ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Клепиков А.Д. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ели начать с истории, то первый транспортный институт был открыт в Петербурге в 1809 году. Полное его название было Институт Корпуса водяных и сухопутных сообщений (с 1810 г. – Институт Корпуса инженеров путей сообщения, с 1993 г. – Петербургский государственный университет путей сообщения). Именно открытие этого института положило начало железнодорожному образованию в России.

К середине XIX века протяженность железнодорожных путей начала стремительно расти, возросла потребность нехватка обслуживающего персонала на железной дороги. Для решения этой проблемы в 1869 г. правительством было принято решение об открытии технических железнодорожных училищ на средства городов, общественных организаций и частных лиц. На строительство и содержание этих училищ владельцы железных дорог ежегодно отчисляли от доходов по 15 рублей с версты пути. Кроме технических училищ существовали кондукторские школы, выпускавшие кондукторов, писарей и других низших служащих.

История становления Курганского техникума железнодорожного транспорта уводит нас в далекий 1926 год.

В 1926 году для подготовки паровозных машинистов и слесарей по ремонту паровозов была открыта школа бригадного ученичества (ШБУ). В связи со строительством второго пути от Челябинска до Омска и Шадринского участка возникла потребность в кадрах строителей. Их стал готовить Стройуч. В 1931 году образовано ФЗУ (железнодорожное), а с 1932 г. Учкомбинат объединил эти учебные заведения. Позднее они были ликвидированы в связи с окончанием строительных работ. В декабре 1935 года открылась Курганская техническая школа, в которой начали обучение 150 учащихся: паровозные машинисты, дежурные по станции, путейцы. В 1941 году открыло для учащихся двери железнодорожное училище Номер 5, с 1943 года оно получило номер 1, который сохранило до реорганизации в техникум в 2000 году.

Война не обошла стороной будущих железнодорожников города Кургана. Железнодорожное училище продолжало работать, готовить путейцев, вагонников, кузнецов, плотников, слесарей для железной дороги. Училище приняло более 500 эвакуированных ребят из железнодорожных училищ Ленинграда, Брянска и других городов. Трудовые резервы учились, работали, помогали фронту. Около 200 учащихся в первые дни войны ушли в армию, многие отдали свои жизни в боях за Родину. Звания Героя Советского Союза удостоены Н.И. Радионов (посмертно) и А.Е. Черемухин.

Прославили училище выпускники и на трудовом фронте. Андросов А.С. и Федоров В.Т. - кавалеры ордена Трудовой Славы 3 степени. Звания "Почетный железнодорожник" удостоены Карасев М.Н., Корюкин Д.И., Калашников А.Я., Селезнев П.П., Дружинин Н.И.. Яковлев В.А. и многие другие.

В 1961 г. при Курганском отделении Южно - Уральской железной дороги был открыт учебно-консультационный пункт Челябинского филиала Уральского электромеханического института инженеров транспорта. УКП выполнял в то время функции оказания помощи железнодорожникам, совмещающим свою работу с учебой, т.е. обучающимся заочно. В 1999 году на базе существующего УКП был создан Курганский филиал УрГУПС. В разные годы руководителями УКП и после - филиала были высококвалифицированные, творчески работающие педагоги.

Первым заведующим УКП в 1961 г. был Всеволод Иванович Никитюк. Он находился у самых истоков развития УКП.

За период своей деятельности в Курганском учебно-консультационном пункте получили высшее железнодорожное образование более 1200 человек, которые внесли свой вклад в развитие и совершенствование предприятий железнодорожного транспорта, в обеспечение его бесперебойной работы. С 1999 г. в Кургане на базе УКП был открыт филиал Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС), открыто и дневное отделение, на которое сразу поступило обучаться 35 студентов по трем специальностям: "Электрический транспорт", "Электроснабжение ", "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте". Из них 11 студентов обучалось на бюджетной основе. Через год студенты продолжили обучение в Челябинском институте путей сообщения, а позже - в Уральском университете путей сообщения, влившись в университетские группы согласно избранным специальностям.

С 1971 года училище перешло на подготовку учащихся со средним образованием. Совершенствовалась учебно-материальная база, велось переоборудование технических лабораторий специальных дисциплин, в котором участвовали и учащиеся.

Курганским отделением ЮУЖД, испытывавшим сложности с укомплектованием производства специалистами среднего звена, был принято решение о реорганизации училища в техникум. Обоюдная заинтересованность, личная добрая воля и усилия руководителей училища и отделения дороги позволили пройти сложный организационный период и 1 сентября 2000 года Курганский техникум железнодорожного транспорта распахнул свои двери для студентов.

Курганский институт железнодорожного транспорта создан на основании распоряжения Правительства Российский Федерации от 1 декабря 2005 г. N 2096-р и приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 27 декабря 2006 г. N 241 о реорганизации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" (УрГУПС) путем присоединения к филиалу Университета в г. Кургане Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Курганский техникум железнодорожного транспорта в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1.17. Устава УрГУПС.

Таким образом, история института складывается из истории двух учебных заведений Кургана ШБУ и УКП, долгие годы параллельно ведущих подготовку специалистов для железнодорожного транспорта.

На данный момент Железнодорожное образование в Курганской области теряет былую важность. Многие станции закрылись или вообще были убраны. Перспектива отучиться и остаться в Кургане не слишком радует молодежь. Получив среднее образование, они все стремятся уехать в места, где нужны железнодорожники. Развитие железнодорожного образование в Курганской области несомненно важно, но из-за нехватки рабочих мест, лучше отучиться там, где вы сможете работать.

Список литературы:

Лапин Н. 300 лет Кургану: 1662-1962 гг. : краткий исторический очерк. — Курган: Изд-во газеты «Советское зауралье», 1962. — С. 110. — 150 с.

Курганская партийная организация в Великой Отечественной войне 1941-1945: документы и материалы. — Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1975. — С. 97. — 354 с.

Просмотров работы: 8