Банковский сектор в условиях цифровизации - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Банковский сектор в условиях цифровизации

Чумудова А.С. 1, Сангаджиева Е.В. 1
1КалмГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях главным критерием экономического развития любого государства является использование высокой технологической специализации производства.

В этом направлении актуальным представляется трактовать о переходе к цифровой экономике, которое является основным направлением стратегического развития России до 2025 года. В первую очередь, цифровая трансформация охватит финансовую сферу и использование технологий именно в этой сфере.

По мнению А.В.Полянина, С.А.Долговой «цифровизация несет серьезные вызовы существующим бизнес-моделям, в том числе в банках, которые сегодня проходят процесс трансформации по всему миру»[1].

Данное повествование исходит из того, что с каждым годом увеличивается спектр услуг, предоставляемых банковской сферой, основанных на инновационных технологиях и цифровых сервисах для клиентов.

Для банковского сектора развитие электронного бизнеса не просто новый дополнительный банковский сервис, а стратегическое направление их деятельности. Переход к электронному способу ведения бизнеса - одна из самых значительных тенденций в современном банковском деле.

Переход бизнес-моделей в цифровую и мобильную форму или же изменение бизнес-культуры для предоставления лучшего потребительского опыта способствуют трансформации банков из классического финансового института в цифровые организации.

Количество цифровых банков в мире растет - и наилучшую динамику показывают организации, у которых отсутствуют собственные офисы и банкоматы. Предлагая особые условия необычные для банковского рынка, а также дополнительные нефинансовые услуги им лучше удается учитывать потребности клиентов.

Цифровой банк предлагает большую часть своих продуктов и услуг в цифровом виде с использованием цифровых каналов. Инфраструктура такого банка оптимизирована для цифровых коммуникаций и готова вместе с корпоративной культурой к быстрой смене технологий[2].

Ориентирование развития деятельности российских банков на расширение финансовых технологий способствует не только повышению конкурентоспособности, но и решению других задач обеспечения эффективности банковского бизнеса.

В феврале 2018 г. Банк России одобрил «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 гг.[3]». В соответствии с данным документом, наиболее перспективными финансовыми технологиями являются:

- искусственный интеллект;

-блокчейн;

- виртуальная и дополненная реальность (VR/AR);

- биометрическая идентификация;

- мобильные технологии.

Трактовка влияния отдельных видов финансовых технологий на конкурентную позицию коммерческого банка представлена в таблице 3.

Помимо функциональной нагрузки, определяющей механизм воздействия финансовых инноваций на уровень конкурентоспособности банка, выделены достоинства и недостатки отдельных инструментов.

Как видно из информации, представленной в таблице, использование финансовых технологий в качестве инструмента обеспечения конкурентоспособности приносит банку не только выгоду, но и определенные риски и упущения в развитии банковской деятельности.

Вместе с тем не следует забывать о необходимости достижения определенного уровня кибербезопасности, так как активное внедрение цифровых инноваций в деятельность банка вызывает рост рисков, связанных с сохранностью банковских баз данных. В том числе речь идет об информации о клиентских операциях, составляющих банковскую тайну и влияющих на имидж банка и его надежность.

Таблица - Базовые виды финансовых технологий в обеспечении конкурентоспособности коммерческого банка[4]

Наименование финансовой технологии

Функциональная нагрузка

Влияние на конкурентную позицию банка

Достоинства

Недостатки

Искусственный интеллект

Моделирование алгоритмов банковского обслуживания, создание интерфейсов по взаимодействию с клиентами

Персонализация банковских продуктов и услуг

Быстрая обработка и выявление клиентских предпочтений

Минимизация живого общения сотрудников банка с клиентом

Блокчейн

Децентрализованные онлайн-сервисы

Повышение надежности и защищенности банковских операций

Ускорение процессов при взаимодействии контрагентов

Отсутствие нормативно-правового регулирования

Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR)

Создание многогранного клиентского опыта

Повышение удовлетворенности банковских клиентов

Возможность симуляции сложных клиентских ситуаций

Низкий уровень технологического развития большинства банковских клиентов

Биометрическая идентификация

Технологии распознавания клиента по биометрическим параметрам

Построение психологического профиля клиента

Создание единой системы идентификации клиента на основе уникальных данных

Необходимость дополнительной защиты личных данных клиентов

Мобильные технологии (облачные сервисы)

Использование удаленного доступа к банковским продуктам и услугам

Повышение доступности банковского сервиса

Усиление персонализации банковских продуктов

Необходимость освоения клиентами современных мобильных технологий

Ключевым связующим элементом национальной инфраструктуры финансового рынка являются открытые интерфейсы (Open API), позволяющие обеспечить получение и передачу информации между информационными системами различных организаций c использованием стандартных протоколов обмена данными.

У банков есть две стратегии выживания: либо скупать готовые финтех-стартапы, либо «выращивать» такие стартапы самостоятельно. Крупные банки будут практиковать либо выкуп всей команды сотрудников вместе с технологиями, либо будут оставлять им определенную долю независимости, при этом выступая инвесторами таких проектов. Более остро стоит вопрос с небольшими региональными игроками, которые, скорее всего, останутся за пределами инноваций и автоматизации своего бизнеса.

Таким образом, одной из ключевых тенденций в развитии сегмента платежей и переводов в России в настоящий момент является сокращение доли наличных денежных средств при совершении операций по оплате товаров (работ, услуг).

Литература:

1. Полянин А.В., Долгова С.А.Современные тенденции электронного бизнеса в банковском секторе// Естественно-гуманитарные исследования. 2018.№ 21. С. 42-55.

2. Digital transformation of Russian banks [Electronic resource] URL: http://www.tadviser.ru/index.php

3. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 гг. [Электронный ресурс]: информация Банка России. URL: http://nfo2017.ru/ru/upload/on_2018_2020.pdf

4. Ашба А.А. Особенности конкурентного поведения коммерческих банков в условиях цифровизации экономики (на примере Сбербанка России)// Теория и практика общественного развития. 2019. № 1 (131). С. 67-71.

Просмотров работы: 85