Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в развитии территорий - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в развитии территорий

Сангаджиева А.Ю. 1, Рвачева А.С. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им.Б.Б.Городовикова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для информационного общества – общества третьего тысячелетия характерна особая значимость интеллектуального труда, потребность в информационном обмене глобального масштаба между специалистами, отдельными группами и сообществами людей, применение новых технологий в производстве и повышенное внимание к вопросу цифровизации регионов.

Историю развития информационных технологий можно разделить на 6 временных этапов:

до второй половины XIX века – «ручная информационная технология» (коммуникации осуществлялись при помощи писем, в качестве инструментария применялись перо и чернилица);

с конца XIX века – «механическая технология» (характеризуется представлением тех же самых писем, но с помощью более удобного инструментария – пишущая машинка, диктофон, ксерокс);

40 – 60-е годы ХХ века – «электрическая технология» (формирование содержания информации при помощи больших ЭВМ, электрических пишущих машинок, программного обеспечения);

с начала 70-х годов ХХ века – «электронная технология» (организация аналитической работы с применением автоматизированных систем управления (АСУ) и информационно-поисковых систем);

с середины 80-х годов ХХ века – «новая технология» (создание и распространения систем поддержки принятия решений, применение искусственного интеллекта, в качестве средства используется персональный компьютер (ПК));

начало 2000-х – «сетевая технология» (использование локальных и глобальных компьютерных сетей)

настоящее время – «современная информационная технология».

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выделяет 4 направления развития информационно-коммуникационных технологий в регионах страны:

развитие Электронного правительства (инструменты Электронного правительства, среди которых следует выделить электронный документооборот и Единый портал госуслуг становятся все более востребованными среди населения и имеют повсеместный охват);

развитие отрасли телекоммуникаций (распространение широкополосного Интернета в населенных пунктах с численностью населения более 500 человек, постоянное повышение качества этих услуг, развитие электросвязи);

СМИ и отрасль ИКТ (постоянное расширение зон приема телерадиовещания приводит к приобщению все большего количества населения из самых отдаленных точек страны к культурным ценностям и научным знаниям путем доступа к медиасреде);

ИТ- отрасль (благодаря планомерным действиям органов государственной власти и предпринятому курсу на повсеместную информатизацию и цифровизацию регионов РФ все более актуальными становятся специальности, использующие информационные технологии и вычислительную технику в качестве основного средства труда. В этой связи, в регионах все более активно образуются и развиваются компании ИТ-индустрии).

Опираясь на заданный курс, можно сделать вывод, что для выхода России на лидирующие позиции в данной отрасли необходимо привести к минимуму различия в уровне цифрового развития субъектов.

Для того чтобы понять и оценить роль информационно-коммуникационных технологий в современных условиях, необходимо изучить составляющие данного понятия.

Прежде всего, стоит разобрать понятие «информация» и его место в экономике России. Информация в экономике или экономическая информация – информация, описывающая производственные отношения, опираясь на совокупность данных о социально-экономических явлениях и процессах, которые могут применяться в производственной и непроизводственной сферах. К такой информации следует относить данные, касающиеся процессов производства, материальных ресурсов, процессов управления производством, финансовой сферы, а также сведения, с помощью которых функционируют системы управления.

Следующим понятием, подлежащим рассмотрению, является понятие «технология». «Технология» (опираясь на словарь современных иностранных слов) происходит от греческого techne - искусство, ремесло, наука и logos - понятие, учение. Иначе говоря, технология – система процессов и методов, применяемая для производства материальных и нематериальных благ[1]. Объединив данные понятия, получаем, информационные технологии – процесс, выполняемый путем снижения трудоемкости за счет применения ряда методов и использования программно-технических средств в процессе сбора, хранения, обработки и передачи информации. Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" «информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Согласно ISO/IEC 38500:2015 «информационные технологии (ИТ) или information technology (IT) – ресурсы, используемые для получения, обработки, хранения и распространения информации».

Телекоммуникации – формы связи, а также способы передачи информации на большие расстояния с использованием сетевых, компьютерных, электронных и информационных технологий.

