Культовые сооружения как композиционные ориентиры городской среды - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Культовые сооружения как композиционные ориентиры городской среды

Асташов Д.Ю. 1, Позднякова А.С. 1
1филиал ВГТУ в г. Борисоглебск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования обусловлена значимостью данной территории для города Борисоглебска. Борисоглебск - провинциальный город Воронежской области, возникший в 1698 году по приказу Петра I, с целью укрепления границ государства. Город Борисоглебск имеет статус исторического города, так как здесь находятся много архитектурных памятников [1]. Но основными композиционными элементами городской среды остаются культовые сооружения. Выбранная территория в границах улиц Советская, Набережная, Павловского и Садовая, является исторической частью города, местом его возникновения. Таким образом, на данной территории сгенерирован потенциал развития, который необходимо выявить и обозначить.

Улица Набережная и Петровского являются окраинами города, располагающиеся в пойме реки Ворона. Здесь рельеф средней активности, что обусловило нерегулярную планировку территории.

Улица Садовая имеет регулярную жилую застройку и спокойный рельеф.

Из архивных материалов 19-го века можно узнать о том, что. В это время в городе было всего десять улиц, в которые так же входили Набережная и Казанская (ныне Садовая) На Садовой Улице располагается одна из первых значимых построек - храм Казанской иконы Божией матери, который формирует силуэт города, носит доминантный характер и является главным ориентиром территории.

Храм был построен в 1703 году в Борисоглебске. Она находилась на том же месте, где ныне стоит каменный Казанский храм на улице Садовой. Деревянное здание неоднократно горело. Пожар уничтожал приходские постройки дотла [3].

В 1835 году было выделено из владений Пригородной Слободы 99 десятин, которая сдавалась в аренду. Усадебной земли, особых угодий и домов при этой Церкви не было, за исключением церковной сторожки.

По свидетельству местных жителей дом № 60 по Садовому переулку до революции принадлежал Казанской Церкви, но документального подтверждения этому не обнаружено.

В 1993 году 12 июля было принято решение приступить к восстановлению Казанской Церкви и просили городскую администрацию о передаче ее верующим. Его реставрация и восстановление заняли двадцать лет: в 1993 году начались восстановительные работы, а в 2013 году состоялось окончательное открытие и освещение обновлённого храма.

Архитектурный облик Церкви к этому времени представлял собой: кирпичное оштукатуренное здание прямоугольного плана, развитое по главной оси (запад- восток ); ядро Храма - высокий двусветный четверик с сильно вынесенными четырехколонными тосканскими портиками на северном и южном фасадах.

Восьмилотковый световой барабан увенчан округлой, шаровидной главкой. К ядру Храма примыкают пониженные объемы полукруглого алтаря и широкой трапезной. Колокольня, которая имеет три яруса, находится рядом с трапезной и соединяется с ней прямоугольным переходом. за западной среной первого яруса находится каменная винтовая лестница. Стена имеет выпуклую форму. Небольшой кубический третий ярус завершен лотковым покрытием с высоким четырехгранным шпилем. Увенчан храм аружными кованными крестами, расположенными на главе храма и шпиле.

Декор фасадов храма лаконичен и характерен для стиля классицизм. Гдавным укращением в композиционной структуре храма являются портики. Мотивы колонного портика повторяются в первом и втором ярусах колокольни, но дополнены ампирными арками по центру фасадов [4].

В ходе проведения эмоционально-психологического анализа были определены основные эмоции возникающие на данной территории. Безусловно, анализ является субъективным, но хотелось бы обозначить такие эмоции как: уединение, умиротворение, шум, чувство возвышенности, замкнутость, которые были выражены в графическом варианте.

В результате проведения функционально - планировочного анализа было выявлено, что улица Садовая является границей между регулярной планировкой и нерегулярной, складывающейся стихийно. Застройка в основном селитебного назначения, не выше двух этажей с небольшим вкраплением духовно-просветительской зоны.

