ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПСИХОЛОГИЯ» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПСИХОЛОГИЯ» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Ключник Ю.С. 1
1Дальневосточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Нормальные люди – только те, которых вы мало знаете».

Альфред Адлер

Современное состояние психологии представляет собой множественность взглядов на природу человеческой психики и ее развитие. Эта вариативность научных школ и направлений исторически обусловлена и представляет собой результат поисков многими мыслителями в течение нескольких тысячелетий ответов на вопросы о сущности человека и факторах, определяющих его развитие и поведение [4].

Наряду с развитием психологии как самостоятельной научной дисциплины происходит развитие психологической практики, предназначенной оказывать помощь человеку в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские, супружеские проблемы или жесткая система профессионального отбора и конкуренции в деловом мире. Возможности оказания психологической помощи поддержки населению получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий тому назад. Развитие практической психологии определяется, с одной стороны, интенсивным развитием психологической теории, с другой — социальным заказом общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера.

Становление практической психологии происходит в тесной взаимосвязи с фундаментальными отраслями психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и психология личности, основу которых составляют теоретические принципы и методы психологического познания, закономерности существования и развития психической реальности.

Из вышесказанного следует, что в круг основных задач практической психологии входят познание психической реальности и выработка средств практической помощи и психологической поддержки личности, испытывающей затруднения в решении жизненных проблем, в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих наилучшей социальной и психологической адаптации, обеспечение психологического комфорта личности в отношении к себе и во взаимодействиях с другими, с миром.

В данном аспекте можно говорить о психологическом здоровье личности, которое находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, делает личность самодостаточной, вооруженной средствами самопознания, самопринятия, самоуважения и саморазвития в контексте взаимодействий с окружающими людьми и в условиях разнообразных реальностей окружающего мира.

Среди направлений деятельности практического психолога можно выделить следующие: [2]

психодиагностическая работа;

психологическое консультирование;

психотерапия;

коррекционно-развивающая и просветительская деятельность;

психопрофилактическая работа.

При этом будущий психолог должен обладать такими качествами, как умение уважать и слушать человека; эмоциональный интеллект (способность понимать природу чувств и эмоций, быстро находя общий язык с людьми); толерантность; умение хранить конфиденциальную информацию; коммуникабельность [5].

Именно поэтому нам предоставляется важным изучить соответствие психологических особенностей студентов-психологов их выбору направления подготовки. Данная процедура проводилась с применением программного обеспечения «Профориентатор» и «Профкарьера» [1].

Выборку составили 24 участника, из них 5 – юношей, 19 – девушек (средний возраст – 21,5 лет), обучающиеся на направлении подготовки «Психология» Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета.

Результаты тестирования с помощью психодиагностических комплексов по соответствующим блокам представлены на рисунках №1-15.

Рис.1 Распределение средних значений по блоку «Интересы»

Обращаясь к полученным данным (рис. 1), можем сказать, что интересы в данной выборке распределись равномерным образом, без явных пиков, что может быть связано с формированием профессиональной идентичности в предпочитаемой сфере, в которой студенты-психологи хотят развиваться в дальнейшем. Действительно, в различных видах деятельности психолога требуется различное сочетание интересов (например, в психодиагностической работе преобладающим выступает интерес «Знак»).

Интересным выступает факт того, что наименьшие средние показатели были получены по шкалам «Техника» и «Бизнес» (9,3% и 9,4% соответственно), показатель по интересу к природе (14,9%) превышает более, чем в 1,5 раза интерес к технике, что объясняется направленностью психологии, ее естественнонаучной и гуманитарной составляющими. Также можно предположить, что у нынешнего поколения студентов имеется недостаточная сформированность понимания монетизации своей деятельности и неполное представление о коммерческой направленности осваиваемой профессии.

Важно также отметить возрастающий интерес к риску у данной выборки, который может быть реализован в структурах, имеющих дело с чрезвычайными ситуациями, катастрофами и необходимостью экстренной психологической помощи пострадавшим (МЧС, МВД и т.д.) [6].

Говоря о самом высоком значении показателя, равном 15,8% по шкале «Искусство» можно заключить, что каждый из студентов психологического профиля является созидательно-творческой личностью, реализующей свой потенциал в избранной профессиональной деятельности, привнося нечто креативное, целостное и новое.

Анализируя данные, полученные по личностным характеристикам, можно отметить, что данная специализация может откладывает отпечаток на личность, характеристики которой могут видоизменяться под воздействием определенных требований, выдвигаемых профессиональной направленностью.

