Для информационного общества – общества третьего тысячелетия характерна особая значимость интеллектуального труда, потребность в информационном обмене глобального масштаба между специалистами, отдельными группами и сообществами людей, применение новых технологий в производстве и повышенное внимание к вопросу цифровизации регионов.
Историю развития информационных технологий можно разделить на 6 временных этапов:
до второй половины XIX века – «ручная информационная технология» (коммуникации осуществлялись при помощи писем, в качестве инструментария применялись перо и чернилица);
с конца XIX века – «механическая технология» (характеризуется представлением тех же самых писем, но с помощью более удобного инструментария – пишущая машинка, диктофон, ксерокс);
40 – 60-е годы ХХ века – «электрическая технология» (формирование содержания информации при помощи больших ЭВМ, электрических пишущих машинок, программного обеспечения);
с начала 70-х годов ХХ века – «электронная технология» (организация аналитической работы с применением автоматизированных систем управления (АСУ) и информационно-поисковых систем);
с середины 80-х годов ХХ века – «новая технология» (создание и распространения систем поддержки принятия решений, применение искусственного интеллекта, в качестве средства используется персональный компьютер (ПК));
начало 2000-х – «сетевая технология» (использование локальных и глобальных компьютерных сетей)
настоящее время – «современная информационная технология».
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выделяет 4 направления развития информационно-коммуникационных технологий в регионах страны:
развитие Электронного правительства (инструменты Электронного правительства, среди которых следует выделить электронный документооборот и Единый портал госуслуг становятся все более востребованными среди населения и имеют повсеместный охват);
развитие отрасли телекоммуникаций (распространение широкополосного Интернета в населенных пунктах с численностью населения более 500 человек, постоянное повышение качества этих услуг, развитие электросвязи);
СМИ и отрасль ИКТ (постоянное расширение зон приема телерадиовещания приводит к приобщению все большего количества населения из самых отдаленных точек страны к культурным ценностям и научным знаниям путем доступа к медиасреде);
ИТ- отрасль (благодаря планомерным действиям органов государственной власти и предпринятому курсу на повсеместную информатизацию и цифровизацию регионов РФ все более актуальными становятся специальности, использующие информационные технологии и вычислительную технику в качестве основного средства труда. В этой связи, в регионах все более активно образуются и развиваются компании ИТ-индустрии).
Опираясь на заданный курс, можно сделать вывод, что для выхода России на лидирующие позиции в данной отрасли необходимо привести к минимуму различия в уровне цифрового развития субъектов.
Для того чтобы понять и оценить роль информационно-коммуникационных технологий в современных условиях, необходимо изучить составляющие данного понятия.
Прежде всего, стоит разобрать понятие «информация» и его место в экономике России. Информация в экономике или экономическая информация – информация, описывающая производственные отношения, опираясь на совокупность данных о социально-экономических явлениях и процессах, которые могут применяться в производственной и непроизводственной сферах. К такой информации следует относить данные, касающиеся процессов производства, материальных ресурсов, процессов управления производством, финансовой сферы, а также сведения, с помощью которых функционируют системы управления.
Следующим понятием, подлежащим рассмотрению, является понятие «технология». «Технология» (опираясь на словарь современных иностранных слов) происходит от греческого techne - искусство, ремесло, наука и logos - понятие, учение. Иначе говоря, технология – система процессов и методов, применяемая для производства материальных и нематериальных благ[1]. Объединив данные понятия, получаем, информационные технологии – процесс, выполняемый путем снижения трудоемкости за счет применения ряда методов и использования программно-технических средств в процессе сбора, хранения, обработки и передачи информации. Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" «информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Согласно ISO/IEC 38500:2015 «информационные технологии (ИТ) или information technology (IT) – ресурсы, используемые для получения, обработки, хранения и распространения информации».
Телекоммуникации – формы связи, а также способы передачи информации на большие расстояния с использованием сетевых, компьютерных, электронных и информационных технологий.