Тектонический анализ местности показал, что основной доминантой является Казанский храм иконы Божией Матери. Он носит акцентный характер и формирует силуэт города, а так же “держит” панораму города, являясь самой высокой постройкой в данной части города. Кроме того, в планировочной структуре он занимает значимое место.

Согласно исследованию Асташова Д. Ю., обозначенному в статье “Градостроительный генетический код как “ядро” эволюционного развития архитектурно-планировочной структуры г. Борисоглебск”, Казанский храм входил в состав “сакрального треугольника” города, который генерировал в себе “дух” места и явственно прорисовывался в планировочной структуре исторической части поселения [2].

Но главной храма, выявленной в ходе исследования является его замкнутость в структуре среды. Вокруг храма не достаточно места, чтобы подчеркнуть его значимость. Он стоит практически на красной линии улицы и зажат со всех сторон. Вследствие чего храм теряет свою композиционную значимость в контексте планировочной структуры. И это является главной проблемой исследуемой территории.

Хасиева С. А. в работе “Архитектура городской среды”, ссылаясь на Шимко В. Т., дает определение открытым городским пространствам, под которыми “...подразумевается специально организованное непокрытое пространство городской структуры, обладающее определенными функциональными и художественными характеристиками” [5, с. 74]. Очевидно, что значение площадей и открытых пространств знали еще древние греки, которые организовывали агоры у акрополей, в гаванях, у значимых архитектурных сооружений. Опираясь на исследование Шимко В. Т., который выделяет три разновидности открытых пространств, вокруг культового здания должно присутствовать открытое пространство для определенного функционального назначения и большей эстетической выразительности объекта.

Декоративно-художественный анализ показал, что храм повлиял на декоративную составляющую окружающей застройки. В жилых домах прослеживается созвучие декоративных элементов с храмом, особенно каменных домов. Таким образом, опорно-знаковыми ориентирами являются: полуарки, колонны, сдвоенные зачастую, растительный орнамент, треугольные формы.

Очевидно, что весь опорно-знаковый набор содержит в себе храм Казанской иконы Божьей матери. Но кроме того, он является не только материальным ориентиром среды, но он как свеча, «горит» в пространстве, являясь духовно-нравственным ориентиром и как маяк, виден издалека, привлекая внимание и сердца не только борисоглебцев, но и всякого гостя въезжающего в город Борисоглебск.

Список литературы.

1. Апальков Ю. А., Голованов В. М. Крепость на Хопре. — Борисоглебск 1997. — 50 с. 4.     

2. Асташов Д. Ю. Градостроительный генетический код как «ядро» эволюционного развития архитектурно-планировочной структуры г. Борисоглебска // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 773-780.

3. Борисоглебский край. Историко-краеведческий сборник. Сост. В. В. Самошкин. Вып. 1. Борисоглебск, 1998. — 127 с.

4. Зайцева А. А., Кригер Л. В. Историко-культурное наследие Борисоглебской земли (Материалы Свода памятников Воронежской области). — Москва 1994. — 199 с.

5. Хасиева С. А. Архитектура городской среды: Учеб. для вузов. - М.: Стройиздат, 2001. - 200 с., ил.

Bibliography.

1. Apal'kov, Y. A., Golovanov, V. M. Fort on the Hopper. - Borisoglebsk 1997. - 50 p. 4.     

2. Astashov D. Yu. town-Planning genetic code as "core" of evolutionary development of architectural and planning structure of Borisoglebsk / / Young scientist. - 2015. - No. 13. Pp. 773-780.

3. The STS region. Historical and local history collection. Comp. V. V. Samoshkin. Vol. 1. Borisoglebsk, 1998. - 127 p.

4. Zaitseva A. A., Krieger L. V. Historical and cultural heritage of Borisoglebsk land (Materials of the Arch of monuments of the Voronezh region). - Moscow 1994. - 199 p.

5. Khasieva S. A. Architecture of the urban environment: Studies. for universities. - Moscow: Stroizdat, 2001. - 200 p., Il

Просмотров работы: 36