Рис. 2 Распределение средних значений по блоку «Личность»

Так, получаем, что важнейший аспект психологического самоопределения, называемый эмпатией, может находить свое отражение в шкале «Согласие», выражающейся в желании помочь, в склонности к сотрудничеству и согласию с другими, умении встать на точку зрения другого, сочувствовать и сопереживать.

Относительно шкал «Активность» и «Самоконтроль», имеющих практически одинаковое распределение (22,4% и 23%), можно говорить, что имеет место энергичность и активность в общении с другими людьми, есть побуждение к стремлению знакомиться, завязывать связи, проявлять инициативу в общении, организовывать других на какое-нибудь дело; отмечается умение организовать себя в пространстве и времени, пунктуальность, целенаправленность и склонность к планированию. Хорошо развиты самоконтроль и волевые качества.

Шкала «Эмоциональная стабильность», имеющая значение в 24,5%, является важным аспектом при работе с людьми, а также свидетельствует об устойчивости в стрессовых ситуациях, способности сохранять хладнокровие и хорошей выдержке вместе с тонким переживанием происходящих и предполагаемых событий.

Переходя к анализу структуры интеллекта (рис. 3), можем видеть, что каждый из аспектов получил равномерное распределение.

Рис. 3 Распределение средних значений по блоку «Структура интеллекта»

Значения по шкалам «Лексика» и «Эрудиция» (13,7% и 13,9%), а также «Зрительная логика», «Абстрактная логика» и «Внимание» (15,2%, 15,3% и 15,4%) можно объяснить широтой кругозора психолога, грамотностью речи и словарным запасом, которые являются средствами для достижения поставленной цели посредством общения. Сосредоточенность, умение делать выводы, пространственное мышление и способность к рассуждению помогают психологу анализировать полученные данные.

При этом стоит отметить, что результаты по шкале «Вычисления», имеющей минимальный балл (11,8%) могут быть обусловлены недостаточностью навыка устного счета и расчета в целом, так как обработка поступившей информации может, в основном, происходить с использованием вычислительной техники и программного обеспечения.

Рис. 4 Распределение средних значений по блоку «Склонность к профилю обучения»

Анализируя склонность к обучению (рис. 4 и 5), можем сказать, что полученные данные соответствуют результатам по блоку «Интересы», где отмечена тенденция к творческому (13,3%), общественно-гуманитарному (11,7%) и естественнонаучному (12,6%) профилям.

Рис. 5 Распределение средних значений по блоку «Склонность к профилю обучению»

Минимальные значения имеют шкалы склонности к профилям обучения «Инженерный» и «Финансово-экономический» (9,8% и 9,2% соответственно), что подтверждают и индивидуальные данные по минимальным и максимальным значениям (рис. 6).

Рис. 6 Распределение максимальных и минимальных значений по блоку «Склонность к профилю обучения»

Стоит подчеркнуть, что психолог должен быть всесторонне развитой личностью, грамотно сочетая каждый из аспектов выше названных склонностей для того, чтобы уметь находить общий язык с клиентами (в случае консультирования), обрабатывать поступающие запросы и интерпретировать полученные данные (психодиагностика), проводить эксперименты, соблюдая протокол и процедуру (психофизиология, нейропсихология), выступать публично, убеждая слушающих в своей правоте (тренинговая деятельность), управлять персоналом/человеческими ресурсами (HR практика), анализировать имеющуюся теоретическую литературу, привнося в нее нечто новое (научная деятельность), взаимодействовать с населением и подрастающим поколением для передачи знаний (просветительская и педагогическая деятельность).

Обращаясь к показателям развития и рекомендациям по тренинговым программам, можно говорить о следующих закономерностях: средний балл общей мотивации равен 18%, в то время как балл, отвечающий за мотивацию в частности составляет 9,7%. Разница практически в два раза может быть объяснена курсом обучения данной выборки (выпускной). Так, в частности третий курс немного уступает (разница составляет 2-3%) четвтертому курсу по следующим шкалам: эмоциональная саморегуляция, лидерство и отношения, интеллектуальное развитие, что объяснимо возрастными рамками, количеством лет обучения и неполным объёмом знаний.

