.

Антикризисное управление в стране Восходящего Солнца предполагает в первую очередь расширение зарубежной деятельности. Например, по данным проведенной Японской организации содействия внешней торговли (JETRO) опроса в конце 2008 года из 928 предприятий, участвовавших в опросе, более половины планируют расширять деятельность за рубежом, а треть (35,5% ) планируют сохранить масштабы [3].

В целом предприятия направлены на расширение своей деятельности в Китае. Все меньше компаний нацелены на США. Помимо этого большинство японских компаний имеют свой бизнес в странах СНГ, России, Мексике, Бразилии, Таиланде, Индонезии.

Следующей мерой антикризисного управления является приобретение активов зарубежных компаний, а также заключение альянсов. Благодаря этому, Япония в своем распоряжении имеет огромные суммы миллиардов долларов. Такие значительные приобретения помогают организациям Японии полностью изменить стратегическое положение на ведущих региональных финансовых рынках и совершить прорыв на международных.

Японская модель управления огромное внимание уделяет научно-техническому прогрессу, и поэтому не удивительно, что в условиях кризиса предприятия инвестируют в научно-техническое развитие. Вложения в научно-технологические программы являются базой для инновационных прорывов в дальнейшем, для освоения новых участков рынка в условиях насыщенного спроса на товары.

Антикризисное управления предполагает снижение издержек и реструктуризацию бизнеса. Японские компании стремятся снизить издержки производства, избавляются от части активов и сокращают численность персонала.

Согласно статистике банкротства и кризисных явлений в Японии с 1952 года по 2015 год можно увидеть резкие и неоднократные скачки. С 1952 по 1970 года происходило минимальное количество банкротств на предприятиях. Однако с 1970 и в последующие двадцать лет японская экономика подверглась скачкообразным кризисным явлениям, максимальное значение которого составило почти 2000 тысяч обанкротившихся предприятий. В 1990 году их количество опустилось до 400. До 2015 года экономика Японии застала сходную ситуацию, что и в период с 1970 по 1990 гг.

Р ис. 1. Динамика банкротства предприятий Японии за период с 1952 по 2015 гг.

Однако можно выделить, что начиная с 2015 года японская экономика стала стабилизироваться. Методы атикризисного управления дали свои результаты и ситуация с банкротством нормализовалась.

Это можно заметить и на статистики 2017 – 2019 гг, когда количество кризиных явлений на предприятиях из года в год является стабильной: разница не превышает в более, чем 300

Рис 2. Динамика банкротства предприятий Японии за период с 28.10.2017 по 14.12.2019 гг

Помимо собственной политики предприятий существует и государственная антикризисная политика Японии. Для того, чтобы избежать кризисных явлений на предприятиях, Правительство Японии проводит ряд мероприятий для поддержки относительно высокого уровня занятости и оказанию социальной помощи безработным. Государством также предусмотрена финансовая поддержка субъектов экономической деятельности, посредством сбалансированной кредитно-финансовой политики.

Данная политика осуществляется по следующим направлениям:

общемировая поддержка в развитии институтов финансового посредничества;

оказание финансовой помощи предприятиям;

оказание финансовой поддержки проектам за рубежом, выполняемых Японскими компаниями;

создание корпораций по скупке акций проблемных банков;

финансовая поддержка фондового рынка;

завышение требований по прозрачности проходящих деятельностей в предприятии и бухгалтерской отчетности;

финансовая помощь по ипотечному кредитованию;

оказание помощи иностранным предприятиям, задействованных на территории Японии.

Таким образом, и государственные меры, и самостоятельные меры предприятий в совокупности дают положительный результат в антикризисном управлении.

Список литературы:

[1] Авдошина, З.А. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики / З.А. Авдошина, 2010

[2] Trade and Development Report, 2009 (UNCTAD /TDR/2009), p.I.

[3] Survey on International Operations of Japanese Firms (FY 2008), p.5 

Просмотров работы: 275