Процесс информации России условно можно разделить на 5 этапов, характеризующихся принятием законов и других нормативно-правовых актов в данной области (Рис.1).
Рис. 1 Этапы информатизации (составлен автором)
Принятие данных законов базируется на основных направлениях государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий и сокращению уровня цифрового неравенства в регионах, среди которых можно выделить:
поддержка развития различных форм собственности на информационные и интеллектуальные ресурсы и их защита;
развитие соответствующей инфраструктуры, информационных систем и сетей;
обеспечение высокого уровня обслуживания граждан за счет эффективной работы государственных информационных систем;
формирование рынка информационных услуг и поддержка его функционирования;
разработка новых и поддержка уже действующих программ в области информатизации;
развитие законодательства в отрасли информатизации.
Процесс информатизации нашего государства начался в 1989-1990 годы, когда руководство СССР приняло решение о разработке концепции информатизации общества. На основе концепции была разработана первая республиканская программа, названная «Информатизация России». Но в связи с несогласованностью между министерствами и ведомствами, а также нехваткой ресурсов данная программа в законную силу не вступила.
Второй этап по информатизации России приходится на 1992-1996 годы. В данный период были приняты два основных закона: «Об информации, информатизации и защите информации» (дата принятия – 1995 год), «Об участии в международном информационном обмене» (дата принятия – 1996 год). Свое развитие данные законы получили в новой разработанной концепции – «Формирование и развитие единого информационного пространства России».
На третьем этапе, который относится к 2006-2008 годам, были приняты:
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781 «Об утверждении положения «Об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»»;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (дата утверждения: 7 февраля 2008 года, № Пр-212);
Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (дата утверждения: 6 мая 2008 г., № 632-р)
Третий этап можно считать началом бурного распространения информатизации и информационных технологий в России.
На четвертом этапе (2010-2011 годы):
Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (утвержден 6 апреля 2011 года);
Постановление Правительства Российской Федерации № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (от 8 сентября 2010 года);
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
На пятом этапе был принят один из основных документов, на основании которого развиваются современные информационно-коммуникационные технологии – государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена 28 июля 2017 года, №1632-р).
Целями развития информационного общества в России являются:
обеспечение должного уровня благосостояния страны, обеспечение ее конкурентоспособности на мировом уровне;
реализация конституционных прав человека и обеспечение равных возможностей гражданина любого региона и социального статуса к информационно-коммуникационным технологиям;
применение ИКТ для более эффективного государственного управления.
Для осуществления данных целей необходимо достигнуть нескольких показателей:
обеспечить независимость средств массовой информации;
сотрудничать с обществом, бизнесом и другими государствами с целью повышения уровня информатизации в стране;
обеспечить безопасность граждан в области обмена информации;
содействовать в развитии глобального информационного общества.
Система управления региона включает в себя множество взаимосвязанных элементов, включенных в 3 подсистемы: подсистема физических и юридических лиц, подсистема муниципальных образований, подсистема государство.
Классифицируя цели управления можно выделить следующие:
организационно-правовая цель – создание такой правовой среды, в которой будут гарантированы права граждан в любой сфере общественной жизни, реализуемые демократическими институтами и организационно-функциональными образованиями.
политическая цель – привлечение к государственному управлению всех существующих в стране политических сил, с целью выдвижения предложений по развитию общества и страны в целом;
социально-экономическая цель – обеспечение достойной жизни населению, удовлетворение его потребностей во всех сферах общественной жизни;
информационная цель – призвана устанавливать социальные коммуникации при помощи прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления, которые позволят обеспечить достоверность информации о текущем состоянии системы управления.
Также стоит рассмотреть принципы государственного управления, под которыми понимается набор основных идей, которые раскрывают его сущность и лежат в основе управленческой деятельности (Рис.2).
Рис.2 Принципы государственного управления
Принцип демократизма характеризуется тем, что человек (гражданин) – главный источник власти, который действует, осуществляя власть как напрямую, так и через органы исполнительной власти, деятельность же исполнительных органов, основываясь на данном принципе, контролируется законодательными и судебными органами, прокуратурой и общественностью.
Принцип объективности предписывает необходимость адекватно воспринимать процессы, происходящие при осуществлении управленческой деятельности, принятии действующих законов и их учете при принятии управленческих решений и их реализации;
Для принципа федерализма характерно, что органы исполнительной власти осуществляют деятельность на основе нормативной консолидации разграничения полномочий и компетенций между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
Принцип эффективности предусматривает, что поставленные цели государственного управления, должны быть достигнуты путем использования минимального количества ресурсов, как временных, так и денежных.
При отраслевом принципе система управления строится на основе общности объекта управления и отрасли, в которую он образует (отрасль сельского хозяйства, культуры и образования, связи, здравоохранения и т.д.).
Линейный принцип управления подразумевает, что руководитель распределяет свои полномочия только в области своей компетенции.
Принцип функционального управления основывается на управлении через органы исполнительной власти финансами, государственной статистикой, вопросами регулирования занятости, рождаемости населения и т.д. Принцип двойного подчинения – управление осуществляется за счет сочетания органов местного самоуправления и методов центрального руководства.
Реализация управленческого решения и процесс его разработки должна отражать целевую ориентацию рассматриваемого субъекта управления, а именно его стратегические цели. Под стратегическими целями понимаются долгосрочные цели организации (предприятия или др. хозяйствующего субъекта), обычно временной отрезок для реализации стратегии – 5-15 лет.
Цели управленческого решения должны соответствовать следующим условиям:
соответствовать требованиям системы менеджмента организации;
должны быть четко сформулированной и понятной для исполнителя любого звена;
должна учитывать условия внешней среды;
быть своевременной и востребованной в данный период времени.
Свойства цели представлены на Рис.3.
Рис.3 Свойства цели управленческого решения
В соответствии с определением инициативно-целевого управления органов исполнительной власти в понятие инициативного управления входит 2 категории:
способность органов исполнительной власти осуществлять сбор, анализ мнений населения (показатель оценки интерактивности власти);
уровень информатизации органов исполнительной власти, уровень развития электронного правительства.
Объединяя все выше сказанное, можно сделать ряд принципиальных выводов:
Развитие и повышение уровня развития информационно-коммуникационных технологий – один из единственно-верных путей развития, как страны, так и каждого региона в отдельности;
Тенденции и темп развития, в первую очередь, задают органы государственной власти (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и местные министерства);
Влияние выражается в инициативно-целевой функции управления, являющейся генератором идей, информации и знаний для разработки управленческих решений без указания средств и методов их выполнения.
Литература:
Государственное управление: понятие, принципы, цели. Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/97336/6/Makareiiko_-_Administrativnoe_pravo.html
Технология: Управление на базе «искусственного интеллекта». Режим доступа: http://www.studfiles.ru/ preview/5955080/page:6/
Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.
Венделева, М.А. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2016. - 462 c.
Гришин Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2015. С.7 - 44.