АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ В РФ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ В РФ

Короткова Т.А. 1
1ФГБОУ ВО им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовое регулирование общественных отношений, в том числе в сфере экономики, неразрывно связано с реализацией задач государства и его основных функций по обеспечению развития всех отраслей народно-хозяйственного комплекса.

Качество государственно-правового регулирования и его составляющего – административно-правового регулирования – определяется, прежде всего, адекватностью этого регулирования стратегическому курсу политики государства [7].

Ныне главное направление экономической стратегии – курс на модернизацию всех сторон жизни общества, имея в виду его социальную и экономическую составляющую. Главная цель модернизации – обеспечить качественный уровень жизни, перевести страну на другой уровень экономики и развития.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [1].

В структуру экономики обычно включают такие виды общественно полезной деятельности физических лиц и организаций, как промышленное производство, сельскохозяйственное производство, торговля, транспортное обслуживание, обеспечение почтовой, электрической и иных видов связи, строительство промышленных, гражданских иных объектов, жилищно-коммунальное обслуживание, использование природных ресурсов. Перечисленные виды деятельности являются отраслями экономики.

В целях обеспечения сбалансированного, эффективного и безопасного функционирования всех названных отраслей экономики в интересах всего общества необходимо их регулирование со стороны государства. Такое регулирование осуществляется в ходе соответствующей административно - публичной деятельности органов исполнительной власти и иных административно-публичных органов. В процессе указанной деятельности органы публичной администрации осуществляют организованное властное воздействие регулятивного и охранительного характера на поведение субъектов экономических отношений, обеспечивая тем самым соответствие его обязательным требованиям, установленным в законах и подзаконных нормативных правовых актах [8].

Основные задачи государственно-административного регулирования состоит в том, чтобы создать правовую базу для эффективного воздействия государства на прогрессивное развитие всех отраслей народного хозяйства, обеспечить безопасность личности, общества и государства, а именно экономическую составляющую этой безопасности. Отсюда проистекают основные задачи административно-правового регулирования.

Основными задачами административно-правового регулирования в сфере экономики являются:

- обеспечение стабильного, динамичного и сбалансированного развития всех отраслей экономики;

- обеспечение равных возможностей для участия в экономической деятельности всем субъектам экономических отношений;

- обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов экономических отношений, выявление и пресечение нарушений их прав и законных интересов со стороны недобросовестных участников рынка;

- обеспечение безопасности экономической деятельности, выявление и пресечение угроз безопасности государства и общества, возникающих в ходе ее осуществления[2].

Для решения указанных задач государство в лице соответствующих компетентных административно-публичных органов использует следующие основные методы административно-правового воздействия на субъектов экономической деятельности:

- нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере экономики, т.е. принятие (издание) соответствующих подзаконных нормативных правовых актов, в частности правил, регламентирующих порядок осуществления отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности;

- установление регулируемых цен (тарифов) па отдельные виды товаров, работ и услуг;

- санкционирование осуществления отдельных видов деятельности, совершения отдельных видов действий в сфере экономики (выдача лицензий, разрешений, государственная регистрация, согласование, сертификация, аккредитация, аттестация и т.п.);

- государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами экономической деятельности правил, норм, обязательных требований, регулирующих ее осуществление (антимонопольный, экологический, санитарный, пожарный и т.п.);

- пресечение нарушений указанных правил, норм, обязательных требований и привлечение субъектов экономической деятельности к административной и иным видам публично-правовой ответственности за совершение этих нарушений.

Перечисленные методы являются методами административно-экономического права.

В.Д. Зорькин в своих статьях подчеркнул особую роль правового регулирования и необходимость строгого соблюдения всеми норм закона. В.

Он отмечает, что в России право так и не стало альфой и омегой нашей общественной жизни, что еще трудно отстоять рол права как важнейшего регулятора общественных отношений [5].

Эта позиция применима к проблеме государственного регулирования в сфере экономических отношений. Е.М. Примаков считает, что государственное регулирование не антипод рыночного хозяйства, а его необходимая часть. Необходимы объективные пропорции и учет специфики страны, а также конкретные задачи развития и обновления экономики [6].

Особенности государственного управления экономикой выражается в структуре правоотношений, соотношении прав и обязанностей, составе участников и их правовом статусе, в средствах воздействия на поведение участников экономических отношений. Предметом административно-правового регулирования являются многообразные отношения, связанные с управлением государственной собственностью[2].

Рассмотрим далее общую схему осуществления административно-правового регулирования в сфере экономики.

Административно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ общей, межотраслевой, специальной и отраслевой компетенции.

В систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административно-публичную деятельность в сфере экономики, входят следующие органы.

К числу органов общей компетенции относится Правительство РФ. В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ наделяется в сфере экономики следующими полномочиями:

- осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;

- обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

- вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

- осуществляет общее руководство таможенным делом;

- принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

- формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации [3].

В сфере управления экономикой произошел закономерный отход от повсеместного использования прямых (административно-командных) методов управления. Все активнее используются косвенные методы, основанные на экономическом воздействии на хозяйственные субъекты и выражающиеся в развитии договорных отношений между органами исполнительной власти и органами управления производством, а также с коммерческими банками. Создаются определенные экономические стимулы для хозяйствующих организаций. В настоящее время доля государственной собственности в сфере экономики сокращаются, и важное место в ней занимают негосударственные хозяйствующие субъекты, которые уже не находятся в прямом административном подчинении соответствующих государственных органов.

Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и в их корректировке в зависимости от изменяющихся условий.

