ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Скворцов Н.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы по сохранению здоровья педагогов в образовательных учреждениях является главной и особенно значимой в связи с изменением закона об образовании, введением Федерального государственного образовательного стандарта. Эта проблема стала особенно острой в последнее десятилетие. Наличие синдрома эмоционального выгорания в профессии является фактором временной нетрудоспособности, а также препятствием в реализации эффективной результативной деятельности педагог – ученик. Каждодневное наличие таких состояний приводит к снижению интереса к работе и как следствие – к выгоранию.

Данная статья посвящена исследованию основных характеристик проявления эмоционального выгорания педагогов. Становится все более актуальным поиск технологий и решений по профилактике, а также снижению интенсивности проявлений возникшей проблемы у специалистов и педагогов, что важно для сохранения психологического здоровья работников.

Синдром эмоционального выгорания развивается на фоне хронического стресса и приводит к истощению личностных и эмоциональных ресурсов специалиста любой профессии. Синдром эмоционального выгорания считается опасным профессиональным нарушением тех, кто ведет рабочую деятельность с людьми, то есть педагогов, представителей бизнеса и политиков, психологов, социальных работников, журналистов, менеджеров, врачей, всех тех, у кого деятельность связана с общением [4; с. 12].

Водопьянова Н.Е. под «психическим выгоранием» подразумевает такое состояние физического, умственного и эмоционального истощения, которое проявляется конкретно в профессиях социального направления [3; с.147].

Эмоциональное выгорание, по мнению Самюэля Глэддинга, – это такое состояние физического и эмоционального истощения, в котором специалист не может функционировать на должном уровне [1; с.56].

К. Маслач считает основной причиной эмоционального выгорания напряженные отношения между субъектами и специалистами. Данная психологическая опасность таких взаимоотношений определяется тем, что профессионалы имеют дело с негативными проблемами личности, которые несут эмоциональный отрицательный заряд, который оседает в подсознании специалиста [2; с. 48].

В качестве факторов «профессионального выгорания» Н.Г. Осухова выделяет следующие:

ролевой фактор;

личностный фактор;

организационный фактор [5; с.6].

Наше исследование проходило на базе средней школы, выборочную совокупность составили 20 педагогов. Характеристика выборочной совокупности:

- по образованию: 18 педагогов с высшим образованием, 1 чел. имеет среднее специальное образование и один неоконченное высшее.

- по категории: высшая категория у 10 педагогов, первая – у 5 педагогов, остальные 5 педагогов еще не получили категорию.

- по стажу: средний педагогический стаж 15 лет. Молодых специалистов – восемь человек.

- по гендерному составу: 7 мужчин и 13 женщин.

В работе был использован комплекс методик исследования:

- диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;

- методика для оценки синдрома «выгорания» в профессиях системы «человек – человек» (Н. Е.Водопьянова);

- анкета Э. Ховарда «Как сильно ты подвержен стрессу».

Результаты исследования эмоционального выгорания педагогов по методике В.В. Бойко:

Фаза напряжения:

У 12 педагогов (60%) фаза напряжения сформирована на низком уровне. У 5 педагогов (25%) средний уровень сформированности фазы напряжения. И 3 педагога (15%) имеют сформированную фазу напряжения.

Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания.

Фаза резистенции:

У 5 педагогов (25%) низкий уровень сформированности фазы резистенции. У 5 педагогов (25%) средний уровень сформированности фазы резистенции. А у 10 педагогов (50%) фаза резистенции сформирована, что говорит о неадекватном избирательном эмоциональном реагировании, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций.

Фаза истощения:

У 12 педагогов (60%) низкий уровень сформированности фазы истощения.

У 3 педагогов (15%) средний уровень сформированности фазы. А у 5 педагогов (25%) фаза истощения сформирована, что означает эмоциональный дефицит, эмоциональную отстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию), психосоматические и вегетативные проявления.

Результаты исследования эмоционального выгорания педагогов по методике диагностики К.Маслач, С.Джексона, в адаптации Н.Е. Водопьяновой:

7 испытуемых (35%) показали низкий уровень эмоционального истощения;

6 респондентов (30%) имеют средний уровень эмоционального истощения;

7 человек (35%) имеют высокий уровень эмоционального истощения.

Истощение проявляется в снижении эмоционального тонуса, в равнодушии, в повышенной психической истощаемости, в неспособности испытывать эмоции, как отрицательные, так и положительные, утраты позитивных чувств и интереса к окружающим и в целом неудовлетворенностью жизнью.

Результаты диагностики эмоционального выгорания по шкале деперсонализация показали следующие результаты:

5 человек (25%) имеют низкий уровень деперсонализации;

9 человек (45%) показали средний уровень деперсонализации;

6 педагогов (30%) показали высокий уровень деперсонализации.

Деперсонализация проявляется в безразличии и эмоциональном отстранении, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной сопереживания и включенности, а в некоторых случаях в негативизме, раздражительности, и циничном отношении к обучающимся и коллегам. На поведенческом уровне проявляется в высокомерном поведении, использовании сленга, ярлыков и юмора.

Шкала личных достижений представлена так:

9 педагогов (45%) имеют низкий уровень редукции личных достижений;

5 педагогов (25%) показали средний уровень;

6 респондентов (30%) высокий уровень редукции личных достижений.

Проявляется в негативном оценивании себя, возможностей для профессионального развития и результатов своего труда. Высокое значение этого признака, отражает склонность к негативной оценке своей подготовленности и снижение мотивации в профессии, возрастание негативного отношения к работе, перекладывания обязанностей и ответственности на других людей, к изоляции от окружающих, неучастие и отстраненность, избегание труда вначале психологически, а впоследствии и физически.

Результаты исследования стрессовой устойчивости по анкете Э. Ховарда:

высокий уровень стрессовой устойчивости не выявлен ни у кого;

средний уровень стрессовой устойчивости – у 11 педагогов (55%);

низкий уровень стрессовой устойчивости – у 9 педагогов (45%).

Вышеперечисленные психические состояния негативно проявляются в профессиональной деятельности, во взаимоотношениях в педагогическом коллективе, с учениками и их родителями, сказываются на жизненном тонусе педагога.

Изучаемая в статье проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.

Список литературы

1. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. – СПб. : Питер, 2012. – 736 с.

2. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять / Пер. с нем./ М.Грабе. – СПб.: Речь, 2008. – 96 с.

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса/ Н.Е. Водопьянова. – СПб.:

Питер,2009. – 336 с.

4. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1. – М.: Просвещение, 2014. – 512 с.

5. Осухова Н.Г. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания//Помощь помощнику: социально-психологическое сопровождение социальных работников / Под ред. Н.Г.Осуховой. – М.: Изд-во «Амиго-пресс», 2008. – 112 с.

Просмотров работы: 34