Рис. 7 Распределение средних значений по блоку «Тренинговые программы»

К ряду причин, влияющих на снижение мотивации студентов-психологов, можно отнести «забывание» знаний и утихающий интерес к дисциплинам; дезориентацию в профессиональном пространстве от страха начала построения карьеры; эмоциональное выгорание от частого общения и контакта с людьми; перенос чужих проблем на себя и переживания по этому поводу, что требует психологического сопровождения.

Анализируя средние значения по жизненным установкам (рис. 8), полученным по психодиагностическому комплексу «Профкарьера», видим, что доминирущей является шкала «Творческая свобода», выражающаяся как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, отсуствие боязни неопределенности.

Рис. 8 Распределение средних значений по блоку «Жизненные установки» (Профкарьера)

Психолог так или иначе преобразует действительность, привнося свой опыт и знания, помогая людям по-иному взглянуть на сложившуюся ситуацию и найти выход из нее. Шкала «Отвественность» являтся не менее значимой (33,5%), руководит психологом в случае принятия решений. Переходя к шкале «Активная целеустремленность» имеем дело со стойким пониманием и представлением того, к чему движется специалист. Обязателен факт наличия четкого целеполагания и деятельностных подходов на пути к достижению поставленных задач.

Анализируя средние значения по профессиональным интересам «Профкарьера», видим, что все направленности имееют приблизительно одинаковый процент распределения (~11-13%). Исключение составляют полярные значения по шкалам, включая максимальные – «Коммуникатор» (15,7%) и минимальные – «Аналитик» (10,5%).

Рис. 9 Распределение средних значений по блоку «Профессиональные интересы» (Профкарьера)

В целом, у психологов наблюдается интерес к карьерному развитию, связанному с оказанием услуг и взаимодействием с людьми; стремление к активной и подвижной работе, завязанной на контактах и общении. Работа усидчивая, на одном месте и с ограниченным кругом общения может оказаться не совсем приемлемой. Имеющиеся значения, превышающие показатель в 5 единиц, составляет половина предоставленных шкал данного блока («Функционалист», «Инноватор», «Администратор», «Специалист»), что свидетельствует о гибкости и склонности к импровизации, к разработке или адаптации новых продуктов, услуг и технологий, об интересе к управленческой деятельности, предрасположенности к обеспечению порядка и стабильности в различных организационных процессах, о глубоком освоении и применении специальных знаний, умений и навыков.

Рис. 10 Распределение средних значений по блоку «Структура интеллекта» (Профкарьера)

При анализе структуры интеллекта заметна шкала «Достижения», значение которой составляет 8%, что может быть ознаменовано боязнью профессиональной карьеры после окончания учебного заведения, дальнейшего личностного развития и становления, выражающегося в крайней осторожности, малой склонности к риску, боязни ошибок. Может присутствовать напряжение и боязнь ответственности при делегировании задач. Данная характеристика не является константной и может видоизменяться со временем.

Одними из лидирующих черт выступают «Абстрактная логика» и «Лексика». Действительно, высокие показатели по абстрактной логике в сочетании с хорошей лексикой и эрудицией эффективны в гуманитарной сфере, в частности, в психологии. Стоит отметить достаточный уровень шкалы «Вычисления», который может свидетельствовать о результатах обучения струдетов-психологов. Так, дисциплины, преподаваемые на профильных направлениях (например, математическая статистика), и операции, проводящиеся при каждом эмпирическом исследовании (например, корреляционный и сравнительный анализ, обработка данных, анализ результатов), закрепляются в навыках и положительным образом влияют на формирование соответствующих компетенций специалиста.

Так как, большинство из шкал имеют тенденцию к развитию, то можем судить о том, что обучение способствует развитию психологических особенностей молодого специалиста, необходимых ему в работе.

Специалисты-психологи заинтересованы в материальной отдаче от того дела, которым занимаются, четко представляя, какая работа сколько стоит, и при каких условиях они готовы за нее взяться, учитывая то, что важен успех и результаты работы, а не только ее содержание. С другой стороны, психологу важно заниматься интересной работой, получая от нее удовольствие, погружаясь в процесс выполнения самого дела. Он стремится к работе, где нужно проявить фантазию и изобретательность, где ценится глубокий подход к делу и где востребована качественная работа, требующая профессионализма и готовности к творческим усилиям.