Специфика административно правового регулирования в РФ связаны с разработкой и утверждением государственных целевых программ, дорожных карт развития отраслей хозяйства, сокращением объема лицензионной и регистрационной деятельности. Изменяется и содержание государственного контроля и надзора в сфере экономической деятельности. Речь идет о существенном изменении качества контрольно-надзорной деятельности, придачи ее из центра в регионы, в обеспечении связи и координации государственного и общественного контроля [8].

На перестройку системы административно правовых отношений и изменение статуса их участников существенное влияние оказывает проводимая в течение нескольких лет «перезагрузка» полномочий федеральных органов и региональных органов исполнительной власти в сфере управления экономикой. Особое внимание было обращено на разработку административных процедур, облегчающих организацию предпринимательской деятельности, сокращение надзорных инстанций и осуществление последующего надзора за соблюдением предпринимателями требований законодательства РФ.

Принятие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» послужило кардинальным средством усиления гарантий защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

- порядок принятия решений о проведении проверок, определения их графика;

- периодичность и сроки проведения проверок;

- порядок оформления результатов проверок;

- права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) [4].

Серьезным шагом на пути развития административно-правового статуса органов управления экономикой является намеченный руководством страны курс по комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг.

На федеральном уровне сформирован и поддерживается в актуальном состоянии перечень государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти, размещенный в качестве классификатора в федеральном реестре государственных услуг (функций).

Одновременно принимаются меры по защите прав и законных интересов предпринимателей как участников многочисленных административно правовых отношений.

К сожалению, еще далеко не все проблемы государственного регулирования в сфере экономики решены. В частности, это касается проблем инновационного развития экономики, создания новой технологической базы производства, внедрения новейших результатов науки и техники.

Среди современных проблем развития экономики России можно выделить: отсутствие научно-методологической базы формирования российской инновационной системы; недостаточную финансовую поддержку научно-исследовательской деятельности со стороны государства; слабое участие бизнеса в финансировании новаторских решений[10].

Инновационное развитие требует адекватного правового регулирования, которое призвано определить правовой режим новых объектов экономических отношений, закрепить их правовой статус, создать необходимые гарантии для защиты прав и законных интересов участников инновационного процесса.

В предшествующие годы одним из способов административно-правового регулирования экономических отношений в целях консолидации средств и производственных возможностей для решения важной народно-хозяйственной проблемы было создание государственных корпораций и государственных компаний в качестве некоммерческих организаций. Федеральными законами, принятыми в отношении таких организаций, определялись цели их создания, виды деятельности, полномочия, а также организация управления ими, перечень документов, регламентирующих их деятельность, и порядок осуществления государственного контроля и надзора за их работой [9].

Чтобы государству решить проблемы, связанные с экономикой в условиях модернизации, необходимо решить следующие проблемы:

- обеспечение системного подхода к административно-правовому регулированию экономических отношений. Нормы административного права должны быть увязаны с нормами гражданского, бюджетного, финансового права. Нужно разработать такие комплексы актов, как федеральные законы о государственной собственности, об организации публичных корпораций, об основах государственного целевого прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны. Требуется также принятие законов об основах инновационной деятельности, о государственной контрактной системе;

- создание правовой базы для перехода от сырьевой экономики к высокотехнологическому производству, способному выдержать конкуренцию на мировом рынке;

- внесение существенных изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ с учетом значительных перемен в налоговом и бюджетном администрировании;

- реорганизация ряда государственных корпораций в публичные акционерные общества. Требуется кардинальное изменение статуса этих организаций, т.е. определение их в качестве коммерческих организаций, собственником акций которых будет государство;

- разработка дополнительных правовых механизмов снижения энергоемкости во всех отраслях экономики;

- разработка нормативно-правовых актов, направленных на развитие видов и качества государственных услуг, повышение ответственности за предоставление этих услуг, повышение ответственности за предоставление этих услуг физическим и юридическим лицам;

- совершенствование правовых механизмов государственного контроля над эффективным расходованием государственных средст и материальных ценностей.

Таким образом, очевидно, что в условиях модернизации всей хозяйственной жизни страны в целях обеспечения стабильности и поступательного развития экономики и реализации экономической политики государства, должны обновляться методы и формы административно-правового регулирования экономических отношений.

Литература

Конституция РФ [Электронный ресурс]: – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: от 30.12.2001 № 195-ФЗ. – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

О Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016). – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/.

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ. – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/.

Зорькин В. Д. Необходима осторожность // Российская газета. 2015. 29 окт.; он же. Бои без правил // Российская газета. 2015. 29 нояб.

Примаков Е. М. Нищета и изобилие // Российская газета. 2016. 29 окт.

Петров М. П. Совершенствование методов административно-правового регулирования инновационной деятельности. //Актуальные проблемы российского права. 2016. №6. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodov-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti.

Хаманева Н. Ю., Медведев В. Н., Альхименко В. В., Салищева Н. Г. Административно-правовое регулирование в сфере экономики в условиях модернизации в России. // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2014. №12. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoe-regulirovanie-v-sfere-ekonomiki-v-usloviyah-modernizatsii-v-rossii.

Сильвестров С., Зельднер А. Государственные корпорации россии в условиях кризиса: опыт, проблемы, риски // Вестник Института РАН. 2015. №5. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-korporatsii-rossii-v-usloviyah-krizisa-opyt-problemy-riski.

Курченков В. В., Макаренко О. С., Курченкова М. В. К вопросу об институциональном статусе государственных корпораций // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. №3. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-institutsionalnom-statuse-gosudarstvennyh-korporatsiy.

Просмотров работы: 905