В современных условиях главным критерием экономического развития любого государства является использование высокой технологической специализации производства.
В этом направлении актуальным представляется трактовать о переходе к цифровой экономике, которое является основным направлением стратегического развития России до 2025 года. В первую очередь, цифровая трансформация охватит финансовую сферу и использование технологий именно в этой сфере.
По мнению А.В.Полянина, С.А.Долговой «цифровизация несет серьезные вызовы существующим бизнес-моделям, в том числе в банках, которые сегодня проходят процесс трансформации по всему миру»[1].
Данное повествование исходит из того, что с каждым годом увеличивается спектр услуг, предоставляемых банковской сферой, основанных на инновационных технологиях и цифровых сервисах для клиентов.
Для банковского сектора развитие электронного бизнеса не просто новый дополнительный банковский сервис, а стратегическое направление их деятельности. Переход к электронному способу ведения бизнеса - одна из самых значительных тенденций в современном банковском деле.
Переход бизнес-моделей в цифровую и мобильную форму или же изменение бизнес-культуры для предоставления лучшего потребительского опыта способствуют трансформации банков из классического финансового института в цифровые организации.
Количество цифровых банков в мире растет - и наилучшую динамику показывают организации, у которых отсутствуют собственные офисы и банкоматы. Предлагая особые условия необычные для банковского рынка, а также дополнительные нефинансовые услуги им лучше удается учитывать потребности клиентов.
Цифровой банк предлагает большую часть своих продуктов и услуг в цифровом виде с использованием цифровых каналов. Инфраструктура такого банка оптимизирована для цифровых коммуникаций и готова вместе с корпоративной культурой к быстрой смене технологий[2].
Ориентирование развития деятельности российских банков на расширение финансовых технологий способствует не только повышению конкурентоспособности, но и решению других задач обеспечения эффективности банковского бизнеса.
В феврале 2018 г. Банк России одобрил «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 гг.[3]». В соответствии с данным документом, наиболее перспективными финансовыми технологиями являются:
- искусственный интеллект;
-блокчейн;
- виртуальная и дополненная реальность (VR/AR);
- биометрическая идентификация;
- мобильные технологии.
Трактовка влияния отдельных видов финансовых технологий на конкурентную позицию коммерческого банка представлена в таблице 3.
Помимо функциональной нагрузки, определяющей механизм воздействия финансовых инноваций на уровень конкурентоспособности банка, выделены достоинства и недостатки отдельных инструментов.
Как видно из информации, представленной в таблице, использование финансовых технологий в качестве инструмента обеспечения конкурентоспособности приносит банку не только выгоду, но и определенные риски и упущения в развитии банковской деятельности.
Вместе с тем не следует забывать о необходимости достижения определенного уровня кибербезопасности, так как активное внедрение цифровых инноваций в деятельность банка вызывает рост рисков, связанных с сохранностью банковских баз данных. В том числе речь идет об информации о клиентских операциях, составляющих банковскую тайну и влияющих на имидж банка и его надежность.
Таблица - Базовые виды финансовых технологий в обеспечении конкурентоспособности коммерческого банка[4]
Наименование финансовой технологии |
Функциональная нагрузка |
Влияние на конкурентную позицию банка |
Достоинства |
Недостатки |
Искусственный интеллект |
Моделирование алгоритмов банковского обслуживания, создание интерфейсов по взаимодействию с клиентами |
Персонализация банковских продуктов и услуг |
Быстрая обработка и выявление клиентских предпочтений |
Минимизация живого общения сотрудников банка с клиентом |
Блокчейн |
Децентрализованные онлайн-сервисы |
Повышение надежности и защищенности банковских операций |
Ускорение процессов при взаимодействии контрагентов |
Отсутствие нормативно-правового регулирования |
Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) |
Создание многогранного клиентского опыта |
Повышение удовлетворенности банковских клиентов |
Возможность симуляции сложных клиентских ситуаций |
Низкий уровень технологического развития большинства банковских клиентов |
Биометрическая идентификация |
Технологии распознавания клиента по биометрическим параметрам |
Построение психологического профиля клиента |
Создание единой системы идентификации клиента на основе уникальных данных |
Необходимость дополнительной защиты личных данных клиентов |
Мобильные технологии (облачные сервисы) |
Использование удаленного доступа к банковским продуктам и услугам |
Повышение доступности банковского сервиса |
Усиление персонализации банковских продуктов |
Необходимость освоения клиентами современных мобильных технологий |
Ключевым связующим элементом национальной инфраструктуры финансового рынка являются открытые интерфейсы (Open API), позволяющие обеспечить получение и передачу информации между информационными системами различных организаций c использованием стандартных протоколов обмена данными.
У банков есть две стратегии выживания: либо скупать готовые финтех-стартапы, либо «выращивать» такие стартапы самостоятельно. Крупные банки будут практиковать либо выкуп всей команды сотрудников вместе с технологиями, либо будут оставлять им определенную долю независимости, при этом выступая инвесторами таких проектов. Более остро стоит вопрос с небольшими региональными игроками, которые, скорее всего, останутся за пределами инноваций и автоматизации своего бизнеса.
Таким образом, одной из ключевых тенденций в развитии сегмента платежей и переводов в России в настоящий момент является сокращение доли наличных денежных средств при совершении операций по оплате товаров (работ, услуг).
Литература:
1. Полянин А.В., Долгова С.А.Современные тенденции электронного бизнеса в банковском секторе// Естественно-гуманитарные исследования. 2018.№ 21. С. 42-55.
2. Digital transformation of Russian banks [Electronic resource] URL: http://www.tadviser.ru/index.php
3. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 гг. [Электронный ресурс]: информация Банка России. URL: http://nfo2017.ru/ru/upload/on_2018_2020.pdf
4. Ашба А.А. Особенности конкурентного поведения коммерческих банков в условиях цифровизации экономики (на примере Сбербанка России)// Теория и практика общественного развития. 2019. № 1 (131). С. 67-71.