Понятие «коммуникации» подразумевает общение, которое имеет более сложную природу, в разных формах с использованием различных информационных каналов и технологий подачи информации.
Таким образом, объединив все изученные понятия, получаем, что информационно-коммуникационные технологии – это сфера общественной жизни, связанная с производством товаров и услуг при помощи информационных технологий, в связи с чем, повышается производительность и эффективность труда, повышается качество жизни, появляются новые виды экономической деятельности.
Выделим отличительные свойства информационно-коммуникационных технологий:
эффективное использование ресурсов за счет эффективного использования информационных ресурсов (внедрение новых технологий, умений и знаний), данный подход позволяет экономить, например, энергию, трудовые ресурсы, полезные ископаемые и др.;
оптимизация и автоматизация информационных процессов;
информационные процессы выступают в качестве элементов в сложных производственных процессах (развитие отрасли робототехники и развитие автоматизированных систем управления технологическими процессами);
обеспечение информационного контакта между людьми и распространение информации (электронные телекоммуникации, электронная почта, факсимильная передача информации);
развитие интеллектуальной сферы общественной жизни, образования и культуры (применение информационных технологий в трех аспектах: как средства обучения, как предмета изучения и в качестве инструмента автоматизации учебного процесса).
Развитие информационных технологий на мировом уровне проходит 5 этапов, некоторые из этапов могут пропускаться, также возможен возврат к первому (начальному) этапу.
I этап – начальный этап или этап «восхода надежд». На данном этапе приводится теоретическое обоснование необходимости в данной технологии и первая экспериментальная реализация.
II этап – «пик ожиданий». Этап характеризуется внушением обществу высокой ценности разработанной технологии и эффективность применения первых образцов.
III этап – «стадия разочарований». После некоторого момента пользования технологий выявляются ее недостатки, происходит разочарование конечного пользователя технологии.
IV этап – «подъем технологии». На данном этапе производится устранение выявленных недостатков, начинается массовое серийное производство.
V этап – «плато продуктивности». Этап характеризуется устойчивым спросом на технологию, продажа приносит стабильную прибыль производителю.
В ходе развития информационных технологий еще в 1997 году заговорили о термине «информационная бедность» это произошло на заседании ООН в Берлине. Под термином понималось отсутствие у некоторой части общества доступа к информационно-коммуникационным технологиям. В российской действительности о цифровом неравенстве впервые заговорили в 2000 году. В связи с тем, что сфера ИКТ стала новым технологическим образцом социально-экономического развития, начали предприниматься попытки к сокращению цифрового неравенства[2]. В 2006 году Индия, удвоив индекс цифровых возможностей, стала лидером по темпам сокращения цифрового неравенства. Ближневосточные и североафриканские страны, в которых интернет на тот момент был либо запрещен, либо ограничен, все больше становятся ограниченными в потреблении информации, что приводит к углублению неравенства.
Цифровое неравенство и технологический раскол можно выявить не только на уровни стран, но и на уровне регионов каждой отдельной страны. В связи с этим в России были применены меры государственного управления и разработаны стратегии для преодоления данных явлений.
Под государственным управлением, рассматривая это понятие в широком смысле, стоит понимать деятельность органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком смысле – регулируемая законом и прочими нормативно-правовыми актами, юридически властная деятельность органов исполнительной власти страны и субъектов, входящих в ее состав, по осуществлению возложенных полномочий [3].
Признаками государственного управления следует считать:
государственное управление – вид государственной управленческой деятельности, который является юридически властным и носит исполнительно-распорядительный характер;
государственное управление осуществляется непрерывно и планово, постоянно прибегая к применению закона;
государственное управление подразумевает наличие вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей.
Литература:
Гришин Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2009. С.22.
Индикаторы информационного общества: 2012: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2012.288 с.
Государственное управление: понятие, принципы, цели. Режим доступа: http://www.e-reading.club/ chapter.php/97336/6/Makareiiko_-_Administrativnoe_pravo.html