Понятие «коммуникации» подразумевает общение, которое имеет более сложную природу, в разных формах с использованием различных информационных каналов и технологий подачи информации.

Таким образом, объединив все изученные понятия, получаем, что информационно-коммуникационные технологии – это сфера общественной жизни, связанная с производством товаров и услуг при помощи информационных технологий, в связи с чем, повышается производительность и эффективность труда, повышается качество жизни, появляются новые виды экономической деятельности.

Выделим отличительные свойства информационно-коммуникационных технологий:

эффективное использование ресурсов за счет эффективного использования информационных ресурсов (внедрение новых технологий, умений и знаний), данный подход позволяет экономить, например, энергию, трудовые ресурсы, полезные ископаемые и др.;

оптимизация и автоматизация информационных процессов;

информационные процессы выступают в качестве элементов в сложных производственных процессах (развитие отрасли робототехники и развитие автоматизированных систем управления технологическими процессами);

обеспечение информационного контакта между людьми и распространение информации (электронные телекоммуникации, электронная почта, факсимильная передача информации);

развитие интеллектуальной сферы общественной жизни, образования и культуры (применение информационных технологий в трех аспектах: как средства обучения, как предмета изучения и в качестве инструмента автоматизации учебного процесса).

Развитие информационных технологий на мировом уровне проходит 5 этапов, некоторые из этапов могут пропускаться, также возможен возврат к первому (начальному) этапу.

I этап – начальный этап или этап «восхода надежд». На данном этапе приводится теоретическое обоснование необходимости в данной технологии и первая экспериментальная реализация.

II этап – «пик ожиданий». Этап характеризуется внушением обществу высокой ценности разработанной технологии и эффективность применения первых образцов.

III этап – «стадия разочарований». После некоторого момента пользования технологий выявляются ее недостатки, происходит разочарование конечного пользователя технологии.

IV этап – «подъем технологии». На данном этапе производится устранение выявленных недостатков, начинается массовое серийное производство.

V этап – «плато продуктивности». Этап характеризуется устойчивым спросом на технологию, продажа приносит стабильную прибыль производителю.

В ходе развития информационных технологий еще в 1997 году заговорили о термине «информационная бедность» это произошло на заседании ООН в Берлине. Под термином понималось отсутствие у некоторой части общества доступа к информационно-коммуникационным технологиям. В российской действительности о цифровом неравенстве впервые заговорили в 2000 году. В связи с тем, что сфера ИКТ стала новым технологическим образцом социально-экономического развития, начали предприниматься попытки к сокращению цифрового неравенства[2]. В 2006 году Индия, удвоив индекс цифровых возможностей, стала лидером по темпам сокращения цифрового неравенства. Ближневосточные и североафриканские страны, в которых интернет на тот момент был либо запрещен, либо ограничен, все больше становятся ограниченными в потреблении информации, что приводит к углублению неравенства.

Цифровое неравенство и технологический раскол можно выявить не только на уровни стран, но и на уровне регионов каждой отдельной страны. В связи с этим в России были применены меры государственного управления и разработаны стратегии для преодоления данных явлений.

Под государственным управлением, рассматривая это понятие в широком смысле, стоит понимать деятельность органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком смысле – регулируемая законом и прочими нормативно-правовыми актами, юридически властная деятельность органов исполнительной власти страны и субъектов, входящих в ее состав, по осуществлению возложенных полномочий [3].

Признаками государственного управления следует считать:

государственное управление – вид государственной управленческой деятельности, который является юридически властным и носит исполнительно-распорядительный характер;

государственное управление осуществляется непрерывно и планово, постоянно прибегая к применению закона;

государственное управление подразумевает наличие вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей.

Литература:

Гришин Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2009. С.22.

Индикаторы информационного общества: 2012: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2012.288 с.

Государственное управление: понятие, принципы, цели. Режим доступа: http://www.e-reading.club/ chapter.php/97336/6/Makareiiko_-_Administrativnoe_pravo.html

Просмотров работы: 44