Рис. 11 Распределение средних значений по блоку «Мотивация» (Профкарьера)

Интересным выглядит распределение мотивационных факторов у будущих психологов (рис. 11), где каждый из аспектов общего списка выступает в качестве определяющего. Анализируя их попарно, расположив в порядке убывания, отметим, что одними из важнейших выступают мотиваторы определенности и комфорта, указывающие на важность ощущения уверенности в будущем и определенную социальную защищенность, а также необходимость учета уровей физического комфорта на рабочем месте и заинтересованности данной деятельностью (высока вероятность выгорания). Триада «Деньги», «Интерес», «Творчество» представляет собой некую пирамиду потребностей (14%, 13%, 12%), в основе которой лежит достойный уровень оплаты своего труда и стабильность в финансовой сфере, над ним располагается получение удовольствия от работы, приобретение и использование новых знаний и умений, профессиональное развитие, а далее – реализация собственных идей, потребность в самовыражении, создание собственного дела или самостоятельного проекта.

Относительно малого процента мотива отношений можно отметить, что психолог не направлен на взаимоотношения как на цель, а использует их лишь в качестве средства общения и достижения поставленных целей. Социальная активность, коммуникации и контакты, общение и отношения с другими людьми, развитие и поддержание взаимоотношений на работе – все то, с чем психолог имеет дело каждый день и что, вполне возможно, может вызывать угнетение и напряжение по причине избытка.

Показатели преодоления и престижа свидетельствуют об общественной значимости и признании, риске и активности, новых и трудновыполнимых задачах, разностороннем развитии, карьерном продвижении, инициативности.

Рис. 12 Распределение средних значений по блоку «Личность» (Профкарьера)

Обращая внимание на рис.12, можем сказать, что психологам свойственна экстравертированность (16,6%), выраженная ориентация на "внешний мир", на людей, события и другие объекты, склонность к инициации и ведению разговора. Таким людям просто необходимо общение и постоянная смена впечатлений, так как свою энергию они направляют во внешний мир, отдавая ее.

Наряду со средними значениями стоит отметить единичные ответы, выражающие склонность к интроверсии (рис. 13). Такие специалисты являются более «усидчивыми» и подмечают многое из того, чего не замечают более активные окружающие, что делает их незаменимыми советчиками и накопителями информации.

Рис. 13 Распределение минимальных и максимальных значений по блоку «Личность» (Профкарьера)

В вынесении суждений и в принятии решений студент-психолог в меньшей степени склонен опираться на мышление (15%). Ему свойственна развитость сферы чувств и переживаний, а также множественность позиций – умение убеждать, располагать к себе людей и поддерживать их; способность трезво оценивать ситуацию и мыслить последовательно и четко; умение мотивировать и находить компромиссы.

Для данной профессии характерна реалистичность, умение жить и действовать "здесь и сейчас", практичность и деятельность, внимание к деталям, терпеливость в делах, подкрепленная умением видеть существенное и главное, выделяя перспективные возможности и правильные стратегии развития. Отмечается стратегически взвешенное планирование действий с присущей долей импровизации и импульсивности.

Рис. 14 Распределение средних значений по блоку «Рекомендации к развитию» (Профкарьера)

Учитывая средние значения (за исключением единичных максимальных ответов), можем говорить о том, что психология является помогающей профессией не только для других, но и для самого специалиста, так как при анализе данных выяснилось, что рекомендовать можно лишь тренинг по шкале «Саморегуляция» (6,48 при желаемых 6,5) в случае повышенной тревожности и эмоциональной нестабильности с целью улучшения чувственной сферы.

Рис. 15 Распределение средних значений по блоку «Тип карьеры» (профкарьера)

По результатам анализа для психолога карьера может строиться по всем пяти векторам развития с преобладанием статического и корпоративного типов, выражающихся в стабильности и спокойствии, комфортных условиях труда, безопасности и определенности в настоящем и будущем.

Суммируя все вышесказанное, можно отметить, что данные специалисты всецело подготовлены к профессиональной деятельности, обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками, готовы к дальнейшему карьерному росту и реализации своего творческого потенциала.

Список литературы:

URL: https://proforientator.ru/services/profkarera-dlya-studentov-i-spetsialistov/

Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников И. С. Введение в профессию психолог: учеб. пособие / Российская Академия Образования, Московский Психолого–Социальный Институт. – 2007. - 139с.

Годфруа Ж. Что такое психология / В 2 т. Т. 1. – М., 1992. Гл. 2.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии Учеб. пособие. М.,1996.

Рокицкая Ю. А., Вальковская А. С. Развитие эмоционального интеллекта будущих психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 6–10

Сорокина Н. В. Психология профориентации / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. – 2012. – С. 85.

Просмотров работы: 3