Государство, его роль и задачи в развитии уровня ИКТ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Государство, его роль и задачи в развитии уровня ИКТ

Чиданова Г.А. 1, Рвачева А.С. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им.Б.Б.Городовикова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс информации России условно можно разделить на 5 этапов, характеризующихся принятием законов и других нормативно-правовых актов в данной области (Рис.1).

Рис. 1 Этапы информатизации (составлен автором)

Принятие данных законов базируется на основных направлениях государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий и сокращению уровня цифрового неравенства в регионах, среди которых можно выделить:

поддержка развития различных форм собственности на информационные и интеллектуальные ресурсы и их защита;

развитие соответствующей инфраструктуры, информационных систем и сетей;

обеспечение высокого уровня обслуживания граждан за счет эффективной работы государственных информационных систем;

формирование рынка информационных услуг и поддержка его функционирования;

разработка новых и поддержка уже действующих программ в области информатизации;

развитие законодательства в отрасли информатизации.

Процесс информатизации нашего государства начался в 1989-1990 годы, когда руководство СССР приняло решение о разработке концепции информатизации общества. На основе концепции была разработана первая республиканская программа, названная «Информатизация России». Но в связи с несогласованностью между министерствами и ведомствами, а также нехваткой ресурсов данная программа в законную силу не вступила.

Второй этап по информатизации России приходится на 1992-1996 годы. В данный период были приняты два основных закона: «Об информации, информатизации и защите информации» (дата принятия – 1995 год), «Об участии в международном информационном обмене» (дата принятия – 1996 год). Свое развитие данные законы получили в новой разработанной концепции – «Формирование и развитие единого информационного пространства России».

На третьем этапе, который относится к 2006-2008 годам, были приняты:

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781 «Об утверждении положения «Об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»»;

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (дата утверждения: 7 февраля 2008 года, № Пр-212);

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (дата утверждения: 6 мая 2008 г., № 632-р)

Третий этап можно считать началом бурного распространения информатизации и информационных технологий в России.

На четвертом этапе (2010-2011 годы):

Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (утвержден 6 апреля 2011 года);

Постановление Правительства Российской Федерации № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (от 8 сентября 2010 года);

Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

На пятом этапе был принят один из основных документов, на основании которого развиваются современные информационно-коммуникационные технологии – государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена 28 июля 2017 года, №1632-р).

Целями развития информационного общества в России являются:

обеспечение должного уровня благосостояния страны, обеспечение ее конкурентоспособности на мировом уровне;

реализация конституционных прав человека и обеспечение равных возможностей гражданина любого региона и социального статуса к информационно-коммуникационным технологиям;

применение ИКТ для более эффективного государственного управления.

Для осуществления данных целей необходимо достигнуть нескольких показателей:

обеспечить независимость средств массовой информации;

сотрудничать с обществом, бизнесом и другими государствами с целью повышения уровня информатизации в стране;

обеспечить безопасность граждан в области обмена информации;

содействовать в развитии глобального информационного общества.

Система управления региона включает в себя множество взаимосвязанных элементов, включенных в 3 подсистемы: подсистема физических и юридических лиц, подсистема муниципальных образований, подсистема государство.

Классифицируя цели управления можно выделить следующие:

организационно-правовая цель – создание такой правовой среды, в которой будут гарантированы права граждан в любой сфере общественной жизни, реализуемые демократическими институтами и организационно-функциональными образованиями.

политическая цель – привлечение к государственному управлению всех существующих в стране политических сил, с целью выдвижения предложений по развитию общества и страны в целом;

социально-экономическая цель – обеспечение достойной жизни населению, удовлетворение его потребностей во всех сферах общественной жизни;

информационная цель – призвана устанавливать социальные коммуникации при помощи прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления, которые позволят обеспечить достоверность информации о текущем состоянии системы управления.

Также стоит рассмотреть принципы государственного управления, под которыми понимается набор основных идей, которые раскрывают его сущность и лежат в основе управленческой деятельности (Рис.2).

Рис.2 Принципы государственного управления

Принцип демократизма характеризуется тем, что человек (гражданин) – главный источник власти, который действует, осуществляя власть как напрямую, так и через органы исполнительной власти, деятельность же исполнительных органов, основываясь на данном принципе, контролируется законодательными и судебными органами, прокуратурой и общественностью.

Принцип объективности предписывает необходимость адекватно воспринимать процессы, происходящие при осуществлении управленческой деятельности, принятии действующих законов и их учете при принятии управленческих решений и их реализации;

Для принципа федерализма характерно, что органы исполнительной власти осуществляют деятельность на основе нормативной консолидации разграничения полномочий и компетенций между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

Принцип эффективности предусматривает, что поставленные цели государственного управления, должны быть достигнуты путем использования минимального количества ресурсов, как временных, так и денежных.

При отраслевом принципе система управления строится на основе общности объекта управления и отрасли, в которую он образует (отрасль сельского хозяйства, культуры и образования, связи, здравоохранения и т.д.).

Линейный принцип управления подразумевает, что руководитель распределяет свои полномочия только в области своей компетенции.

Принцип функционального управления основывается на управлении через органы исполнительной власти финансами, государственной статистикой, вопросами регулирования занятости, рождаемости населения и т.д. Принцип двойного подчинения – управление осуществляется за счет сочетания органов местного самоуправления и методов центрального руководства.

Реализация управленческого решения и процесс его разработки должна отражать целевую ориентацию рассматриваемого субъекта управления, а именно его стратегические цели. Под стратегическими целями понимаются долгосрочные цели организации (предприятия или др. хозяйствующего субъекта), обычно временной отрезок для реализации стратегии – 5-15 лет.

Цели управленческого решения должны соответствовать следующим условиям:

соответствовать требованиям системы менеджмента организации;

должны быть четко сформулированной и понятной для исполнителя любого звена;

должна учитывать условия внешней среды;

быть своевременной и востребованной в данный период времени.

Свойства цели представлены на Рис.3.

Рис.3 Свойства цели управленческого решения

В соответствии с определением инициативно-целевого управления органов исполнительной власти в понятие инициативного управления входит 2 категории:

способность органов исполнительной власти осуществлять сбор, анализ мнений населения (показатель оценки интерактивности власти);

уровень информатизации органов исполнительной власти, уровень развития электронного правительства.

Объединяя все выше сказанное, можно сделать ряд принципиальных выводов:

Развитие и повышение уровня развития информационно-коммуникационных технологий – один из единственно-верных путей развития, как страны, так и каждого региона в отдельности;

Тенденции и темп развития, в первую очередь, задают органы государственной власти (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и местные министерства);

Влияние выражается в инициативно-целевой функции управления, являющейся генератором идей, информации и знаний для разработки управленческих решений без указания средств и методов их выполнения.

Литература:

Государственное управление: понятие, принципы, цели. Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/97336/6/Makareiiko_-_Administrativnoe_pravo.html

Технология: Управление на базе «искусственного интеллекта». Режим доступа: http://www.studfiles.ru/ preview/5955080/page:6/

Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.

Венделева, М.А. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2016. - 462 c.

Гришин Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2015. С.7 - 44.

Просмотров работы: 59